Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Токарева Ж.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе: председательствующего - Котликовой О.П.,
судей - Ковалюк Л.Ю., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя заявителя П. - Г. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 июня 2013 года по делу по заявлению П. об оспаривании действий органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
установила:
Решением исполнительного комитета Новоалтайского городского Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как воин-интернационалист.
Постановлением администрации города Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** П. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес> постановлением администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ.
П. ДД.ММ.ГГ обратился в Комитет администрации города Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Письмом от ДД.ММ.ГГ *** П. отказано в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения со ссылкой на снятие его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома в ДД.ММ.ГГ году.
П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий органа местного самоуправления - администрации города Новоалтайска в лице Комитета администрации города Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, возложении обязанности восстановить его на учете нуждающихся в жилом помещении, как ветерана боевых действий с сохранением очереди на момент снятия с учета.
В обоснование требований указал на то, что с 1989 года состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий, 13 февраля 2013 года из ответа Комитета узнал о снятии с учета на основании ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением 22 мая 2007 года земельного участка для строительства жилого дома. Действия по снятию его с учета незаконны, поскольку п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В силу п. 1, 2 ст. 10 того же Закона, данная мера социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации, а субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, которые являются их расходными обязательствами. При выделении земельного участка Российская Федерация не понесла расходных обязательств, поскольку выделенный участок являлся муниципальной собственностью. При этом выделение земельного участка является не альтернативой предоставленного ему права на жилое помещение, а дополнительной мерой социальной поддержки, установленной по инициативе субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 июня 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя П. - Г. просит об отмене решения суда и удовлетворении заявления, ссылаясь на прежние доводы, изложенные в первоначальном заявлении, дополнительно указывая на ошибочность вывода суда о том, что П. осуществил выбор способа решения жилищного вопроса, реализовав право на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", за счет расходных обязательств Российской Федерации, поскольку не учтено, что П. не перестал быть нуждающимся в жилом помещении, земельный участок ему предоставлен по инициативе муниципального образования.
В возражениях на жалобу администрация города Новоалтайска просит об оставлении решения суда без изменения.
Рассмотрев дело по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя - Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя заинтересованного лица администрации города Новоалтайска - Т., просившую об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявителем оспорены действия по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, которые фактически были совершены администрацией города Новоалтайска путем вынесения постановления от ДД.ММ.ГГ ***. Комитетом таких действий не совершалось, в ответе от ДД.ММ.ГГ ему лишь сообщено о принятии вышеуказанного постановления администрацией города Новоалтайска, а в ответе от ДД.ММ.ГГ на факт снятия с учета в ДД.ММ.ГГ году указано при обосновании отказа в предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что действия по снятию П. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не противоречат закону и не нарушают прав заявителя.
Данный вывод основан на правильно примененных нормах права и материалах дела.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" (далее - Закон), ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Закона.
В силу ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Кодекса, в действовавшей на момент совершения оспариваемых действий редакции, предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ст. 6 Кодекса).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по предусмотренным Кодексом основаниям в случае, если эти основания возникли после 01 марта 2005 года.
Подпункт 3 статьи 2 Закона Алтайского края N 88-ЗС от 16 декабря 2002 года "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", ветераны боевых действий имеют право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность на территории Российской Федерации, бывшего СССР и территориях других государств для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что по заявлениям П. от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден проект границ земельного участка по <адрес> в <адрес>, площадью *** кв. м, данный участок бесплатно предоставлен П. в собственность под строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации <адрес> и П. заключен договор о безвозмездной передаче указанного земельного участка в собственность.
Поскольку после 01 января 2005 года заявителю органом местного самоуправления в установленном порядке предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, основания к его снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях имелись.
Доводы апелляционной жалобы об обратном ошибочны.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что земельный участок был предоставлен по инициативе органа местного самоуправления, не имеет значения, поскольку заявитель самостоятельно обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и подписал соответствующий договор.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный участок предоставлен органом местного самоуправления, а не Российской Федерацией, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых действий, поскольку, в силу ст. 56 Кодекса, снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях производится при предоставлении земельного участка для строительства жилого дома, в том числе органом местного самоуправления. Каких-либо изъятий из этого правила не имеется.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя заявителя П. - Г. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 июня 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6824/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N 33-6824/2013
Судья Токарева Ж.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе: председательствующего - Котликовой О.П.,
судей - Ковалюк Л.Ю., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя заявителя П. - Г. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 июня 2013 года по делу по заявлению П. об оспаривании действий органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
установила:
Решением исполнительного комитета Новоалтайского городского Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как воин-интернационалист.
