Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Егоров Д.К.
Судья - докладчик: Скубиева И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Николаевой Т.В. и Скубиевой И.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. гражданское дело по исковому заявлению И. к администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское о признании отказа незаконным, обязывании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское на решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 июня 2013 года,
установила:
И. в обоснование искового заявления указал, что является собственником <данные изъяты> земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят>, на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Все <данные изъяты> земельных участка относятся к категориям земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания.
<дата изъята> истцу выданы акты обследования земельных участков, утвержденные рабочей комиссией муниципального образования города Усолье-Сибирское для целей строительства.
<дата изъята> истец обратился в администрацию <адрес изъят> за изменением условно разрешенного вида использования земельных участков: <данные изъяты>
К заявлению им были приложены копии документов, подтверждающих его право на земельные участки, копии заключений по отводу земельного участка под строительство соцкультбыта (<данные изъяты>.
По результатам публичных слушаний ему отказано в предоставлении разрешения на изменение вида использования земельных участков по <адрес изъят>.
Согласно протоколу публичных слушаний кворум слушателей состоялся, на слушаниях присутствовало <данные изъяты> человек.
Голосование проведено с результатами: "за" - <данные изъяты> человека, "против" - <данные изъяты> человек.
Протокол публичных слушаний ему не был выдан на руки, и он с ним не ознакомлен.
Считает, что и.о. главы Усольского муниципального образования города Усолье-Сибирское своим письмом от <дата изъята> за <номер изъят>, которое он получил по почте <дата изъята>, незаконно отказал ему в удовлетворении его заявления.
Истец просил суд с учетом уточнений признать незаконным, нарушающим его права и законные интересы решение администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>, выраженное в форме письма за подписью и.о. главы администрации города А. от <дата изъята>; обязать администрацию муниципального образования города Усолье-Сибирское устранить нарушение его прав и законных интересов путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>
Решением Усольского городского суда Иркутской области от <дата изъята> решение администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>, выраженное в форме письма за подписью и.о. главы администрации города А. от <дата изъята>, признано незаконным; на администрацию муниципального образования города Усолье-Сибирское возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов И. путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение.
В обоснование доводов к отмене решения суда указала на то, что данный <дата изъята> ответ и.о. главы Усольского муниципального образования города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков соответствует законодательству и отмене не подлежит.
В соответствии со ч. 1 п. 3 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, применительно к городским поселениям и городским округам до <дата изъята>, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
В <адрес изъят> в рабочую комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний от жителей <адрес изъят>, а также директора <данные изъяты> поступили письма с мнениями, что строительство объекта <данные изъяты> по <адрес изъят> недопустимо.
В газете <данные изъяты> от <дата изъята> опубликовано заключение о результатах публичных слушаний, в газете <данные изъяты> от <дата изъята> опубликовано объявление, в котором отдел архитектуры и градостроительства администрации города информировал население города о том, что по результатам публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят>, принято решение: по результатам голосования, принимая во внимание предложения, поступившие в рабочую комиссию от граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение, не предоставлять И. разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят>, для строительства объекта <данные изъяты>.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель И. М. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Скубиевой И.В., объяснения представителя администрации г. Усолье-Сибирское, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК Российской Федерации) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым, 2) общественно-деловым, 3) производственным, 4) инженерных и транспортных инфраструктур, 5) рекреационным, 6) сельскохозяйственного назначения, 7) специального назначения, 8) военных объектов, 9) иным территориальным зонам.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условной разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условной разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции установил, что И. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят> на основании свидетельства о государственной регистрации права <номер изъят> от <дата изъята> (далее по тексту земельный участок <адрес изъят>); земельного участка площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности за <номер изъят> от <дата изъята> (далее по тексту земельный участок <адрес изъят>); земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности за <номер изъят> от <дата изъята> (далее по тексту земельный участок <адрес изъят>).
Все <данные изъяты> земельных участка относятся к категориям земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания.
Решением городской Думы муниципального образования <адрес изъят> <номер изъят> от <дата изъята> были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, в том числе принадлежащих истцу, на <дата изъята> в <данные изъяты> часов в актовом зале администрации города Усолье-Сибирское, указанное решение опубликовано в газете "<данные изъяты> от <дата изъята>.
