Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N А58-1514/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N А58-1514/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2013 года по делу N А58-1514/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захаровой Натальи Семеновны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 11.12.2012 N 3007ДИЗО, (суд первой инстанции: Устинова А.Н.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Захаровой Натальи Семеновны (ОГРН 304143036600100, ИНН143000046739, место жительства: г. Якутск, далее - предприниматель Захарова Н.С.) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, место нахождения: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 15; далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 11.12.2012 N 3007ДИЗО.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Захаровой Н.С. по ее обращению N 107467 земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, п. Марха, ул. Кислицино, дом 50, ориентировочной площадью 10000 кв. м, под крестьянское (фермерское) хозяйство, изложенное в письме от 11.12.2012 N 3007-ДИЗО, признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу РФ и Градостроительному кодексу РФ.
На Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Захаровой Н.С. путем производства действий для передачи в аренду испрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что уполномоченным органом местного самоуправления не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Суд отклонил довод Департамента о том, что цели использования испрашиваемого земельного участка не соответствуют функциональной зоне - индивидуальное жилищное строительство, утвержденной Генеральным планом мкр.Марха города Якутска, указав, что доказательства принятия градостроительного регламента в отношении испрашиваемого земельного участка и Правил землепользования и застройки в мкр. Марха города Якутска не представлены; красные линии являются планируемыми и находятся в стадии разработки.
Также суд посчитал, что Департамент необоснованно расценил заявление предпринимателя в качестве заявления о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, поскольку предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для использования под крестьянское хозяйство без строительства зданий, строений, сооружений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права. В обоснование своей позиции Департамент указывает, что предприниматель обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для использования под крестьянское хозяйство. Согласно градостроительному заключению N 1441-12 от 26.10.2012 территориальная зона на данном участке является зоной индивидуального жилищного строительства (категория земли населенных пунктов).
При этом часть 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает возможность предоставления земельных участков из земель любых категорий для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства. Земельный же участок для создания крестьянского (фермерского) хозяйства может быть предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку испрашиваемый земельный участок по своей функциональной зоне имеет назначение под индивидуальное жилищное строительство, заявление рассматривалось Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 11 указанного закона, следовательно, выводы суда первой инстанции о необоснованном применении Административного регламента о предоставлении Окружной Администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов", утвержденного постановлением окружной Администрации города Якутска от 29.06.2012, не обоснованы.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 18, подпункта 4 пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования, содержит карту функциональных зон поселения или городского округа. Генеральный план микрорайона Марха города Якутска утвержден Решением Якутской городской Думы РЯГД-23-6 от 11.02.2010 "О внесении изменений и дополнений в постановление городского собрания депутатов г. Якутска от 16.03.2005 ПГС N 30-1 "Об утверждении генерального плана Развития г. Якутска (городского округа)", в котором содержится информация о функциональной зоне, в которой расположен истребуемый земельный участок.
В дополнении к апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что действительно, градостроительный регламент, правила землепользования и застройки территории в настоящее время не приняты, находятся в разработке, что не исключает применение генерального плана поселения.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 07-452 от 15.05.2013, спорный земельный участок соответствует по функциональной зоне территории, предназначенной для индивидуальной застройки с приусадебными участками.
Отзыв на апелляционную жалобу предпринимателем не представлен.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.10.2013.
Лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Предприниматель и Департамент известили суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
На основании распоряжения председателя третьего судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Басаева Д.В. в связи с нахождением в очередном отпуске на судью Рылова Д.Н., в связи с чем судебное разбирательство произведено с самого начала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Захарова Наталья Семеновна зарегистрирована в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства 03.09.1998, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, ей присвоен основной государственный номер индивидуального предпринимателя 304143036600100, место жительства предпринимателя - г. Якутск, мкр. Марха. Основными видами деятельности согласно сведениям государственного реестра являются разведение крупного рогатого скота, производство мяса (т. 1, л.д. 109-112). На праве аренды предпринимателю Захаровой Н.С. предоставлен земельный участок площадью 3000 кв. м по адресу: город Якутск, мкр. Марха, район озера Кислицыно с кадастровым номером 14:35:109001:51, категория - земли сельскохозяйственного назначения, под пастбищные угодья и хозяйственные постройки.
