Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - Долгополов А.В., доверенность от 17.10.2012,
от иных лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 июля 2013 года
по делу N А60-17695/2013,
вынесенное судьей Григорьевой С.Ю.,
по заявлению ООО "Урал-Ком" (ОГРН 1116601000141, ИНН 6601015933)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Сидоров Валерий Анатольевич, муниципальное образование Алапаевское,
об оспаривании отказа в государственной регистрации,
установил:
ООО "Урал-Ком" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) от 30.04.2013 N 08-561/672 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 6:01:0000000:313 площадью 110312828 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., Алапаевский район; об обязании ответчика провести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Сидоров Валерий Анатольевич, муниципальное образование Алапаевское.
Решением суда от 12.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда от 12.07.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению ответчика, на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от реализации преимущественного права покупки земельного участка, в письме от 24.04.2013 N 06-02-82/2623 Министерство сообщило о возможности приобретения земельного участка по цене продажи в целях дальнейшего использования по целевому назначению. Ответ Министерства от 28.03.2012 об отказе от покупки земельного участка на момент принятия ответчиком оспариваемого решения утратил действие. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2012 N А60-33293/2012, которым установлено, что преимущественным правом на приобретение спорного земельного участка обладает орган местного самоуправления, на государственную регистрацию не представлено.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что отказ в государственной регистрации, оформленный письмом от 30.04.2013 N 08-561/672, является незаконным, поскольку на государственную регистрацию представлены все необходимые документы.
Третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве на апелляционную жалобу Министерство привело доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.03.2013 между ООО "Урал-Ком" (продавец) и Сидоровым В.А. (покупатель) заключен договор, в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:313 площадью 110312828 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Свердловская обл., Алапаевский район, по цене 1 500 000 руб. (п.п. 1, 4 договора, л.д. 27).
15.03.2013 ООО "Урал-Ком" и Сидоров В.А. обратились в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлениями о проведении государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок.
Согласно расписке регистрирующего органа от 15.03.2013 и материалом регистрационного дела на государственную регистрацию также представлены договор купли-продажи от 15.03.2013, уведомления Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28.03.2012 N 17-01-82/3200 и Администрации муниципального образования Алапаевское от 21.02.2013 N 520 об отсутствии намерения приобрести земельный участок, справка от 15.03.2013 продавца об оплате покупателем приобретенного имущества, квитанция от 15.03.2013 N 3685 об уплате государственной пошлины на сумму 200 руб. (л.д. 14, 48-50).
03.04.2013 государственная регистрация была приостановлена до 02.05.2013 на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что заявителем не представлен отказ Свердловской области от преимущественного права покупки земельного участка (л.д. 53-54).
22.03.2013 регистрирующий орган направил запрос в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области о целесообразности приобретения в собственность Свердловской области спорного земельного участка (л.д. 40).
В письме от 23.04.2013 Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области сообщило государственному регистратору о готовности рассмотреть вопрос о приобретении в собственность Свердловской области спорного земельного участка по цене 1 500 000 руб.
30.04.2013 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В обоснование отказа ответчик указал, что на запрос регистрирующего органа Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области сообщило о готовности рассмотрения вопроса о приобретении в собственность Свердловской области спорного земельного участка по цене продажи; в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) сделка по продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения, совершенная с нарушением преимущественного права субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта, муниципального образования покупки такого земельного участка, является ничтожной (л.д. 15-16).
Ссылаясь на то, что отказ государственного регистратора в осуществлении государственной регистрации перехода к приобретателю права собственности на земельный участок, изложенный в письме от 30.04.2013 N 08-561/672, противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя как продавца земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решения или действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из материалов регистрационного дела не усматривается, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям законодательства.
Вывод суда первой инстанции о том, что на государственную регистрацию представлены необходимые, предусмотренные законом документы, является обоснованным, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами. Оснований для отказа в государственной регистрации у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (пункт 2 статьи 8 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ).
По правилу пункта 3 статьи 8 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
В силу п. 4 указанной статьи сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Согласно материалам дела на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок заявителем представлены уведомления МУГИСО от 28.03.2012 N 17-01-82/320 и муниципального образования Алапаевское от 21.02.2013 N 520 об отказе от приобретения земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 (л.д. 21-23).
На дату заключения договора от 15.03.2013 и на дату обращения заявителя в регистрирующий орган 15.03.2013 год с момента отказа Администрации и Министерства от покупки земельного участка не истек.
Указание ответчика на то, что в письме от 24.04.2013 N 06-02-82/2623 Министерство сообщило о возможности приобретения земельного участка по цене продажи, не свидетельствует о несоответствии закону представленных на государственную регистрацию документов в силу вышеизложенного.