По результатам публичных слушаний был составлен протокол от <дата изъята> <номер изъят>, в соответствии с которым кворум слушателей состоялся, на слушаниях в зале присутствовало <данные изъяты> человек. Голосование проведено с результатами: "за" проголосовало <данные изъяты> человека, "против" - <данные изъяты> человек, воздержавшихся нет. Кроме того, из текста протокола усматривается, что до проведения публичных слушаний в рабочую комиссию поступило <данные изъяты> заявлений от граждан "против" для включения в протокол.
Письмом и.о. главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от <дата изъята> <номер изъят> истцу отказано в изменении разрешенного использования земельных участков, поскольку по результатам проведения публичных слушаний от <дата изъята> приняты во внимание предложения, поступившие в рабочую комиссию от граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположены земельные участки.
Признавая незаконным данный отказ и возлагая на администрацию г. Усолье-Сибирское обязанность дать истцу испрашиваемое разрешение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не мотивировано, содержит в себе лишь указание на предложения, поступившие в рабочую комиссию от граждан; из текста письма невозможно установить, на основании каких установленных обстоятельств ответчик пришел к выводу об отказе И. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использовании земельных участков; в представленных ответчиком заявлениях граждан, не присутствовавших на публичных слушаниях, отсутствуют отметки об их поступлении в рабочую комиссию, они не были зарегистрированы надлежащим образом при поступлении в администрацию города Усолье-Сибирское.
Дав анализ результатам голосования проведенных публичных слушаний, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, бесспорно свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов граждан, обратившихся с заявлениями в рабочую комиссию, изменением разрешенного использования земельных участков.
Судебная коллегия не может согласиться с суждениями и выводами суда, находит решение суда подлежащим отмене в части по основаниям п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации.
Как следует из материалов гражданского дела, <дата изъята> истец обратился в администрацию г. Усолье-Сибирское с заявлениями о предоставлении разрешения на изменение целевого использования земельных участков:
1. по адресу: <адрес изъят> с эксплуатации нежилого здания с общей площадью <данные изъяты> кв. м на строительство зданий <данные изъяты>
2. по адресу: <адрес изъят> с эксплуатации нежилого здания, общей площадью <данные изъяты> кв. м, на строительство здания <данные изъяты>.
Заявлений относительно других земельных участков материалы дела не содержат.
Как следует из письменных возражений относительно доводов иска, поступивших в Усольский городской суд от администрации <адрес изъят>, истец обращался к ответчику по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят> б, в, г (л.д. 43).
Исковое заявление и письменные уточнения к нему содержат требования относительно земельных участков <данные изъяты>.
Других, оформленных в установленном статьями 131 - 132 ГПК Российской Федерации порядке исковых заявлений материалы дела не содержат, в то время как оспариваемым решением суда разрешены исковые требования относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, не являвшегося предметом заявлений И., а также предметом публичных слушаний, проведенных администрацией г. Усолье-Сибирское <дата изъята>.
При разрешении возникшего спора суд правильно указал, что решением городской Думы г. Усолье-Сибирское от <дата изъята> <номер изъят> утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Усолье-Сибирское (далее по тексту Положение).
Однако, при постановке оспариваемого решения не учел, что в соответствии со статьей 2 данного Положения публичные слушания проводятся в целях выявления мнения жителей <адрес изъят> по проектам муниципальных правовых актов, взаимодействия общественности с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения, и их проведение является обязательным при решении вопроса изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (пп. 7 (1) ч. 2 ст. 3 Положения). При этом жители города вправе участвовать в проведении публичных слушаний непосредственно, заранее уведомив рабочую комиссию в срок не позднее двух дней до дня проведения публичных слушаний, так и в форме направления своих предложений по выносимым на слушания вопросам в рабочую комиссию (ст. 9 Положения).
Как следует из протокола <номер изъят> администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское от <дата изъята>, в публичных слушаниях принимало участие <данные изъяты> человек, по спорному вопросу "за" проголосовало <данные изъяты> человека, "против" - <данные изъяты> человек, что составило <данные изъяты> человека.
