Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 08.10.2013 N Ф03-3651/2013 ПО ДЕЛУ N А73-16373/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. N Ф03-3651/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Камалиевой Г., Тарасова И.А.
при участии:
- от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Леонова Н.В., представитель по доверенности от 03.06.2013 N 1-11-6828;
- от администрации г. Хабаровска и Хабаровской городской Думы: Хворост Ю.Е., представитель по доверенностям от 13.12.2012 N 1.1.67-457, от 17.12.2012 N 751/2-19;
- от Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска: Каун О.А., представитель по доверенности от 04.02.2013 N 1022/02-12; Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 29.12.2012 N 13020/02-11;
- от Министерства здравоохранения Хабаровского края: Тян В.Ю., представитель по доверенности от 29.11.2012 N 08-12942;
- от МБУЗ "Детский санаторий "Амурский": Косткин А.Б., представитель по доверенности от 25.09.2013 N 519
рассмотрел кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Хабаровской городской Думы, Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 07.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013
по делу N А73-16373/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции Степина С.Д.; в суде апелляционной инстанции судьи Шевц Е.А., Гричановская Е.В., Пескова Т.Д.
По заявлению Министерства имущественных отношений Хабаровского края
к администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска, Хабаровской городской Думе
третьи лица: муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий "Амурский", Управление здравоохранения администрации города Хабаровска, Министерство здравоохранения Хабаровского края
о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУЗ ДС "Амурский" и Министерство здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700915401, место нахождения: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72).

Министерство, не соглашаясь с решением от 07.03.2013, постановлением от 20.06.2013, в кассационной жалобе просит его изменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В жалобе приведены доводы о несоответствии судебных актов, в которых не указаны способ и срок устранения нарушенных прав заявителя, пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ. Заявитель полагает правомерным требование к Департаменту об обязании заключить с МБУЗ ДС "Амурский" договор о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а отказ в части признания незаконным бездействия Хабаровской городской Думы по непередаче в государственную собственность земельного участка - противоречащим выводам судов, содержащимся в мотивировочной части решения.
В кассационных жалобах Департамент и Хабаровская городская Дума просят отменить решение от 07.03.2013, постановление от 20.06.2013 и отказать Министерству в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявители, ссылаясь на то, что спорный земельный участок является особо охраняемой природной территорией местного значения, относится к землям, ограниченным в обороте, полагают вывод судов об отсутствии препятствий для его передачи в составе имущественного комплекса в собственность субъекта Российской Федерации не соответствующим Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Считают, что принятие решения об образовании земельного участка площадью 131 963 кв. м принято без обоснования необходимости его использования для целей охраны здоровья в таком размере, без учета расположенных на земельном участке площадью 145 132 кв. м объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, не подлежащих передаче в собственность Хабаровского края, и основано на отмененном постановлении администрации г. Хабаровска от 12.10.2012 N 4348. Заявители также оспаривают нарушение прав и законных интересов Министерства и указывают на пропуск им трехмесячного срока для подачи заявления в арбитражный суд.
В отзыве на кассационную жалобу Министерства Хабаровская городская Дума выразила несогласие с приведенными в ней доводами и просила отказать в ее удовлетворении.
МБУЗ ДС "Амурский" в отзыве на кассационные жалобы Департамента и Хабаровской городской Думы доводы заявителей отклонило, указав на их необоснованность.
В заседании суда кассационной инстанции представители Министерства, Департамента, Хабаровской городской Думы, МБУЗ ДС "Амурский" доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на них, поддержали и дали по ним пояснения.
Представитель Министерства здравоохранения Хабаровского края полагал жалобу Министерства подлежащей удовлетворению, выразив позицию, аналогичную позиции ее заявителя.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 10 мин. 07.10.2013, информация о котором размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в сети Интернет.
Проверив законность решения от 07.03.2013, постановления от 20.06.2013, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает судебные акты подлежащими изменению исходя из следующего.
Как установлено судами, решением Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 (в редакции от 24.07.2012 N 630) утвержден перечень муниципальных учреждений здравоохранения города Хабаровска как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" в государственную собственность Хабаровского края, в числе которых значится МБУЗ ДС "Амурский".
В утвержденном также данным решением перечне недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями здравоохранения, и земельные участки, предлагаемые к передаче в государственную собственность Хабаровского края в составе имущественных комплексов, указаны объекты недвижимости МБУЗ ДС "Амурский" (пункт 26), расположенные по ул. Санаторной, 17а в г. Хабаровске. Земельный участок, на котором расположены данные объекты, находящиеся в оперативном управлении учреждения, в перечень передаваемого недвижимого имущества не включен.
Согласно изданному администрацией г. Хабаровска 12.10.2012 постановлению N 4348 МБУЗ ДС "Амурский" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 27:23:0000000:1397/3 площадью 131 963 кв. м под здания, находящиеся в его оперативном управлении.
Ввиду того, что данный земельный участок является составной частью земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397, право постоянного (бессрочного) пользования за учреждением в установленном порядке не зарегистрировано, раздел земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397 в целях формирования земельного участка под объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении МБУЗ ДС "Амурский", администрацией г. Хабаровска не осуществлен.
Министерство, обратившись 26.10.2012 к мэру г. Хабаровска, предложило принять меры по подготовке правоустанавливающих документов в отношении указанного земельного участка, а ранее (22.10.2012) письмом N 1-11-8172 предлагало внести изменения в решение Хабаровской городской Думы, включив в перечень передаваемого имущества земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости учреждения.
Полагая бездействие органов местного самоуправления по непередаче в государственную собственность Хабаровского края спорного земельного участка в составе имущественного комплекса учреждения здравоохранения не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Хабаровского края в сфере здравоохранения, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявленными по настоящему делу требованиями.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушение указанными ненормативным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статьей 100 Федерального закона N 323 предусмотрено, что здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 01.01.2013 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Установив, что с 01.01.2012 Федеральным законом N 323 к полномочиям Хабаровского края отнесена организация оказания населению медицинской помощи на территории края, суды сделали правильный вывод об обязанности органов местного самоуправления в установленный законом срок передать в собственность Хабаровского края муниципальное имущество, используемое в целях охраны здоровья, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями здравоохранения.
Как следует из материалов дела, на момент принятия решения Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 земельный участок, на котором расположены закрепленные за МБУЗ ДС "Амурский" на праве оперативного управления объекты недвижимости, использовался учреждением в составе имущественного комплекса в целях оказания медицинской помощи населению. Его невключение в перечень недвижимого имущества, передаваемого в собственность Хабаровского края, обосновано тем, что данный земельный участок относится к особо охраняемой природной территории - землям, ограниченным в обороте.
Исходя из норм Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 27, пункт 4 статьи 35), Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" судами сделан правильный вывод о том, что законом установлен запрет на передачу земельных участков особо охраняемой природной территории лишь в частную собственность. При этом ограничение оборотоспособности таких земельных участков не препятствует их безвозмездной передаче под объектами недвижимости в составе имущественного комплекса в соответствии с нормами части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 100 Федерального закона N 323, когда изменяется уровень собственности при переходе к другому собственнику муниципального имущества.
С учетом того, что в кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0000000:1397, расположенный по ул. Санаторной, 17а, содержатся сведения о площади земельного участка под зданием и строениями МБУЗ ДС "Амурский" (131 963 кв. м), суды обоснованно, руководствуясь пунктом 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, посчитали допустимым образование такого земельного участка путем раздела земельного участка площадью 145 132 кв. м
Доводы Департамента и Хабаровской городской Думы о принятии судами решения без учета того, что на нем находятся другие объекты муниципальной собственности, не подлежащие передаче, отклоняются, поскольку из кадастрового паспорта на земельный участок площадью 145 132 кв. м усматривается, что под указанными объектами (литеры Н, С, В, Д) значится площадь 8 097 кв. м + 5 072 кв. м, которая не является составной частью земельного участка площадью 131 963 кв. м
Вместе с тем ссылка в судебных актах на постановление администрации г. Хабаровска от 12.10.2012 N 4348 в обоснование образования земельного участка площадью 131 963 кв. м, которое отменено постановлением администрации г. Хабаровска от 14.12.2012 N 5180, в данном случае неосновательна, поэтому доводы Хабаровской городской Думы в указанной части заслуживают внимания.
Исходя из установленных обстоятельств и норм права, подлежащих применению, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого бездействия закону и нарушающего права Хабаровского края в лице Министерства на распоряжение подлежащим передаче в собственность Хабаровского края в силу закона имуществом и на осуществление государственных полномочий по организации и оказанию медицинской помощи населению края, арбитражные суды правомерно признали бездействие Хабаровской городской Думы, выразившееся в невключении в решение от 21.02.2012 N 542 спорного земельного участка, незаконным, и возложили на администрацию г. Хабаровска обязанность принять решение об образовании земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397.
При этом на основании оценки исследованных доказательств обоснованно отклонили доводы Департамента и Хабаровской городской Думы о пропуске Министерством установленного статьей 198 АПК РФ срока для подачи заявления в арбитражный суд, что опровергается материалами дела.

