Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2013 N Ф09-3046/13 ПО ДЕЛУ N А76-16284/2012

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. N Ф09-3046/13

Дело N А76-16284/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Карабашского городского округа Челябинской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.11.2012 по делу N А76-16284/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Южуралтеплострой" (далее - общество) - Ляпина Е.Г. (доверенность от 10.07.2012).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявлений о предоставлении обществу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 74:29:0000000:96 площадью 20 800 кв. м, и 74:29:0000000:97 площадью 11 560 кв. м, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, пос. Красный Камень, база отдыха "Южуралтеплострой", а также о возложении на администрацию обязанности направить в адрес заявителя проект договора аренды с предложением о его заключении в установленные п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроки.
Решением суда от 21.11.2012 (судья Бастен Д.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что нормами действующего законодательства не предусмотрено заключение иного договора аренды на земельный участок, ранее возникшие права на который не прекращены в установленном законом порядке - соглашение о расторжении договора не подписано, участок не снят с кадастрового учета, не аннулирована запись в ЕГРП. Кроме того, администрация ссылается на то, что на земельном участке с кадастровым номером 74:29:0506002:1 зарегистрированы объекты незавершенного строительства, привязка к вновь созданным земельным участкам с кадастровыми номерами 74:29:0000000:96 и 74:29:0000000:97 не произведена.
В представленном отзыве общество возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу администрации - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения главы г. Карабаша от 06.07.1998 N 470 обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 3,35 га для строительства базы отдыха на озере Увильды, что подтверждается государственным актом N ЧБО-29-0190.
На основании указанных решения главы г. Карабаша и государственного акта 15.07.1998 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:29:0506002:0001 (равнозначен номеру 74:29:0506002:1). Общая площадь земельного участка 33 500 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "реконструкция базы отдыха", местоположение: Челябинская область, г. Карабаш, база отдыха "Южуралтеплострой".
Между муниципальным образованием "город Карабаш" (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании распоряжения главы г. Карабаша от 13.08.2003 N 762 подписан договор аренды от 11.09.2003 N 44, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду сроком на 3 года земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 74:29:0506002:0001, общей площадью 33 500 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, пос. Красный Камень, база отдыха "Южуралтеплострой", для использования в целях реконструкции базы отдыха.
Согласно п. 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 11.09.2003 по 11.09.2006.
Договор аренды от 11.09.2003 N 44 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 06.02.2004.
На основании правовых актов органа местного самоуправления дополнительными соглашениями от 05.05.2006 (зарегистрировано в ЕГРП 12.07.2006) и от 25.03.2009 (зарегистрировано в ЕГРП 12.05.2009) срок действия договора аренды от 11.09.2003 N 44 продлен сторонами сначала по 10.09.2009, а затем по 10.09.2012.
В ЕГРП 04.05.2008, 14.05.2008 и 31.08.2011 внесены записи о государственной регистрации прав собственности общества на следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, пос. Красный Камень, база отдыха "Южуралтеплострой":
- - объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 175,6 кв. м, литера "А", назначение "нежилое", степень готовности объекта 15%, кадастровый (или условный) номер объекта 74-74-32/076/2007-034 (свидетельство от 04.05.2008, выписка из ЕГРП от 15.06.2012);
- - объект незавершенного строительства, протяженность 243 м, литера "I", назначение "транспортное", степень готовности 70%, кадастровый (или условный) номер объекта 74-74-32/076/2007-035 (свидетельство от 14.05.2008, выписка из ЕГРП от 06.06.2012);
- - объект незавершенного строительства "нулевой цикл спального корпуса N 2", общая площадь застройки 1094,1 кв. м, литера "А", степень готовности объекта 30%, кадастровый (или условный) номер объекта 74-74-29/015/2011-196 (свидетельство от 31.08.2011, выписка из ЕГРП от 09.06.2012).
В 2010 году орган местного самоуправления, рассмотрев письменное обращение общества, отказал в предоставлении арендуемого земельного участка в собственность путем выкупа, сославшись на то, что часть арендуемого обществом земельного участка расположена в пределах береговой полосы.
