Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2013 N 15АП-16554/2013 ПО ДЕЛУ N А32-2738/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2013 г. N 15АП-16554/2013

Дело N А32-2738/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.
судей Ванина В.В., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК": директор Шепелев С.А., паспорт, устав, приказ от 10.10.2007; представитель Кузнецов Д.В., паспорт, доверенность от 21.01.2013;
- от Администрации муниципального образования Мостовской район: представитель не явился, извещена;
- от общества с ограниченной ответственностью "Предгорье Кубани": представитель не явился, извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Лазурит": представитель не явился, извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Отрадненская": представитель не явился, извещен;
- от Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края: представитель не явился, извещен;
- от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель не явился, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26 августа 2013 года по делу N А53-10552/2013
по иску Департамента имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Мокоси"
о взыскании задолженности
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью Фирма "Мокоси"
к Департаменту имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону
о взыскании 317 463 руб.,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Мостовской район (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Предгорье Кубани" и обществу с ограниченной ответственностью "Лазурит" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N 8820000176 от 09.06.2010 с кадастровым номером 23:20:1005001:402, заключенного между администрацией муниципального образования Мостовской район и ООО "КФХ Чалова В.Н." (ныне именуемое ООО "Прегорье Кубани") и применении ее недействительности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15 августа 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 8820000176 от 09. (далее - договор аренды) является ничтожной сделкой не соответствующей требованиям ст. ст. 1.2., 7., 25.1. Закона Российской Федерации "О недрах"; ст. ст. 30., 32. Земельного кодекса Российской Федерации. На основании лицензии на право пользования недрами от 08.05.2009 года серии КРД, N 80143, вид ТР заявитель является пользователем участком недр, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 23:20:1005001:402.18.06.2008 г. Администрацией муниципального образования Мостовский район Краснодарского края (далее - администрация, районная администрация) было дано "предварительное согласие" на предоставление данного земельного участка для целей недропользования. Суд не учел, что в письме от 08.07.2009 г. N 7 истец обратился с заявлением в районную администрацию о предоставлении указанного земельного участка для целей недропользования, однако ответа на заявление получено не было. На основании постановления Администрации МО Мостовский район от 09.06.2010 г. N 1452 между администрацией и ООО "Предгорье Кубани" был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 8820000176 (далее - договор аренды). Кадастровый номер земельного участка - 23:20:1005001:402. На основании договора N 12 от 10.11.2011 г. о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности ООО "Предгорье Кубани" передало все права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:402 ООО "Агрофирма "Отрадненская". В свою очередь ООО "Агрофирма "Отрадненская" передало все права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:402 ООО "Лазурит". Договор аренды является ничтожной сделкой, что влечет ничтожность сделок по передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды вследствие того, что сделки по уступке прав по договору аренды вытекают из основной, ничтожной сделки.
В судебное заседание Администрация муниципального образования Мостовской район; общество с ограниченной ответственностью "Предгорье Кубани"; общество с ограниченной ответственностью "Лазурит"; общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Отрадненская"; Департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края; Министерство природных ресурсов Краснодарского края, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
От ООО "Лазурит" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Администрации муниципального образования Мостовской район; общества с ограниченной ответственностью "Предгорье Кубани"; общества с ограниченной ответственностью "Лазурит"; общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Отрадненская"; Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края; Министерства природных ресурсов Краснодарского края в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании директор общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК" и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.08.2008 администрацией муниципального образования Мостовский район истцу дано согласие на предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и последующей разработкой участка недр.
Истцом, по результатам аукциона, была получена лицензия на право пользования недрами на спорном земельном участке от 08.05.2009 КРД 80143-ТР.
Истцом в адрес ответчика - Администрации МО Мостовский район было направлено заявление от 08.07.2009 N 7 о предоставлении земельного участка для целей недропользования, ответа на которые от ответчика не последовало.
09.06.2010 между Администрацией МО Мостовский район Краснодарского края и ООО "КФХ Чалова В.Н." на основании постановления администрации МО Мостовский район Краснодарского края от 09.06.2010 N 1452 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:402, был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 8820000176 (далее - договор аренды).
Впоследствии, ООО "КФХ Чалова В.Н." было переименовано в ООО "Предгорье Кубани" и, на основании договора N 12 от 10.11.2011 г., переуступило свои арендные права по договору аренды ООО "Агрофирма "Отрадненская". Затем, ООО "Агрофирма "Отрадненская", в свою очередь, в соответствии с договором б/N от 29.02.2012 г., переуступило свои арендные права ООО "Лазурит", которое в настоящее время и является пользователем земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:402.
Истец, полагая, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:402, заключенный между Администрацией МО Мостовский район Краснодарского края и ООО "КФХ Чалова В.Н." 09.06.2010, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы доказательства, доводы и возражения сторон суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что сделка по передаче спорного земельного участка в аренду, заключенная между администрацией и ООО "Предгорье Кубани" не соответствует требованиям закона.
