Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А19-11487/2011, А19-11487/2011

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. N А19-11487/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Шелега Д.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: дачного некоммерческого товарищества "Южный-2" Колобовникова Алексея Сергеевича (доверенность от 31.01.2012), Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Усовой Алены Александровны (доверенность от 09.01.2013 N ПФ-11/4),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Южный-2" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шульга Н.О., суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Рылов Д.Н., Басаев Д.В.),

установил:

дачное некоммерческое товарищество "Южный-2" (г. Иркутск; ОГРН 1093850028304; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным выраженного в письме от 16.05.2011 N 1152 отказа администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - администрация) в предоставлении земельного участка; обязании администрации устранить допущенные нарушения прав товарищества путем утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого по заявлению от 23.02.2011 N 2085/10 земельного участка, расположенного в районе 28 км Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южное", на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение двух недель со дня оглашения резолютивной части судебного решения, о чем сообщить в Арбитражный суд Иркутской области в течение трех дней со дня исполнения судебного решения по настоящему делу.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству, Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Государственного научного учреждения Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (далее - Институт), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2012 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года решение суда 11 декабря 2012 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Товарищество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела не подтверждена правомерность отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Распоряжением исполняющего обязанности председателя второго судебного состава Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2013 года произведена замена в связи с отпуском судьи Кадниковой Л.А. на судью Пущину Л.Ю.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления Росимущества считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 02201, N 02203, N 02204, N 02205, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, Товарищество 23.03.2011 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в срочное пользование до утверждения застройки членам Товарищества спорного земельного участка площадью 3 га.
Письмом от 16.05.2011 N 1152 администрация отказала Товариществу в предоставлении спорного земельного участка по мотиву наличия разночтений в определении категории земельного участка.
Признавая отказ законным, арбитражные суды исходили из того, что спорный земельный участок, расположенный в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южный", площадью 3 га, имеет двойной учет, и администрация была не вправе распоряжаться указанным земельным участком.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, заявленные Товариществом требования могли быть удовлетворены арбитражным судом при наличии совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту, наличия у администрации полномочий по предоставлению спорного земельного участка, нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды правомерно проверили полномочия органа местного самоуправления на распоряжение указанными землями.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Спорный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, является собственностью Российской Федерации.
Как установлено материалами дела и следует из регламента Ангарского лесничества в структуру Ангарского лесничества входит, в том числе, Тальцинское участковое лесничество, технический участок N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское"), кварталы 6-13.
Вместе с тем, согласно заключению о положении земельного участка N 211-286 от 7 ноября 2012 года спорный земельный участок площадью 30030 кв. м расположен на землях лесного фонда, в Ангарском лесничестве, Тальцинском участком лесничестве, Техническом участке N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское"), квартале N 11.
Кроме того, как следует из материалов дела, спорный земельный участок принадлежит не только к землям лесного фонда, но и к землям сельскохозяйственного назначения (свидетельство о государственной регистрации права от 19 сентября 2006 года N 38-АГ 379849, пояснение ТУ Росимущества).
Следовательно, спорный земельный участок имеет двойной учет, при этом в настоящее время спор о наложении границ земельных участков не разрешен, что не позволяет администрации на законных основаниях осуществлять полномочия по распоряжению этим участком.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что администрация не вправе была распоряжаться спорным земельным участком, является обоснованным.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не были исследованы доводы апелляционной жалобы, проверена, однако признана не соответствующей материалам дела.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)