Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28494/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу N А55-28494/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" - Пащенко А.П., доверенность от 07.06.2012 года,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Якушева А.А., доверенность от
29.12.2012 года N 9096,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Якушева А.А., доверенность от 29.12.2012 года N 9096,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2013 года по делу N А55-28494/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт", (ОГРН 1026301421167), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным бездействия и обязании,
установил:

ОАО "Самаранефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия ТУФАУГИ в Самарской области, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о разделе земельного участка площадью 6310 кв. м с кадастровым номером 63:09:0202054:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, дом 44, в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого Автозаправочной станцией N 117 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, дом 44 с кадастровым номером 63:09:0202054:641, площадью 5042 кв. м и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителю.
В апелляционной жалобе указывает, что письмом от 30.07.2012 года N 24/417, 24/418, 24/419 Территориальное управление рассмотрело заявление 20.06.2012 N 26/816.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, отсутствует бездействие со стороны Территориального управления.
Податель жалобы ссылается на то, что ранее письмом от 03.05.2012 N 25/2182, 25/3016 Территориальное управление сообщало заявителю, что для раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности отсутствуют необходимые документы и что ни одна норма типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374, зарегистрированного в Минюсте России 9 декабря 2008 г. за N 12804 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 694), не наделяет заинтересованное лицо правом самостоятельного принятия решений об образовании земельных участков.
Податель жалобы считает, что принятие решения об образовании земельных участков является правом, а не обязанностью органа государственной власти.
Податель жалобы также указывает, что испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202054:641 в настоящее время не образован в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации, поэтому требование о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202054:641 является необоснованным.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество является собственником объектов недвижимого имущества: сооружение АЗС-117, площадью 96,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, дом 44.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной копией Свидетельства о государственной регистрации права (том 1 л.д. 13), выпиской из ЕГРП от 22.09.2011 года N 09/024/2011-301 (том 1 л.д. - 42).
Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0202054:7, общей площадью 6310 кв. м.
Указанный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается представленной выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. - 44).
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ, общество 22.06.2012 года обратилось в Территориальное управление с заявлением о разделе вышеназванного земельного участка на участок площадью 5042 кв. м и 1268 кв. м и предоставлении земельного участка площадью 5042 кв. м в собственность заявителю за выкуп (том 1 л.д. - 11).
К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" и обратного заинтересованным лицом суду не представлено.
Письмом от 30.07.2012 года N 24/419 Территориальное управление Росимущества в Самарской области сообщило заявителю о том, что испрашиваемый раздел не осуществлен по причине не представления заявителем документов, предусмотренных письмом Росимущества от 17.06.2010 года N 1111-10/16812, в частности, из-за отсутствия обоснованной площади и границ земельных участков, исходя из схем раздела, подтверждений расположения (отсутствия) объектов недвижимости на образованных земельных участках (том 1 л.д. - 34 - 37).
Ранее в письме от 03.05.2012 года N 25/2185 (том 1 л.д. - 38 - 41) Территориальное управление сообщало Обществу о причинах не проведения раздела земельных участков.
В данном обращении ТУФАУГИ не рассматривало обстоятельства раздела земельного участка, занятого АЗС N 117.
До настоящего времени какое-либо решение по заявлению общества территориальным управлением не принято.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в силу положений статьи 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом обоснованно принято во внимание, что формирование земельных участков в заявленных границах и их постановка в ГКН площадью 5042 кв. м и 1268 кв. м осуществлялось с 29.11.2010 года (графа 6 кадастровый паспортов), право Российской Федерации зарегистрировано согласно выписке из ЕГРП - 19 августа 2002 года (том 1 л.д. - 44).
Таким образом, на момент образования земельных участков из участка с кадастровым номером 63:09:02 02 054:7 право собственности РФ уже было зарегистрировано.
Территориальное управление обращение общества о принятии решения о разделе земельного участка и о предоставлении в собственность земельного участка в установленный законом срок не рассмотрело и решение по ним не приняло.
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202054:7 площадью 6310 кв. м является земельным участком, государственная собственность на который разграничена.
Фактически земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202054:7 был разделен на два земельных участка, в том числе, на испрашиваемый.
В соответствии с п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству РФ действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 209 ГК РФ, в данном случае заинтересованное лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем объектом недвижимости, так и его частями и свершать в отношении этого имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного Кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (с измен. и дополнен.) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Судом правомерно отклонен довод Теруправления, об отсутствии бездействия со ссылкой на то, что письмом от 30.07.2012 года ТУФАУГИ ответило заявителю.
Положения статьи 36 ЗК РФ предусматривают принятие двух решений по заявлению собственника объекта недвижимости: решение о предоставлении земельного участка и отказ в предоставлении.
Представленное письмо от 30.07.2012 года не является решением по заявлению Общества, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о наличии бездействия.
Суд также правомерно признал необоснованной ссылку ответчика о том, что Территориальное управление не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества, и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства, при этом согласно п. 5.35(3) только ФАУГИ принимает в установленном порядке решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в Федеральной собственности (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.03.2011 года N 223 и от 22.02.2012 года N 153), суд считает несостоятельной в связи со следующим..
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности и аренды на это имущество.

В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о Территориальном Управление Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Следует также отметить, что в силу положений пункта 2.2. Административного регламента по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 622 от 07.11.2011 года, государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
При этом пункт 2.6. Административного регламента определяет, что государственная услуга предоставляется в срок не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Судом верно отмечено в решении, что довод Теруправления об отсутствии у него полномочий на образование земельных участков также является ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, установив полномочия Территориального управления в контексте статьи 29 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что Теруправление также не лишено полномочий по образованию земельных участков.
Суд считает, что образование земельных участков, по своему содержанию, является одним из полномочий собственника, в связи с чем, доводы об отсутствии полномочий судом отклоняются.
Предмет настоящего спора сформулирован заявителем в виде признания незаконным бездействия Теруправления, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении заявителю земельного участка.
Системный анализ полномочий Теруправления, закрепленных в Положении, Административном регламенте свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано в установленный статьей 36 ЗК РФ рассмотреть обращения ОАО "Самаранефтепродукт" и принять соответствующие решения по заявлению, предусмотренные законом.
Суд правильно указал, что указанные выше нормы свидетельствуют о наличии у Территориального Управления полномочий на рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости по вопросу приобретения права на земельный участок, в том числе по принятию решений об образовании земельных участков, а также непосредственно по вопросу об их предоставлении.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Ни один из указанных Территориальным управлением актов не содержит прямого запрета на принятие территориальными органами Росимущества решений о предоставлении прав на земельные участки.
В результате бездействия Территориального управления Росимущества в Самарской области не соблюдаются требования статьи 36 ЗК РФ и нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Внутриведомственные локальные акты Росимущества в части администрирования работы ведомства не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав собственников объектов недвижимости и не свидетельствуют об отсутствии у Территориального Управления соответствующих полномочий, возложенных законом.
Правомерность указанных выводов подтверждается судебной практикой, а именно Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 года по делу N А55-24273/2012.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено материалами дела, до настоящего времени решение по заявлению общества не принято, что ущемляет исключительное право заявителя как собственника объекта недвижимого имущества, на приобретение данного земельного участка.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные обществом требования.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2013 года по делу N А55-28494/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)