Кроме того, в рабочую комиссию в соответствии с приведенными выше нормами Положения поступило <данные изъяты> заявлений жителей города, выступающих "против" удовлетворения заявления И., что правомерно было учтено администрацией г. Усолье-Сибирское при определении результатов публичных слушаний.
Ни порядок назначения и проведения публичных слушаний, ни их результаты не были оспорены И., в связи с чем суждения суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении, относительно данных вопросов выходят за рамки заявленных требований и не могут быть признаны законными.
Таким образом, анализ приведенных фактических обстоятельств дела, приведенных норм закона свидетельствует, что проведение публичных слушаний являлось обязательным при решении вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих И., на другой, такие слушания администрацией г. Усолье-Сибирское проведены, результаты публичных слушаний истцом не оспорены, свидетельствуют о формировании отрицательного заключения по испрашиваемому вопросу.
Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции о рекомендательном характере заключения рабочей комиссии, а также о необходимости дополнительной аргументации принятия таких рекомендаций к действию, что в оспариваемом решении администрации <адрес изъят>, содержащемся в письме за подписью и.о.главы администрации города от <дата изъята>, отсутствует, однако, считает неправомерным возложение на администрацию <адрес изъят> при указанных обстоятельствах обязанности по выдаче И. соответствующего разрешения и считает правильным, направленным на реализации задач судопроизводства в данном случае возложение на администрацию <адрес изъят> обязанности по рассмотрению обращения И. в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 июня 2013 года в части удовлетворения исковых требований И. к администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское об обязании устранить нарушение прав и законных интересов И. путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят> отменить.
В удовлетворении иска И. к администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское о возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов И. путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят> отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, дополнив решение суда следующим.
Обязать администрацию муниципального образования города Усолье-Сибирское рассмотреть обращение И. в установленном законом порядке.
Председательствующий
А.В.БЫКОВА
Судьи
Т.В.НИКОЛАЕВА
И.В.СКУБИЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8845/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N 33-8845/2013
Судья: Егоров Д.К.
Судья - докладчик: Скубиева И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Николаевой Т.В. и Скубиевой И.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. гражданское дело по исковому заявлению И. к администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское о признании отказа незаконным, обязывании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское на решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 июня 2013 года,
установила:
И. в обоснование искового заявления указал, что является собственником <данные изъяты> земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят>, на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Все <данные изъяты> земельных участка относятся к категориям земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания.
<дата изъята> истцу выданы акты обследования земельных участков, утвержденные рабочей комиссией муниципального образования города Усолье-Сибирское для целей строительства.
<дата изъята> истец обратился в администрацию <адрес изъят> за изменением условно разрешенного вида использования земельных участков: <данные изъяты>
К заявлению им были приложены копии документов, подтверждающих его право на земельные участки, копии заключений по отводу земельного участка под строительство соцкультбыта (<данные изъяты>.
По результатам публичных слушаний ему отказано в предоставлении разрешения на изменение вида использования земельных участков по <адрес изъят>.
Согласно протоколу публичных слушаний кворум слушателей состоялся, на слушаниях присутствовало <данные изъяты> человек.
Голосование проведено с результатами: "за" - <данные изъяты> человека, "против" - <данные изъяты> человек.
Протокол публичных слушаний ему не был выдан на руки, и он с ним не ознакомлен.
Считает, что и.о. главы Усольского муниципального образования города Усолье-Сибирское своим письмом от <дата изъята> за <номер изъят>, которое он получил по почте <дата изъята>, незаконно отказал ему в удовлетворении его заявления.
Истец просил суд с учетом уточнений признать незаконным, нарушающим его права и законные интересы решение администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>, выраженное в форме письма за подписью и.о. главы администрации города А. от <дата изъята>; обязать администрацию муниципального образования города Усолье-Сибирское устранить нарушение его прав и законных интересов путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>
Решением Усольского городского суда Иркутской области от <дата изъята> решение администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>, выраженное в форме письма за подписью и.о. главы администрации города А. от <дата изъята>, признано незаконным; на администрацию муниципального образования города Усолье-Сибирское возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов И. путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят>.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение.
