Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А28-210/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А28-210/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Косолапова Н.Ф. - председателя совета, Шатуновой Л.С., действующей на основании доверенности от 28.12.2012,
представителя ответчика Царюк С.В., действующей на основании доверенности от 01.04.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Куменского районного потребительского общества Кировского областного союза потребительских обществ
на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.04.2013 по делу N А28-210/2013, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.
по заявлению Куменского районного потребительского общества Кировского областного союза потребительских обществ (ОГРН 1024300833920, Кировская обл., пгт. Кумены, ул. Кирова, 27)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (ОГРН 1044316880453, г. Киров, ул. Ленина, 108),
третьи лица: администрация Куменского района Кировской области (Кировская обл., пгт. Кумены, ул. Кирова, д. 11), муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт. Кумены Куменского района Кировской области (Кировская обл., пгт. Кумены, ул. Поселковая, 10)
о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

Куменское районное потребительское общество Кировского областного союза потребительских обществ (далее - заявитель, Потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права от 02.10.2012 N 16/522/2012-694 и возложении обязанности зарегистрировать право собственности заявителя на здание магазина, расположенное по адресу: Кировская обл., пгт. Кумены, ул. Поселковая, 10а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация Куменского района Кировской области (далее - третье лицо, Администрация), муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт. Кумены Куменского района Кировской области (далее - третье лицо, Учреждение, МОУ СОШ пгт. Кумены) (том 1, л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Потребительское общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Потребительским обществом были соблюдены все требования законодательства при обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство здания магазина; в рассматриваемом случае на регистрацию был представлен необходимый пакет документов, подтверждающий, что строительство здания магазина осуществлялось с разрешения Администрации и на земельном участке, предоставленном в аренду Потребительскому обществу для размещения магазина.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу не возражает против ее удовлетворения.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы заявителя, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, указав при этом, что в настоящее время решается вопрос о прекращении права Учреждения на бессрочное пользование земельным участком, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Администрация явку представителя в судебное заседание не обеспечила, заявленное Администрацией ходатайство об отложении рассмотрения дела судом апелляционной инстанции рассмотрено и протокольным определением отклонено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 04.05.2011 N 339 (далее - постановление от 04.05.2011) Учреждению в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок, общей площадью 36539 кв. м, расположенный по адресу: Кировская область, пгт. Кумены, ул. Поселковая, д. 10. Земельный участок предоставлен для эксплуатации здания средней школы (том 1, л.д. 129).
16.06.2011 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком (том 1, л.д. 131).
В 2012 году осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 43:14:020212:95 с сохранением последнего в измененных границах. В результате раздела образован земельный участок с кадастровым номером 43:14:020212:334 площадью 400 кв. м (том 1, л.д. 50-51).
05.05.2012 Администрация (арендодатель) и Потребительское общество (арендатор) заключили договор аренды части земельного участка с кадастровым номером 43:14:020212:334, площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: Кировская область, Куменский район, пгт Кумены, ул. Поселковая, д. 10, разрешенное использование - для размещения магазина (том 1, л.д. 48).
28.05.2012 Администрацией выдано разрешение N RU 43514000-21 на строительство объекта капитального строительства - магазина (одноэтажное здание) по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Кумены, ул. Поселковая, д. 10 (далее - магазин) (том 1, л.д. 63).
30.05.2012 Администрацией заявителю выдано разрешение RU 43514000-12 на ввод в эксплуатацию построенного объекта - магазина (том 1, л.д. 64).
13.08.2012 Потребительский кооператив обратился в Управление с заявлением (том 1, л.д. 104) о государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: Кировская обл., Куменский район, пгт Кумены, ул. Поселковая, д. 10а, кадастровый номер объекта 43:14:020212:335 (магазин) на основании правоустанавливающих документов: разрешение на строительство от 28.05.2012 N RU 43514000-21, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.05.2012 N RU 43514000-12, договор аренды от 05.05.2012 N 1-К земельного участка с кадастровым номером 43:14:020212:334.