Поскольку требование об обязании Хабаровской городской Думы внести в соответствующее решение объект недвижимости является способом устранения допущенного этим органом нарушения, у судов не имелось оснований для отказа Министерству в удовлетворении такого требования.
В связи с этим судебные акты в указанной части подлежат изменению.
Что касается доводов Министерства в отношении отсутствия в решении указания на срок устранения нарушения, что это обстоятельство не препятствует исполнению судебного акта, который по данной категории дел в силу части 7 статьи 201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Требования в части предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и заключения такого договора с Департаментом в условиях, когда вследствие его передачи в государственную собственность края функцию по распоряжению им органы местного самоуправления утратили, а также в отсутствие таких требований со стороны самого учреждения, заявленных в рамках настоящего дела, отказ в удовлетворении заявления в указанной части обоснован.
Иные доводы заявителей жалобы были предметом рассмотрения судебных инстанций и отклонены по основаниям, изложенным в решении и постановлении. Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки исследованных доказательств и установленных арбитражными судами обстоятельства.
С учетом изложенного судебные акты подлежат изменению, а кассационные жалобы - частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

Решение от 07.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по делу N А73-16373/2012 изменить, дополнить резолютивную часть решения от 07.03.2013 абзацем следующего содержания: обязать Хабаровскую городскую Думу внести в решение Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 (в редакции от 24.07.2012 N 630) образованный путем раздела земельный участок под объектами недвижимости муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации города Хабаровска, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Санаторная, 17а, в месячный срок со дня принятия администрацией г. Хабаровска решения об образовании земельного участка.
Исключить из резолютивной части решения слова "определенный постановлением администрации города Хабаровска от 12.10.2012 N 4348 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации города Хабаровска земельного участка".
В остальном решение от 07.03.2013, постановление от 20.06.2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.Н.БАРБАТОВ

Судьи
Г.А.КАМАЛИЕВА
И.А.ТАРАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)