Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семеновой Нины Матвеевны
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 23 апреля 2013 года по делу N А74-429/2013, принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
гражданка Семенова Нина Матвеевна обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440),, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гавань, 1, площадью 18416 кв. м, предназначенного для эксплуатации и обслуживания производственных объектов и административного здания, равной его рыночной стоимости: на 01.01.2009 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2010 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2011 - 6 680 307 руб.; обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Хакасия в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, площадью 18416 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гавань, 1, равной его рыночной стоимости: на 01.01.2009 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2010 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2011 - 6 680 307 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 апреля 2013 года иск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гавань, 1, по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 6 680 307 руб., обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в течение пяти дней после вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, равной его рыночной стоимости в размере 6 680 307 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением в части отказа, истец обратился с апелляционной жалобой, указав на несогласие с выводами суда о том, что сведения о кадастровой стоимости, утратившие свою актуальность, не могут быть оспорены в исковом порядке. Считает, что актуальность сохраняется, прежняя кадастровая стоимость существенным образом влияет на размер налога в соответствующий период.
В дополнении к жалобе истец указала, что по другому делу арбитражный суд разъяснил, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается по состоянию на 01.01.2007, что подтверждает возможность внести изменения в ГКН на дату установления завышенной кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия указало, что решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не явились. Дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части отказа в иске.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Семеновой Нине Матвеевне на праве собственности с 13.01.2009 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 19:01:070207:10, расположенный по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, ул. Гавань, участок 1, общей площадью 18416 м 2 (свидетельство о государственной регистрации права серии 19АА169066). По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, проведенной по состоянию на 01.01.2011, для земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10 установлена кадастровая стоимость в размере 27 067 468 руб. 48 коп., которая утверждена Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия". Согласно кадастровой справке от 13.03.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 27 067 468 руб. 48 коп.
По состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляла 98 652 302 руб. 08 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 43/14/12/12 от 29.12.2012 общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Оценка" рыночная стоимость земельного участка площадью 18416 м 2 с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на 01.01.2007 составила 4 732 847 руб.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка N 40/20/03/13 от 08.04.2013 общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Оценка" рыночная стоимость земельного участка площадью 18416 м 2 с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на 01.01.2011 составила 6 680 307 руб.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, равном его рыночной стоимости, поскольку в данный момент неоправданно завышена и негативно для собственника влияет на размеры обязательных платежей, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрен в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В силу части 1 статьи 24.19. Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Принимая во внимание положения данной нормы, арбитражный суд правомерно рассмотрел дело по существу.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 40/20/03/13 от 08.04.2013 общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Оценка" определена рыночная стоимость земельного участка площадью 18416 м 2 с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на 01.01.2011 в размере 6 680 307 руб. Требование Семеновой Нины Матвеевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в сумме 6 680 307 руб. удовлетворено судом и в данной части не оспорено лицами, участвующими в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Из части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Суд правомерно указал, что согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 1 положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/154, Управление Росреестра по РХ является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель на территории Республики Хакасия, в связи с чем судом сделан обоснованный вывод о том, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия является органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель.
На основании приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" подведомственные государственные учреждения наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости. Следовательно, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" является непосредственным исполнителем действий по осуществлению кадастрового учета.
Таким образом, требование истца обоснованно предъявлено к двум ответчикам.
При этом суд обоснованно учел, что согласно пункту 1.3 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия" утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель применяются с 01.01.2013 основания для удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на даты 01.01.2009 и 01.01.2010 в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, отсутствуют.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что предусмотренный законом и избранный истцом способ защиты призван скорректировать сведения, внесенный в государственный кадастр недвижимости и являющиеся актуальными на момент подачи иска в суд.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, утратившие свою актуальность, не могут быть оспорены в исковом порядке. Более того, государственный кадастр недвижимости не предусматривает возможность внесения в него нескольких данных о кадастровой стоимости земельного участка. В этой связи в удовлетворении требования истца правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и не имеющие правового значения.
Согласно статье 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости будет являться основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть, правовые последствия, связанные с установлением рыночной стоимости земельного участка, возникают с момента вступления решения суда в силу.