03.09.2012 Управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости сроком на один месяц на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) в связи с тем, что у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав. Решение о приостановлении формализовано в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 03.09.2012 (том 1, л.д. 66). Из данного уведомления следует, что с целью получения информации, необходимой для проведения государственной регистрации, а именно документального подтверждения соблюдения процедуры предоставления земельного участка в аренду, Управлением в Администрацию сделан запрос (том 1, л.д. 113). Заявителю предоставлено право по собственной инициативе представить информацию об опубликовании сообщения о предоставлении земельного участка (кадастровый номер 43:14:020212:334), площадью 334 кв. м в аренду, протокол результатов торгов, протокол о рассмотрении поступивших после публикации заявлений, решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения магазина.
13.09.2012 Администрация направила в адрес Управления письмо, в котором указало, что сообщение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 43:14:020212:334 в аренду для размещения здания магазина не опубликовано, постановление Администрации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 43:14:020212:334 для размещения здания магазина не издано, протокол результатов торгов и протокол о рассмотрении поступивших после публикации заявлений отсутствует (том 1, л.д. 114).
02.10.2012 Управление, руководствуясь частью 2 статьи 19, абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на магазин (том 1, л.д. 67) в связи с тем, что до окончания срока приостановления государственной регистрации заявителем не представлен документ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 43:14:020212:334 под строительство здания магазина, ответ органа местного самоуправления на межведомственный запрос государственного регистратора подтверждает отсутствие такого документа у заявителя (далее - решение от 02.10.2012).
Не согласившись с решением Управления от 02.10.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемый ненормативный акт действующему законодательству не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество следует, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе (пункт 1). В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи (пункт 2).
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки (пункт 2). В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется (пункт 3).
Из частей 1, 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство от 28.05.2012 N RU 43514000-21, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 3, частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1). Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1 части 3). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10).
Таким образом, принятие уполномоченным органом разрешения на строительство объекта капитального строительства, так же как и разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта обусловлено наличием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства.
Материалами дела подтверждено, что вместе с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание магазина Потребительским обществом были представлены в качестве правоустанавливающих документов: разрешение на строительство от 28.05.2012 N RU 43514000-21, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.05.2012 N RU 43514000-12, договор аренды от 05.05.2012 земельного участка с кадастровым номером 43:14:020212:334.
Между тем согласно материалам дела Администрацией при заключении договора аренды, выдаче разрешения на строительство не соблюдена процедура предоставления земельных участков под строительство, установленная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, решение Администрации о предоставлении Потребительскому обществу земельного участка под строительство отсутствует. При этом земельный участок принадлежит Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 43:14:020212:334 был изъят в установленном законом порядке у МКОУ СОШ пгт. Кумены.
С учетом названных обстоятельств Администрация не имела правовых оснований для передачи Потребительскому обществу в аренду данного земельного участка, следовательно, выданные на основании указанного договора разрешение на строительство от 28.05.2012 N RU 43514000-21 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.05.2012 N RU 43514000-12 не соответствуют требованиям статей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.05.2012 N RU 43514000-12 в рассматриваемой ситуации не может являться основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, Управление имело основания для принятия обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на здание магазина.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обжалуемое решение Управления нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя о том, что Потребительским обществом соблюдены все требования законодательства при обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство здания магазина, и на регистрацию был представлен необходимый пакет документов, подтверждающий, что строительство здания магазина осуществлялось с разрешения Администрации, были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Ссылки Потребительского общества и Учреждения на отказ последнего от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выраженный в письме от 26.03.3013, не влияют на существо рассматриваемого спора и правомерность выводов суда первой инстанции, поскольку законность обжалуемого ненормативного правового акта проверяется арбитражным судом на момент его издания.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины по жалобе, в размере 1000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации остаются на заявителе, излишне уплаченная государственная пошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 16.04.2013 по делу N А28-210/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куменского районного потребительского общества Кировского областного союза потребительских обществ - без удовлетворения.
Возвратить Куменскому районному потребительскому обществу Кировского областного союза потребительских обществ из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.05.2013 N 001323.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)