В дальнейшем по инициативе и за счет общества проведено межевание земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:0001 для целей его раздела на несколько самостоятельных участков, в том числе для выделения части земли, составляющей береговую полосу, в отдельный объект.
Распоряжением администрации от 28.03.2011 N 385 по результатам рассмотрения материалов межевания утверждены характеристики земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:1, а именно:
- - земельный участок N 1, площадь 20 800 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий", разрешенное использование "размещение базы отдыха", местоположение: Челябинская область, г. Карабаш, база отдыха "Южуралтеплострой";
- - земельный участок N 2, площадь 11 560 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий", разрешенное использование "размещение базы отдыха", местоположение: Челябинская область, г. Карабаш, база отдыха "Южуралтеплострой";
- - земельный участок N 3, площадь 1140 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий", разрешенное использование "земли общего пользования", местоположение: Челябинская область, г. Карабаш, база отдыха "Южуралтеплострой".
В государственный кадастр недвижимости 16.05.2011 внесены сведения о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 74:29:0000000:96, 74:29:0000000:97, 74:29:0000000:98, характеристики (материалы межевания) которых утверждены распоряжением администрации от 28.03.2011 N 385.
Согласно копиям кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 74:29:0000000:96 и 74:29:0000000:97, подготовленных по состоянию на 17.06.2012, а также выпискам из ЕГРП от 18.02.2012 права, ограничения либо обременения в отношении данных земельных участков в ЕГРП не зарегистрированы.
Из материалов дела также следует, что в 2011 - 2012 гг. администрация направляла в адрес общества распоряжение от 28.06.2011 N 1033/1 о расторжении договора аренды от 11.09.2003 N 44 и проект соглашения о расторжении названной сделки.
Общество обращалось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании данного распоряжения недействительным.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2012 по делу N А76-2660/2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. Из текстов судебных актов по данному делу следует, что отказ в удовлетворении требования общества суды обосновали отсутствием каких-либо правовых последствий для арендатора по договору аренды от 11.09.2003 N 44, поскольку, среди прочего, право расторжения данной сделки в одностороннем порядке условиями договора не предусмотрено. Суды пришли к выводу о том, что распоряжение от 28.06.2011 N 1033/1 не нарушает прав и охраняемых законом интересов общества, являющегося стороной действующего договора аренды земельного участка.
Общество, ссылаясь на п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, 09.06.2012 обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 74:29:0000000:96 и 74:29:0000000:97 в аренду для размещения базы отдыха.
О результатах рассмотрения письменных обращений общество извещено не было.
Полагая, что со стороны администрации имеет место незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявлений о предоставлении земли в аренду, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 этого Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 названного Кодекса.
В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими (п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество является собственником трех объектов незавершенного строительства, расположенных в границах предоставленного ему ранее, первоначально на праве постоянного (бессрочного) пользования, а затем на праве аренды, земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:1. Права общества на эти объекты зарегистрированы в ЕГРП в 2008 и 2011 гг.
Судами также установлено, что администрацией (арендодатель по договору от 11.09.2003 N 44) в интересах, в том числе общества (арендатор по договору от 11.09.2003 N 44), было согласовано межевание земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:1 для целей его раздела на три самостоятельных объекта, а также постановка вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемые земельные участки сформированы по обоюдному согласию сторон договора аренды от 11.09.2003 N 44, в том числе, для целей дальнейшего изменения существующих обязательственных правоотношений, а также принимая во внимание наличие у общества статуса собственника незавершенных строительством объектов недвижимости и арендатора земельного участка, подлежащего разделу, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у администрации обязанностей рассмотреть соответствующие заявления общества и предоставить ему испрашиваемые земельные участки в аренду на основании п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установив, что администрация не совершила необходимых действий, не рассмотрела письменные обращения общества, чем допустила незаконное бездействие, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы администрации о том, что сторонами договора аренды от 11.09.2003 N 44 не подписано соглашение о расторжении, а также доводы о наличии в ЕГРП записи об аренде земельного участка с кадастровым номером 74:29:0506002:0001, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных судами на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.11.2012 по делу N А76-16284/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Карабашского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)