До этого момента соответствующие правоотношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются положениями нормативного правового акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" апреля 2013 года по делу N А74-429/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
И.Н.БУТИНА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N А74-429/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N А74-429/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семеновой Нины Матвеевны
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 23 апреля 2013 года по делу N А74-429/2013, принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
гражданка Семенова Нина Матвеевна обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440),, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гавань, 1, площадью 18416 кв. м, предназначенного для эксплуатации и обслуживания производственных объектов и административного здания, равной его рыночной стоимости: на 01.01.2009 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2010 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2011 - 6 680 307 руб.; обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Хакасия в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, площадью 18416 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гавань, 1, равной его рыночной стоимости: на 01.01.2009 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2010 - 4 732 847 руб.; на 01.01.2011 - 6 680 307 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 апреля 2013 года иск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гавань, 1, по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 6 680 307 руб., обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в течение пяти дней после вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10, равной его рыночной стоимости в размере 6 680 307 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением в части отказа, истец обратился с апелляционной жалобой, указав на несогласие с выводами суда о том, что сведения о кадастровой стоимости, утратившие свою актуальность, не могут быть оспорены в исковом порядке. Считает, что актуальность сохраняется, прежняя кадастровая стоимость существенным образом влияет на размер налога в соответствующий период.
В дополнении к жалобе истец указала, что по другому делу арбитражный суд разъяснил, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается по состоянию на 01.01.2007, что подтверждает возможность внести изменения в ГКН на дату установления завышенной кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия указало, что решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не явились. Дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части отказа в иске.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Семеновой Нине Матвеевне на праве собственности с 13.01.2009 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 19:01:070207:10, расположенный по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, ул. Гавань, участок 1, общей площадью 18416 м 2 (свидетельство о государственной регистрации права серии 19АА169066). По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, проведенной по состоянию на 01.01.2011, для земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10 установлена кадастровая стоимость в размере 27 067 468 руб. 48 коп., которая утверждена Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия". Согласно кадастровой справке от 13.03.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 27 067 468 руб. 48 коп.
По состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляла 98 652 302 руб. 08 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 43/14/12/12 от 29.12.2012 общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Оценка" рыночная стоимость земельного участка площадью 18416 м 2 с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на 01.01.2007 составила 4 732 847 руб.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка N 40/20/03/13 от 08.04.2013 общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Оценка" рыночная стоимость земельного участка площадью 18416 м 2 с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на 01.01.2011 составила 6 680 307 руб.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, равном его рыночной стоимости, поскольку в данный момент неоправданно завышена и негативно для собственника влияет на размеры обязательных платежей, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрен в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В силу части 1 статьи 24.19. Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Принимая во внимание положения данной нормы, арбитражный суд правомерно рассмотрел дело по существу.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 40/20/03/13 от 08.04.2013 общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Оценка" определена рыночная стоимость земельного участка площадью 18416 м 2 с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на 01.01.2011 в размере 6 680 307 руб. Требование Семеновой Нины Матвеевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в сумме 6 680 307 руб. удовлетворено судом и в данной части не оспорено лицами, участвующими в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Из части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Суд правомерно указал, что согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 1 положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/154, Управление Росреестра по РХ является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель на территории Республики Хакасия, в связи с чем судом сделан обоснованный вывод о том, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия является органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель.
На основании приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" подведомственные государственные учреждения наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости. Следовательно, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" является непосредственным исполнителем действий по осуществлению кадастрового учета.
Таким образом, требование истца обоснованно предъявлено к двум ответчикам.
При этом суд обоснованно учел, что согласно пункту 1.3 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия" утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель применяются с 01.01.2013 основания для удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:070207:10 по состоянию на даты 01.01.2009 и 01.01.2010 в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, отсутствуют.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что предусмотренный законом и избранный истцом способ защиты призван скорректировать сведения, внесенный в государственный кадастр недвижимости и являющиеся актуальными на момент подачи иска в суд.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, утратившие свою актуальность, не могут быть оспорены в исковом порядке. Более того, государственный кадастр недвижимости не предусматривает возможность внесения в него нескольких данных о кадастровой стоимости земельного участка. В этой связи в удовлетворении требования истца правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и не имеющие правового значения.
Согласно статье 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости будет являться основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть, правовые последствия, связанные с установлением рыночной стоимости земельного участка, возникают с момента вступления решения суда в силу.
До этого момента соответствующие правоотношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются положениями нормативного правового акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" апреля 2013 года по делу N А74-429/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
И.Н.БУТИНА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)