В обоснование доводов к отмене решения суда указала на то, что данный <дата изъята> ответ и.о. главы Усольского муниципального образования города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков соответствует законодательству и отмене не подлежит.
В соответствии со ч. 1 п. 3 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, применительно к городским поселениям и городским округам до <дата изъята>, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
В <адрес изъят> в рабочую комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний от жителей <адрес изъят>, а также директора <данные изъяты> поступили письма с мнениями, что строительство объекта <данные изъяты> по <адрес изъят> недопустимо.
В газете <данные изъяты> от <дата изъята> опубликовано заключение о результатах публичных слушаний, в газете <данные изъяты> от <дата изъята> опубликовано объявление, в котором отдел архитектуры и градостроительства администрации города информировал население города о том, что по результатам публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят>, принято решение: по результатам голосования, принимая во внимание предложения, поступившие в рабочую комиссию от граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение, не предоставлять И. разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят>, для строительства объекта <данные изъяты>.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель И. М. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Скубиевой И.В., объяснения представителя администрации г. Усолье-Сибирское, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК Российской Федерации) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым, 2) общественно-деловым, 3) производственным, 4) инженерных и транспортных инфраструктур, 5) рекреационным, 6) сельскохозяйственного назначения, 7) специального назначения, 8) военных объектов, 9) иным территориальным зонам.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условной разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условной разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции установил, что И. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят> на основании свидетельства о государственной регистрации права <номер изъят> от <дата изъята> (далее по тексту земельный участок <адрес изъят>); земельного участка площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности за <номер изъят> от <дата изъята> (далее по тексту земельный участок <адрес изъят>); земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности за <номер изъят> от <дата изъята> (далее по тексту земельный участок <адрес изъят>).
Все <данные изъяты> земельных участка относятся к категориям земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания.
Решением городской Думы муниципального образования <адрес изъят> <номер изъят> от <дата изъята> были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, в том числе принадлежащих истцу, на <дата изъята> в <данные изъяты> часов в актовом зале администрации города Усолье-Сибирское, указанное решение опубликовано в газете "<данные изъяты> от <дата изъята>.
По результатам публичных слушаний был составлен протокол от <дата изъята> <номер изъят>, в соответствии с которым кворум слушателей состоялся, на слушаниях в зале присутствовало <данные изъяты> человек. Голосование проведено с результатами: "за" проголосовало <данные изъяты> человека, "против" - <данные изъяты> человек, воздержавшихся нет. Кроме того, из текста протокола усматривается, что до проведения публичных слушаний в рабочую комиссию поступило <данные изъяты> заявлений от граждан "против" для включения в протокол.
Письмом и.о. главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от <дата изъята> <номер изъят> истцу отказано в изменении разрешенного использования земельных участков, поскольку по результатам проведения публичных слушаний от <дата изъята> приняты во внимание предложения, поступившие в рабочую комиссию от граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположены земельные участки.
Признавая незаконным данный отказ и возлагая на администрацию г. Усолье-Сибирское обязанность дать истцу испрашиваемое разрешение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не мотивировано, содержит в себе лишь указание на предложения, поступившие в рабочую комиссию от граждан; из текста письма невозможно установить, на основании каких установленных обстоятельств ответчик пришел к выводу об отказе И. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использовании земельных участков; в представленных ответчиком заявлениях граждан, не присутствовавших на публичных слушаниях, отсутствуют отметки об их поступлении в рабочую комиссию, они не были зарегистрированы надлежащим образом при поступлении в администрацию города Усолье-Сибирское.
Дав анализ результатам голосования проведенных публичных слушаний, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, бесспорно свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов граждан, обратившихся с заявлениями в рабочую комиссию, изменением разрешенного использования земельных участков.
Судебная коллегия не может согласиться с суждениями и выводами суда, находит решение суда подлежащим отмене в части по основаниям п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации.