Довод ответчика о том, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2012 N А60-33293/2012, которым установлено, что преимущественным правом на приобретение спорного земельного участка обладает орган местного самоуправления, на государственную регистрацию не представлено, не влечет вывод суда о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку необходимые для государственной регистрации документы в регистрирующий орган представлены.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 12.07.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 июля 2013 года по делу N А60-17695/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 N 17АП-10233/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-17695/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. N 17АП-10233/2013-ГК
Дело N А60-17695/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - Долгополов А.В., доверенность от 17.10.2012,
от иных лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 июля 2013 года
по делу N А60-17695/2013,
вынесенное судьей Григорьевой С.Ю.,
по заявлению ООО "Урал-Ком" (ОГРН 1116601000141, ИНН 6601015933)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Сидоров Валерий Анатольевич, муниципальное образование Алапаевское,
об оспаривании отказа в государственной регистрации,
установил:
ООО "Урал-Ком" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) от 30.04.2013 N 08-561/672 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 6:01:0000000:313 площадью 110312828 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., Алапаевский район; об обязании ответчика провести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Сидоров Валерий Анатольевич, муниципальное образование Алапаевское.
Решением суда от 12.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда от 12.07.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению ответчика, на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от реализации преимущественного права покупки земельного участка, в письме от 24.04.2013 N 06-02-82/2623 Министерство сообщило о возможности приобретения земельного участка по цене продажи в целях дальнейшего использования по целевому назначению. Ответ Министерства от 28.03.2012 об отказе от покупки земельного участка на момент принятия ответчиком оспариваемого решения утратил действие. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2012 N А60-33293/2012, которым установлено, что преимущественным правом на приобретение спорного земельного участка обладает орган местного самоуправления, на государственную регистрацию не представлено.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что отказ в государственной регистрации, оформленный письмом от 30.04.2013 N 08-561/672, является незаконным, поскольку на государственную регистрацию представлены все необходимые документы.
Третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве на апелляционную жалобу Министерство привело доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.03.2013 между ООО "Урал-Ком" (продавец) и Сидоровым В.А. (покупатель) заключен договор, в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:313 площадью 110312828 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Свердловская обл., Алапаевский район, по цене 1 500 000 руб. (п.п. 1, 4 договора, л.д. 27).
15.03.2013 ООО "Урал-Ком" и Сидоров В.А. обратились в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлениями о проведении государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок.
Согласно расписке регистрирующего органа от 15.03.2013 и материалом регистрационного дела на государственную регистрацию также представлены договор купли-продажи от 15.03.2013, уведомления Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28.03.2012 N 17-01-82/3200 и Администрации муниципального образования Алапаевское от 21.02.2013 N 520 об отсутствии намерения приобрести земельный участок, справка от 15.03.2013 продавца об оплате покупателем приобретенного имущества, квитанция от 15.03.2013 N 3685 об уплате государственной пошлины на сумму 200 руб. (л.д. 14, 48-50).
03.04.2013 государственная регистрация была приостановлена до 02.05.2013 на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что заявителем не представлен отказ Свердловской области от преимущественного права покупки земельного участка (л.д. 53-54).
22.03.2013 регистрирующий орган направил запрос в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области о целесообразности приобретения в собственность Свердловской области спорного земельного участка (л.д. 40).
В письме от 23.04.2013 Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области сообщило государственному регистратору о готовности рассмотреть вопрос о приобретении в собственность Свердловской области спорного земельного участка по цене 1 500 000 руб.
30.04.2013 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В обоснование отказа ответчик указал, что на запрос регистрирующего органа Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области сообщило о готовности рассмотрения вопроса о приобретении в собственность Свердловской области спорного земельного участка по цене продажи; в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) сделка по продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения, совершенная с нарушением преимущественного права субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта, муниципального образования покупки такого земельного участка, является ничтожной (л.д. 15-16).
Ссылаясь на то, что отказ государственного регистратора в осуществлении государственной регистрации перехода к приобретателю права собственности на земельный участок, изложенный в письме от 30.04.2013 N 08-561/672, противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя как продавца земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решения или действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из материалов регистрационного дела не усматривается, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям законодательства.
Вывод суда первой инстанции о том, что на государственную регистрацию представлены необходимые, предусмотренные законом документы, является обоснованным, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами. Оснований для отказа в государственной регистрации у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (пункт 2 статьи 8 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ).
По правилу пункта 3 статьи 8 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
В силу п. 4 указанной статьи сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Согласно материалам дела на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок заявителем представлены уведомления МУГИСО от 28.03.2012 N 17-01-82/320 и муниципального образования Алапаевское от 21.02.2013 N 520 об отказе от приобретения земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 (л.д. 21-23).
На дату заключения договора от 15.03.2013 и на дату обращения заявителя в регистрирующий орган 15.03.2013 год с момента отказа Администрации и Министерства от покупки земельного участка не истек.
Указание ответчика на то, что в письме от 24.04.2013 N 06-02-82/2623 Министерство сообщило о возможности приобретения земельного участка по цене продажи, не свидетельствует о несоответствии закону представленных на государственную регистрацию документов в силу вышеизложенного.
Довод ответчика о том, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2012 N А60-33293/2012, которым установлено, что преимущественным правом на приобретение спорного земельного участка обладает орган местного самоуправления, на государственную регистрацию не представлено, не влечет вывод суда о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку необходимые для государственной регистрации документы в регистрирующий орган представлены.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 12.07.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 июля 2013 года по делу N А60-17695/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)