26.09.2012 в ГАУ "МФЦ РС (Я)" поступило заявление предпринимателя Захаровой Н.С. с приложениями в адрес Окружной администрации города Якутска о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Якутск, мкр. Марха, ул. Кислицыно, дом 50, ориентировочной площадью 10 000 кв. м для использования под крестьянское хозяйство с испрашиваемым правом - аренда земельного участка (т. 1, л.д. 138).
11.12.2012 письмом N 3007-ДИЗО Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в ответ на заявление ИП Захаровой Н.С. от 28.09.2012 N 1563-дизо отказал в предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, расположенного по адресу: город Якутск, мкр. Марха, ул. Кислицыно, дом 50, по причине несоответствия функциональной зоне (индивидуальное жилищное строительство), согласно утвержденного Генерального плана мкр. Марха решением Якутской городской Думы от 11.02.2010 N РЯГД-23-6 и нарушением планируемых "красных линий" (т. 1, л.д. 23).
28.12.2012 начальником Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска дан ответ N 3917-ДИЗО на жалобу от 28.09.2012 N 1563-дизо о том, что формирование на торги земельного участка ориентировочной площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, мкр. Марха, ул. Кислицыно, дом 50 под крестьянское хозяйство невозможно по причине несоответствия функциональной зоне (индивидуальное жилищное строительство), согласно утвержденному генеральному плану мкр. Марха решением Якутской городской Думы от 11.02.2010 N РЯГД-23-6 и нарушением планируемых "красных линий" (т. 1, л.д. 24).
16.01.2013 и.о. начальника Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска дан ответ N 42-ДИЗО/13 на жалобу от 20.12.2012 N 4686 о том, что формирование на торги земельного участка ориентировочной площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, мкр. Марха, ул. Кислицыно, дом 50, под крестьянское хозяйство невозможно по причине несоответствия функциональной зоне (индивидуальное жилищное строительство) согласно утвержденному генерального плана мкр. Марха решением Якутской городской Думы от 11.02.2010 N РЯГД-23-6 и нарушением планируемых "красных линий" (л.д. 25).
30.01.2013 в ГАУ "МФЦ РС (Я)" Предпринимателем получены документы: отказ по услуге от 11.12.2012 N 3007-дизо, ответ на жалобу от 28.12.2012 N 3917, ответ на жалобу от 16.01.2013 N 42, свидетельство, сведения ИСОГД, топосъемка.
25.02.2013 предприниматель, не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, обратился с заявлением от 25.02.2013 в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
20.03.2013 гражданское дело N 2-2576/2013 по иску Захаровой Н.С. к Окружной администрации города Якутска поступило в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в соответствии с определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 по делу N 2-2576-13 о передаче гражданского дела по подведомственности в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных предпринимателем требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
Статьей 4 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 50-НПА установлено, что органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), является Окружная администрация города Якутска. Функции и полномочия Окружной администрации города Якутска по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляются Окружной администрацией города Якутска в лице главы городского округа "Город Якутск", иных должностных лиц местного самоуправления, входящих в структуру Окружной администрации города Якутска, отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в рамках их компетенции (ч. 1).
Сторонами по делу не оспаривается, что испрашиваемый предпринимателем Захаровой Н.С. земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Из содержания заявления предпринимателя Захаровой Н.С. от 26.09.2012 о предоставлении земельного участка следует, что земельный участок истребован для использования под крестьянское хозяйство на праве аренды.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Статьей 11 Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (часть 1); для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (часть 2); земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (часть 3).