Согласно п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В обоснование своей позиции истец указывает на несоответствие договора аренды требованиям ст. ст. 1.2., 7., 25.1. Закона Российской Федерации "О недрах"; ст. ст. 30., 32. Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако при заключении договора аренды указанные статьи законов не были нарушены ни администрацией, ни ООО "Предгорье Кубани", постольку, поскольку арендные отношения, сложившиеся между сторонами договора аренды регламентируются иными нормами закона.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 32. Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ регламентирует порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Статья 1.2. Закона Российской Федерации "О недрах" устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Закона Российской Федерации "О недрах" устанавливает, что участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр, а также регулирует порядок определения границ горного отвода.
Статья 25.1. Закона Российской Федерации "О недрах" устанавливает, что Земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр без проведения торгов, после получения лицензии в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Прекращение прав пользователей недр на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Данные обстоятельства указывают на ошибочность вывода истца о том, что договор аренды является ничтожной сделкой.
Судом первой инстанции также правомерно установлено, что истец не представил доказательств обращения в администрацию за выделением спорного земельного участка, а администрация не принимала соответствующего решения о предоставлении земельного участка.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ошибочность данного вывода суда, ссылаясь на то обстоятельство, что доказательством обращения в орган местного самоуправления служит копия письма от 08.07.2009 N 7 о предоставлении земельного участка для целей недропользования, а также отзыв Администрации МО Мостовский район, в котором администрация указывает на то обстоятельство, что при заключении договора аренды с ООО "КФХ "Чалова В.Н." обстоятельство направления письма не были приняты во внимание органом местного самоуправления.
Указанные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом в силу следующего.
В порядке предусмотренном п. 8 ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления никогда не принимали решения о предоставлении спорного земельного участка истцу. Участок с кадастровым номером 23:20:1005001:402 никогда не предоставлялся истцу в установленном законом порядке для целей недропользования.
Статьей 25.1 Закона "О недрах" предусмотрено, что земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов,
- с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Иных законных оснований предоставления земельного участка для строительства земельное законодательство не содержит.
Между тем, в соответствии с пунктом 2.2. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Следовательно, приведенный запрет на проведение торгов (конкурсов, аукционов) при предоставлении земельного участка для добычи недр одновременно означает недопустимость предоставления такого земельного участка без предварительного согласования, а потому подлежит применению вышеприведенное законное основание - с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 данного Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, которое является основанием последующего принятия в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
При этом в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта дает лицу, в отношении которого оно принято, безусловное право на образование земельного участка и получение его в аренду в бесконкурсном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, на основании заявления заинтересованного лица принимает решение о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок.
Между тем, истец не обращался в администрацию за выделением земельного участка для целей недропользования в рамках приведенных норм, а администрация не принимала соответствующего решения о предоставлении земельного участка.
Истец согласно закону должен был осуществить все необходимые мероприятия для осуществления своей деятельности предусмотренной лицензией и лицензионным соглашением, являющимся неотъемлемой составной частью лицензии.
Однако, перевод земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности" произведен не был. Не были проведены работы по определению размера возмещения потерь сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером 23:20:1005001:402 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Перевод земельного участка из указанной категории в иную в установленном законом порядке не осуществлен, следовательно, использование участка для добычи песчано-гравийной смеси является необоснованным.
Согласно положениями Федерального закона от 24.07.2002 No101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования таких земельных участков.
Согласно п. 8 ст. 30 ЗК РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Предварительное согласие от 18.06.2008 г. не может рассматриваться в качестве решения о предоставлении земельного участка в целях недропользования, выданного в соответствии с нормами действующего законодательства.
На момент выдачи истцу лицензии от 08.05.2009 г. действующая на тот момент редакция Закона Краснодарского края от 10 октября 2006 г. N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" предусматривала, что Земельные участки, в отношении которых органам местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом передаются отдельные государственные полномочия Краснодарского края, передаются по актам приема-передачи от департамента имущественных отношений Краснодарского края соответствующим органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно ст. 12 Закона Краснодарского края от 10 октября 1997 г. N 101-КЗ "О недропользовании на территории Краснодарского края" в действовавшей на тот момент редакции предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования. Предоставление земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
Согласно ст. 11. Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в редакции действовавшей на момент выдачи лицензии предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Данный порядок установлен Земельным Кодексом Российской Федерации.
Ст. 29. Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 10, 11 ЗК РФ Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно имеющейся в материалах дела Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2013 г. N 11/007/2013-049 земельный участок с кадастровым номером 23:20:1005001:402 находится в собственности Краснодарского края, поэтому полномочия по распоряжению указанным участком на момент дачи согласия администрации 18.06.2008 г. и до 18 декабря 2009 г. принадлежали Краснодарскому краю, а не органу местного самоуправления.
П. 6 ст. 30. Земельного кодекса установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи а именно следующим образом:
- предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления юридического лица, при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
- подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что такое согласие не требовалось согласно действовавшей на тот момент редакции закона "О недрах", а полномочиями по распоряжению земельным участком администрация обладала в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией закона Краснодарского края от 10 октября 2006 г. N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края".
