Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-36591/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N А41-36591/12


Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Андромеда": Лощинина В.В., по доверенности от 11.05.2012; от ОАО "Российские железные дороги": Сазонова Ю.В., по доверенности от 21.12.2012; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области: Хабаров Д.С., по доверенности от 02.11.2012 N НН/08-11535/Д; от Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены; от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены; от Правительства Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московской железной дороги на решение Арбитражного суда Московской области от 5 октября 2012 года по делу N А41-36591/12 принятое судьей С.В. Нечаевой, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Андромеда" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Московской железной дороги, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, при участии третьих лиц: Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства Московской области, о признании права собственности ООО "Фирма "Андромеда" на земельный участок площадью 1 800 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 2 в границах, определенных в соответствии с приложением межевым планом от 10.11.2011; о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 39 104 кв. м местоположением: Московская область, Ленинский район, г. Одинцово, ПК 237 + 52 - ПК 245 + 14 (справа) в части, являющейся наложением на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030108:92 общей площадью 1 177 кв. м в границах, описание которых приведено в представленном экспертно-техническом заключении,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Андромеда" (далее - ООО "Фирма "Андромеда", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Московской железной дороги (далее - ОАО "РЖД", ответчик 1), территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ ФАУГИ по МО, ответчик 2) со следующими требованиями:
- - о признании права собственности ООО "Фирма "Андромеда" на земельный участок площадью 1 800 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 2 в границах, определенных в соответствии с приложением межевым планом от 10.11.2011;
- - о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 39 104 кв. м местоположением: Московская область, Ленинский район, г. Одинцово, ПК 237 + 52 - ПК 245 + 14 (справа) в части, являющейся наложением на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030108:92 общей площадью 1 177 кв. м в границах, описание которых приведено в представленном экспертно-техническом заключении.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2012 г. по делу N А41-36591/12 требования ООО "Фирма "Андромеда" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Истец отзыва на апелляционную жалобу материалы дела не представил, направил в судебное заседание своего представителя, который возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик 2 (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области) отзыва на апелляционную жалобу в материалы дела не представил, направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы ответчика, а также материалы настоящего дела, заслушав позицию сторон в судебном заседании, полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Одинцовского района Московской области от 19.01.1993 N 91 "Об изъятии и предоставлении земельных участков в г. Одинцово" предоставлен земельный участок размером 0,18 га в бессрочное пользование, незанятый постройкой из земель городской застройки ООО "Фирма "Андромеда" для строительства торгового дома на привокзальной площади.
На основании данного постановления ООО "Фирма "Андромеда" выдан государственный акт МО N 20-23-318 на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 0,18 га в границах согласно чертежу.
За ООО "Фирма "Андромеда" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового дома, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 2, общей площадью 1 800 кв. м, с кадастровым номером 50:20:030108:0005, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 02.07.2001 сделана запись регистрации N 50-01.20-19.2001-86.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АА N 087358 от 10.06.2010.
На указанном земельном участке ООО "Фирма "Андромеда" возведено здание - магазин со складом, назначение нежилое, 2 - этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 3 909,7 кв. м, инв. N 173:054-8649, лит. Б, Б1, Б2, Б3, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 2, объект принят в эксплуатацию, в ЕГРП 20.11.2000 внесена запись регистрации N 50-01.20-36.2000-804.1 о праве собственности ООО "Фирма "Андромеда" на указанный объект и выдано повторно, взамен свидетельств: серии 50-НГ N 667942 от 13.05.2009 и серии 50-АА N 177271 от 03.09.2010, свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АА N 175781 от 21.09.2010.
В последующем для уточнения месторасположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:92 ООО "Фирма "Андромеда" заказало в специализированной организации комплекс работ по межеванию, в ходе которого выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:74.
Указанное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера, приложенным к межевому плану от 09.11.2011 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:92.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 06.12.2011 N МО-11/3В/1-723842 собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030108:74 является Российская Федерация. Основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок послужили постановление администрации N 3034 от 30.10.2007, Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и расположения имуществом железнодорожного транспорта", о чем в ЕГРП 20.08.2008 сделана запись регистрации N 50-50-20/098/2008-069, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2008 серии 50 - НВ N 880725.
В настоящее время ОАО "РЖД" является арендатором земельного участка полосы отвода для обеспечения деятельности, эксплуатации и обслуживания железной дороги, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь 39 104 кв. м, адрес: Московская область, г. Одинцово, ст. Одинцово, ПК 237 + 52 - ПК 245 + 14 (справа), что подтверждается договором N 132/09-Р аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 01.12.2009 и выпиской из ЕГРП от 16.05.2012 N 21/001/2012-769.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке в частности путем признания права.
Из искового заявления усматривается, что истцом заявлено требование о признании права собственности, в связи с чем в предмет доказывания по настоящему спору входит установление оснований возникновения указанного права у истца.
Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
В силу статьи 75 Земельного кодекса РСФСР земли городской, поселковой и сельской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно - бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями.
Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства.
На основании статьи 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Как следует из материалов дела на основании постановления главы администрации Одинцовского района Московской области от 19.01.1993 N 91 "Об изъятии и предоставлении земельных участков в г. Одинцово" ООО "Фирма "Андромеда" выдан государственный акт МО N 20-23-318 на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 0,18 га в границах согласно чертежу. В дальнейшем за ООО "Фирма "Андромеда" 02.07.2001 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового дома, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 2, общей площадью 1 800 кв. м, с кадастровым номером 50:20:030108:0005, о чем выдано повторное, взамен свидетельства серии 50 НГ N 620415 от 14.05.2009, свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АА N 087358 от 10.06.2010.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При этом из совокупного толкования норм статей 209 ГК РФ следует, что лишь собственник имущества вправе им распорядиться, в том числе посредством купли-продажи этого имущества.
Спорный земельный участок был сформирован из земель городской застройки, в 1993 году передан в постоянное (бессрочное) пользования ООО "Фирма "Андромеда" по государственному акту МО N 20-23-318, в последующем за ООО "Фирма "Андромеда" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового дома, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 2, общей площадью 1 800 кв. м, с кадастровым номером 50:20:030108:0005.
ОАО "РЖД" земельный участок площадью 39 104 кв. м с кадастровым номером 50:20:0030108:74 предоставлен в аренду для обеспечения деятельности, эксплуатации и обслуживания железной дороги, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь 39 104 кв. м, адрес: Московская область, г. Одинцово, ст. Одинцово, ПК 237 + 52 - ПК 245 + 14 (справа), позднее на основании заключенного с ТУ ФАУГИ по МО договора N 132/09-Р аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 01.12.2009.
По результатам проведенного специализированной организацией комплекса работ по межеванию, кадастровым инженером установлено, что имеет место наложение земельных участков ООО "Фирма "Андромеда" и с кадастровым номером 50:20:0030108:74. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030108:74 находится в границах земельного участка ООО "Фирма "Андромеда".
В своей апелляционной жалобе ответчик 1 (ОАО "РЖД") указывает, что спорный земельный участок относился изначально к землям железнодорожного транспорта, которые являются федеральной собственностью.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода на момент принятия постановления главы администрации Одинцовского района Московской области от 19.01.1993 N 91 "Об изъятии и предоставлении земельных участков в г. Одинцово" регулировался Положением о землях транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24 и Земельным кодексом РСФСР.
Согласно пункту 15 названного Положения, статьи 79 Земельного кодекса РСФСР земельные участки в полосе отвода железной дороги относятся к землям транспорта.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок постановлением главы администрации Одинцовского района Московской области от 19.01.1993 N 91 "Об изъятии и предоставлении земельных участков в г. Одинцово" земельный участок из земель городской застройки включен в состав земель населенных пунктов, отведенных для строительства торгового дома. Доказательств того, что спорный земельный участок относился к землям транспорта, входил в полосу отвода железной дороги и был ограничен в обороте, в материалах дела не имеется.
В силу статьи 4 АПК РФ в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Как усматривается из материалов дела, с 2008 года правообладателем спорного земельного участка в ЕГРП указана Российская Федерация.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им.
Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 16 ЗК РФ предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В материалы дела сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, о наличии факта предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, так же наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В материалы дела сторонами так же не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а также наличие факта предоставления спорного земельного участка органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил отсутствие критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Спорный земельный участок, ни под один из критериев, перечисленных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, не подпадает.
Как видно из материалов дела, на спорном земельном участке располагается объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности ООО "Фирма "Андромеда".
Таким образом, на спорном земельном участке отсутствуют объекты, являющиеся федеральной собственностью.
Более того, согласно выпискам из ЕГРП право собственности ООО "Фирма "Андромеда" на здание зарегистрировано в 2000 году, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в 2001 году.
На основании абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ законодательством может быть предусмотрено иное распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, осуществляемое не в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Таким образом, полномочия, установленные абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, будут осуществляться органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено данное поселение, только в период до разграничения государственной собственности на землю.
Вместе с тем, федеральный закон, разграничивающий государственную собственность на земли, которые не подпадают под критерии статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в настоящее время не принят, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке. Обратного не доказано.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорные участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ, то есть противозаконно, а ответчик 2 не представил доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 1 статьи 5 Федерального закона N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" земли полосы отвода железных дорог признавались землями федерального значения, апелляционный суд находит несостоятельным, ввиду того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что спорный земельный участок входил в полосу отвода железных дорог. Кроме того, участок был выделен и предоставлен истцу в 1993 году, тогда как приведенный федеральный закон был введен в действие в 1995 году.
Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло.
Каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2012 года по делу N А41-36591/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала ОАО "РЖД "Московская железная дорога" - без удовлетворения

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)