Постановлением администрации города Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** П. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес> постановлением администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ.
П. ДД.ММ.ГГ обратился в Комитет администрации города Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Письмом от ДД.ММ.ГГ *** П. отказано в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения со ссылкой на снятие его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома в ДД.ММ.ГГ году.
П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий органа местного самоуправления - администрации города Новоалтайска в лице Комитета администрации города Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, возложении обязанности восстановить его на учете нуждающихся в жилом помещении, как ветерана боевых действий с сохранением очереди на момент снятия с учета.
В обоснование требований указал на то, что с 1989 года состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий, 13 февраля 2013 года из ответа Комитета узнал о снятии с учета на основании ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением 22 мая 2007 года земельного участка для строительства жилого дома. Действия по снятию его с учета незаконны, поскольку п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В силу п. 1, 2 ст. 10 того же Закона, данная мера социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации, а субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, которые являются их расходными обязательствами. При выделении земельного участка Российская Федерация не понесла расходных обязательств, поскольку выделенный участок являлся муниципальной собственностью. При этом выделение земельного участка является не альтернативой предоставленного ему права на жилое помещение, а дополнительной мерой социальной поддержки, установленной по инициативе субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 июня 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя П. - Г. просит об отмене решения суда и удовлетворении заявления, ссылаясь на прежние доводы, изложенные в первоначальном заявлении, дополнительно указывая на ошибочность вывода суда о том, что П. осуществил выбор способа решения жилищного вопроса, реализовав право на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", за счет расходных обязательств Российской Федерации, поскольку не учтено, что П. не перестал быть нуждающимся в жилом помещении, земельный участок ему предоставлен по инициативе муниципального образования.
В возражениях на жалобу администрация города Новоалтайска просит об оставлении решения суда без изменения.
Рассмотрев дело по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя - Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя заинтересованного лица администрации города Новоалтайска - Т., просившую об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявителем оспорены действия по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, которые фактически были совершены администрацией города Новоалтайска путем вынесения постановления от ДД.ММ.ГГ ***. Комитетом таких действий не совершалось, в ответе от ДД.ММ.ГГ ему лишь сообщено о принятии вышеуказанного постановления администрацией города Новоалтайска, а в ответе от ДД.ММ.ГГ на факт снятия с учета в ДД.ММ.ГГ году указано при обосновании отказа в предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что действия по снятию П. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не противоречат закону и не нарушают прав заявителя.
Данный вывод основан на правильно примененных нормах права и материалах дела.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" (далее - Закон), ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Закона.
В силу ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Кодекса, в действовавшей на момент совершения оспариваемых действий редакции, предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ст. 6 Кодекса).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по предусмотренным Кодексом основаниям в случае, если эти основания возникли после 01 марта 2005 года.
Подпункт 3 статьи 2 Закона Алтайского края N 88-ЗС от 16 декабря 2002 года "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", ветераны боевых действий имеют право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность на территории Российской Федерации, бывшего СССР и территориях других государств для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что по заявлениям П. от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден проект границ земельного участка по <адрес> в <адрес>, площадью *** кв. м, данный участок бесплатно предоставлен П. в собственность под строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации <адрес> и П. заключен договор о безвозмездной передаче указанного земельного участка в собственность.
Поскольку после 01 января 2005 года заявителю органом местного самоуправления в установленном порядке предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, основания к его снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях имелись.
Доводы апелляционной жалобы об обратном ошибочны.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что земельный участок был предоставлен по инициативе органа местного самоуправления, не имеет значения, поскольку заявитель самостоятельно обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и подписал соответствующий договор.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный участок предоставлен органом местного самоуправления, а не Российской Федерацией, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых действий, поскольку, в силу ст. 56 Кодекса, снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях производится при предоставлении земельного участка для строительства жилого дома, в том числе органом местного самоуправления. Каких-либо изъятий из этого правила не имеется.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя заявителя П. - Г. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 июня 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)