По мнению заявителя, согласие не требовалось еще и потому, что в действовавшей редакции закона отсутствовали нормы о составлении акта приема-передачи земельного участка, при передаче полномочий, а указанная норма была введена статьей 8.1. Закона, вступившей в законную силу 27 ноября 2008 г., то есть после того как было дано таковое согласие.
Указанные доводы подлежат отклонению апелляционным судом.
Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от 10 октября 1997 г. N 101-КЗ "О недропользовании на территории Краснодарского края" в редакции, действовавшей в момент дачи согласия администрацией распоряжение единым государственным фондом недр на территории Краснодарского края и выделение участков недр местного значения а также принятие в пределах полномочий решений об отчуждении земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 10 октября 2006 г. N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края", в действующей на момент дачи согласия администрацией органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований были наделены следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками:
1) организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством;
2) принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном:
а) статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
б) статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
3) заключение договоров аренды земельных участков;
4) заключение соглашений об изменении срока действия договоров аренды земельных участков при условии надлежащего исполнения арендаторами земельных участков условий договоров аренды;
5) ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков;
6) осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Таким образом, администрация муниципального образования Мостовский район не имела полномочий на выделение участков недр местного значения, а также принятие решения об отчуждении спорного земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, так как принятие указанного решения относилось на тот момент к полномочиям исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.
Администрация муниципального образования Мостовский район 18 июня 2008 г. не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:20:1005001:0402, поскольку была наделена полномочиями по распоряжению земельным участком, находящимся в государственной собственности Краснодарского края лишь 18 декабря 2009 г.
18.06.2008 г. Администрацией муниципального образования Мостовский район Краснодарского края (далее - администрация, районная администрация) было дано предварительное согласие на предоставление данного земельного участка для целей недропользования.
Как следует из имеющегося в материалах дела Акта приема-передачи земельных участков государственной собственности Администрация муниципального образования Мостовский район была наделена отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края (в том числе и полномочиями по распоряжению спорным земельным участком) лишь 18 декабря 2009 г.
Ст. 1.2. Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О недрах" органы местного самоуправления вправе предоставлять разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения лишь в соответствии с установленным порядком.
Установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона "О недрах).
Согласно ст. 10.1. Закона Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" от 10 октября 2006 г N 1101-КЗ земельные участки, в отношении которых органам местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом передаются отдельные государственные полномочия Краснодарского края передаются по актам приема-передачи от департамента имущественных отношений Краснодарского края соответствующим органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии со ст. 10.1 Закона "О недрах" основаниями возникновения права пользования участками недр является в числе прочих принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Лицензия на право пользования недрами от 08.05.2009 года серии КРД, N 80143, вид ТР на которую ссылается истец, как на основание своего права пользования участком недр, расположенным в 2,7-7,1 км к юго-востоку от п. Мостовского Мостовского района выдана Департаментом строительства Краснодарского края на основании того что право на пользование земельным участком получено от главы муниципального образования Мостовский район (согласия от 16 июня 2008 г N 01-1789, от 18 июня 2008 г. N 01-1852, от 18 июня 2008 г. N 01-1853).
Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления, т.е. по существу является ненормативным правовым актом органа государственной власти, который адресован конкретному лицу, носит властно-распорядительный характер и влечет для лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей.
Судом первой инстанции также правомерно установлено, что ООО "Предгорье Кубани", ООО "Агрофирма "Отрадненская", ООО "Лазурит" являются добросовестными приобретателями имущественных прав в виде права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1005001:402.
В письме от 08.07.2009 г. N 7 истец обратился с заявлением в районную администрацию о предоставлении указанного земельного участка в аренду для целей недропользования, однако ответа на заявление получено не было.
Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 8820000176 был заключен 09 июня 2010 г., то есть спустя 11 месяцев с момента подачи заявления истца о предоставлении земельного участка, оставленного без ответа. Действия (бездействие) должностных лиц администрации не оспаривались истцом в установленный законом срок.
Судом первой инстанции также правомерно установлено, что заявителем не представлено суду доказательств того, каким образом права общества как пользователя недр были нарушены при заключении договора аренды спорного земельного участка и договора замены стороны в обязательств. На момент предоставления спорного земельного участка он не был обременен правами третьих лиц, сведения о наличии и регистрации такого обременения стороной истца суду не представлялись. Истец с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в орган местного самоуправления не обращался и таковых доказательств суду не представил.
ООО "Строительная корпорация ЕСК" не является стороной договоров аренды и замены стороны в обязательстве, применение последствий недействительности сделок непосредственно не влияет на гражданские права истца, поскольку у общества не оформлено право пользования спорным земельным участком.
Более того, заявителем не представлено доказательств того, что спорный земельный участок, находится непосредственно в границах предоставленного истцу горного отвода. Согласно лицензии КРД80143ТР от 08.05.2008 г. местоположение участка недр представленного истцу определено как: пос. Мостовской, в 2,7-7,1 км к юго-востоку.
Таким образом, истцом не доказано, что он является заинтересованным лицом в отношении сделки, заключенной между ответчиками и администрацией.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 августа 2013 года по делу N А32-2738/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
И.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
В.В.ВАНИН
М.Г.ВЕЛИЧКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)