По правилам статьи 6 Земельного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: город Якутск, пос. Марха, ул. Кислицыно, дом 50, отнесен к объектам земельных отношений. Письмом от 11.12.2012 N 3007-ДИЗО ответчик указал на невозможность предоставления в аренду земельного участка по причине несоответствия функциональной зоне (индивидуальное жилищное строительство), согласно утвержденного Генерального плана мкр. Марха Решением Якутской городской думы РЯГД-23-6 от 11.02.2010 и нарушением планируемых "красных" линий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что уполномоченным органом местного самоуправления не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду, исходя из следующего.
Как следует из оспариваемого отказа, Департамент рассмотрел заявление предпринимателя по вопросу предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (в то время как из содержания заявления данное обстоятельство не следует), соответственно, должен был применять положения части 2 статьи 11 Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" о возможности предоставления и приобретения земельных участков из земель иных категорий.
Департамент в обоснование своей позиции о невозможности предоставления земельного участка указывает, что согласно градостроительному заключению N 1441-12 от 26.10.2012 Департамента градостроительной политики испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне индивидуального жилищного строительства (категория земли населенных пунктов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам, общественно-деловым, производственным, инженерным и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно статье 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Пунктами 2, 5 - 9, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12).
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается Департаментом, градостроительный регламент в отношении территориальной зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок, не установлен, Правила землепользования и застройки территории в мкр. Марха города Якутска не приняты. Данная информация также следует из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 07.11.2012 N 07-937, N 07-452 от 15.05.2013 (т. 1, л.д. 97,129).
Между тем, заявителем в материалы дела представлен кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 02.03.2011 N 1435/11-01230 кадастрового квартала 14:35:109001 (т. 1, л.д. 18-20), (в котором расположен испрашиваемый земельный участок, что не оспаривается сторонами), содержащий общие сведения о земельных участках в кадастровом квартале, из которого следует, что одна часть смежной территории, к которой прилегает испрашиваемый земельный участок, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения - земельный участок с кадастровым номером 14:35:109001:51 предоставлен предпринимателю Захаровой Н.С. и используется под пастбищные угодья и хозяйственные постройки, что подтверждается и кадастровой выпиской от 07.02.2011 N 1435/11-00635 (т. 1, л.д. 21-25); а также земельные участки с кадастровыми номерами 14:35:109001:126, 14:35:109001:248, 14:35:109001:247; другая часть территории относится к землям населенных пунктов: земельные участки с кадастровыми номерами 14:35:109001:76, 14:35:109001:71, 14:35:109001:127.
При таких обстоятельствах, в отсутствие разработанной и принятой в установленном порядке градостроительной документации по планировке территории с учетом проведенных публичных слушаний в порядке статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающей или ограничивающей возможность различных видов использования земельных участков (в том числе, жилого, сельскохозяйственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков), указание Департамента на несоответствие цели использования истребуемого земельного участка (под крестьянское хозяйство) функциональной зоне (индивидуальная застройка с приусадебными участками) в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду представляются необоснованными и не соответствующими Земельному кодексу РФ. При этом суд учитывает, что предоставление земельных участков под размещение приусадебных участков предполагает сельскохозяйственное использование земельного участка.
С учетом данного вывода ссылка Департамента на Генеральный план мкр. Марха города Якутска, утвержденный Решением Якутской городской Думы РЯГД-23-6 от 11.02.2010 "О внесении изменений и дополнений в постановление городского собрания депутатов г. Якутска от 16.03.2005 ПГС N 30-1 "Об утверждении генерального плана Развития г. Якутска (городского округа)", подлежит отклонению.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с судом первой инстанции, признавшим недоказанным нахождение испрашиваемого земельного участки в пределах красных линий, указав, что являются планируемыми, также учитывает, что сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 07.11.2012 N 07-937 такой информации не содержит.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены, но они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о недоказанности Департаментом наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка предпринимателю Захаровой Н.С., который является незаконным как несоответствующий Земельному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2013 года по делу N А58-1514/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)