Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-11151/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. по делу N А55-11151/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Витязи" - Кудрявовой О.Е., доверенность от 28.04.2012 N 1,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Витязи", г. Новокуйбышевск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-11151/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витязи", г. Новокуйбышевск, Самарская область, (ОГРН 1026303118104) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Витязи" (далее - ООО "Витязи", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в продаже ООО "Витязи" земельного участка, общей площадью 1711,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0617001:0021, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Октябрьский район, Московское шоссе; обязать Министерство в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, занимаемого автозаправочной станцией, площадью 1711,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0617001:0021, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Октябрьский район, Московское шоссе и направить его в адрес ООО "Витязи" с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с положениями статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент наделяется следующими полномочиями: а) готовит документы территориального планирования городского округа Самара; б) ведет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара; в) согласовывает проекты схем территориального планирования муниципальных районов Самарской области, имеющих общую границу с городским округом Самара; г) осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности; д) обеспечивает подготовку и осуществляет проверку документации по планировке территории; е) участвует в разработке и реализации градостроительных разделов городских целевых программ и программ социально-экономического развития городского округа Самара; ж) осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации; з) осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, решениями Думы городского округа Самара.
ООО "Витязи" на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2008 N RU63301000-079э, является собственником автомобильной заправочной станции, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Московское шоссе, д. 11. Автозаправочная станция, в соответствии с данными технической инвентаризации, является объектом недвижимого имущества, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации серия 63-АД N 186856 выданном 31.07.2009 управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
Вышеуказанная автозаправочная станция расположена на земельном участке, общей площадью 1711,00 кв. м (кадастровый номер 63:01:06 17 001:0021), по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе.
Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО "Витязи" заключен Договор аренды земельного участка от 01.11.2008 N 193 (с последующими изменениями), на срок с 27.10.2008 по 27.10.2011, зарегистрированный в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области, 19.12.2008 за N 63-63-01/874/2008-430.
Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев заявление ООО "Витязи" от 15.08.2011 о предоставлении в собственность земельного участка 04.06.2012 решением (исх. N 12-1/2311/11-е) с учетом того, что при поступлении дополнительной информации были выявлены препятствия для предоставления земельного участка, ООО "Витязи" было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В обоснование отказа ответчик сослался на заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.02.2012 N Д05-01-01/14245-0-1 о том, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий и относится к территории общего пользования и на статьи 28, 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно данного заключения, запрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне кабеля электросвязи, теплотрассы Д=800, дренажа Д=150. Электрокабель напряжением до 0,4 кВ, ЛЭП 110 кВ.
Часть объекта расположена в границах красных линий, относится к территории общего пользования.
Заявитель, посчитав отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность ООО "Витязи" за выкуп вышеуказанного земельного участка, необоснованным, нарушающим права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Министерство имущественных отношений Самарской области мотивировало отказ тем обстоятельством, что согласно заключению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.02.2012 N Д05-01-01/14245-0-1 часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий и относится к территории общего пользования.
Согласно указанного заключения, испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне кабеля электросвязи, теплотрассы Д=800, дренажа Д=150. Электрокабель напряжением до 0,4 кВ, ЛЭП 110 кВ.
Часть объекта расположена в границах красных линий, относится к территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку материалами дела подтвержден факт прохождения на спорном земельном участке красных линий, испрашиваемый земельный участок относится к земельным участкам общего пользования и, следовательно, не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.
Данные обстоятельства проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, как направленные на переоценку установленных судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств. Пределы компетенции суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А55-11151/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)