Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2013 N 17АП-14179/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А60-34183/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. N 17АП-14179/2012-ГК

Дело N А60-34183/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
от лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 ноября 2012 года
по делу N А60-34183/2012,
вынесенное судьей Биндером А.Г.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третьи лица Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (далее - истец, ООО "СК "Уктус") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:30 общей площадью 1350 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 1 015 000 руб.; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:28 общей площадью 1093 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 828 000 руб.; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:915 общей площадью 2355 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 1 740 000 руб.
Определением суда от 21.08.2012 согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда от 07.11.2012 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:30, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 1 015 000 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:28, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 828 000 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:915, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 1 740 000 руб.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с решением суда от 07.11.2012 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке не является основанием для изменения цены договора, избрание истцом такого способа защиты нарушает принцип свободы договора и требования закона, связанные с изменением цены договора. Третье лицо считает, что факт утверждения кадастровой стоимости в размере, превышающим рыночную стоимость, не может нарушать права истца, поскольку вопрос о кадастровой стоимости касается только собственника земельного участка.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Истец считает, что им избран надлежащий способ защиты нарушенных прав.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.11.2009 на основании Приказа Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.11.2009 N 2421 между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-240/1129, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:30 площадью 1350 кв. м, расположенный в городе Екатеринбурге, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", для строительства автомобильной дороги. Договор заключен на срок с 20.11.2009 по 20.11.2029 (п.п. 1.1, 2.1. договора, л.д. 38-43 т. 1).
20.11.2009 земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 48).
Договор аренды от 27.11.2009 N Т-240/1129 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре (л.д. 48 т. 1).
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 4 036 176 руб. 00 коп.
27.11.2009 на основании Приказа Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.11.2009 N 2421 между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-234/1129, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:28 площадью 1093 кв. м, расположенный в городе Екатеринбурге, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", для строительства автомобильной дороги. Договор заключен на срок с 20.11.2009 по 20.11.2029 (п.п. 1.1, 2.1. договора, л.д. 49-54 т. 1).
20.11.2009 земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 59 т. 1).
Договор аренды от 27.11.2009 N Т-234/1129 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре (л.д. 59 т. 1).
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 3 267 807 руб. 68 коп.
Кроме того, 27.11.2009 на основании Приказа Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.11.2009 N 2421 между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "СК "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-238/1129, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:915 площадью 2355 кв. м, расположенный в городе Екатеринбурге, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", для строительства автомобильной дороги. Договор заключен на срок с 20.11.2009 по 20.11.2029 (п.п. 1.1, 2.1. договора, л.д. 60-65 т. 1).
20.11.2009 земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 70 т. 1).
Договор аренды от 27.11.2009 N Т-238/1129 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре (л.д. 70 т. 1).
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 7 040 884 руб. 80 коп.
По мнению истца, кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере 4 036 176 руб. 00 коп., 3 267 807 руб. 68 коп., 7 040 884 руб. 80 коп. соответственно, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, превышает рыночную стоимость земельных участков. В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости истец представил отчеты ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки": от 09.07.2012 N 22-05/12, от 09.07.2012 N 21-05/12, от 09.07.2012 N 20-05/12, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:30 по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 015 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:28 по состоянию на 01.01.2010 составляет 828 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:915 по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 740 000 руб. (л.д. 71-122, 134-164 т. 1, л.д. 1-51 т. 2).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленные истцом отчеты ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки": от 09.07.2012 N 22-05/12, от 09.07.2012 N 21-05/12, от 09.07.2012 N 20-05/12, подтверждают, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:30, земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:28 и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:915 существенно превышает рыночную стоимость этих земельных участков.
Согласно заключению Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 17.07.2012 N 331/2012 отчет ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 09.07.2012 N 22-05/12 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно заключению Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 17.07.2012 N 330/2012 отчет ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 09.07.2012 N 21-05/12 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности,
Согласно заключению Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 17.07.2012 N 329/2012 отчет ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 09.07.2012 N 20-05/12 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 123-133 т. 1, 186-196 т. 1, л.д. 52-62 т. 2).
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства иной величины рыночной стоимости земельных участков ответчик не представил.
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции правомерно признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:30 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 1 015 000 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:28 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 828 000 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:915 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 1 740 000 руб.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу п. 5.1.4. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 названного Положения).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку истец не является собственником спорных земельных участков, он не обладает правом на подачу рассматриваемого иска, является несостоятельным.
Согласно ст. 6 Закона от 29.071998 N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Факт нахождения земельного участка в аренде у истца подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. В данном случае, наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием доля реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Довод третьего лица о том, что размер кадастровой стоимости не имеет значения для арендатора земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку расчет арендной платы за земельные участки производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов.
Ссылка заявителя жалобы на то, что оспаривая кадастровую стоимость земельного участка в судебном порядке, истец изменяет условия договора о размере арендной платы, не принимается, поскольку указанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Ссылка заявителя жалобы на необоснованность установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта по состоянию на 01.01.2010, несостоятельна.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом, довод заявителя жалобы о том, что Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648-ПП были внесены изменения в п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, согласно которым из текста постановления исключены слова "по состоянию на 01.01.2010 года" подлежит отклонению.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 ноября 2012 года по делу N А60-34183/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)