Как следует из материалов гражданского дела, <дата изъята> истец обратился в администрацию г. Усолье-Сибирское с заявлениями о предоставлении разрешения на изменение целевого использования земельных участков:
1. по адресу: <адрес изъят> с эксплуатации нежилого здания с общей площадью <данные изъяты> кв. м на строительство зданий <данные изъяты>
2. по адресу: <адрес изъят> с эксплуатации нежилого здания, общей площадью <данные изъяты> кв. м, на строительство здания <данные изъяты>.
Заявлений относительно других земельных участков материалы дела не содержат.
Как следует из письменных возражений относительно доводов иска, поступивших в Усольский городской суд от администрации <адрес изъят>, истец обращался к ответчику по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят> б, в, г (л.д. 43).
Исковое заявление и письменные уточнения к нему содержат требования относительно земельных участков <данные изъяты>.
Других, оформленных в установленном статьями 131 - 132 ГПК Российской Федерации порядке исковых заявлений материалы дела не содержат, в то время как оспариваемым решением суда разрешены исковые требования относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, не являвшегося предметом заявлений И., а также предметом публичных слушаний, проведенных администрацией г. Усолье-Сибирское <дата изъята>.
При разрешении возникшего спора суд правильно указал, что решением городской Думы г. Усолье-Сибирское от <дата изъята> <номер изъят> утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Усолье-Сибирское (далее по тексту Положение).
Однако, при постановке оспариваемого решения не учел, что в соответствии со статьей 2 данного Положения публичные слушания проводятся в целях выявления мнения жителей <адрес изъят> по проектам муниципальных правовых актов, взаимодействия общественности с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения, и их проведение является обязательным при решении вопроса изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (пп. 7 (1) ч. 2 ст. 3 Положения). При этом жители города вправе участвовать в проведении публичных слушаний непосредственно, заранее уведомив рабочую комиссию в срок не позднее двух дней до дня проведения публичных слушаний, так и в форме направления своих предложений по выносимым на слушания вопросам в рабочую комиссию (ст. 9 Положения).
Как следует из протокола <номер изъят> администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское от <дата изъята>, в публичных слушаниях принимало участие <данные изъяты> человек, по спорному вопросу "за" проголосовало <данные изъяты> человека, "против" - <данные изъяты> человек, что составило <данные изъяты> человека.
Кроме того, в рабочую комиссию в соответствии с приведенными выше нормами Положения поступило <данные изъяты> заявлений жителей города, выступающих "против" удовлетворения заявления И., что правомерно было учтено администрацией г. Усолье-Сибирское при определении результатов публичных слушаний.
Ни порядок назначения и проведения публичных слушаний, ни их результаты не были оспорены И., в связи с чем суждения суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении, относительно данных вопросов выходят за рамки заявленных требований и не могут быть признаны законными.
Таким образом, анализ приведенных фактических обстоятельств дела, приведенных норм закона свидетельствует, что проведение публичных слушаний являлось обязательным при решении вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих И., на другой, такие слушания администрацией г. Усолье-Сибирское проведены, результаты публичных слушаний истцом не оспорены, свидетельствуют о формировании отрицательного заключения по испрашиваемому вопросу.
Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции о рекомендательном характере заключения рабочей комиссии, а также о необходимости дополнительной аргументации принятия таких рекомендаций к действию, что в оспариваемом решении администрации <адрес изъят>, содержащемся в письме за подписью и.о.главы администрации города от <дата изъята>, отсутствует, однако, считает неправомерным возложение на администрацию <адрес изъят> при указанных обстоятельствах обязанности по выдаче И. соответствующего разрешения и считает правильным, направленным на реализации задач судопроизводства в данном случае возложение на администрацию <адрес изъят> обязанности по рассмотрению обращения И. в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 июня 2013 года в части удовлетворения исковых требований И. к администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское об обязании устранить нарушение прав и законных интересов И. путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят> отменить.
В удовлетворении иска И. к администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское о возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов И. путем выдачи разрешения на изменение разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресам: <адрес изъят> отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, дополнив решение суда следующим.
Обязать администрацию муниципального образования города Усолье-Сибирское рассмотреть обращение И. в установленном законом порядке.
Председательствующий
А.В.БЫКОВА
Судьи
Т.В.НИКОЛАЕВА
И.В.СКУБИЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)