Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Алексея Вячеславовича - Макарова Антона Владимировича (доверенность от 25.03.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Алексея Вячеславовича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2012 года по делу N А33-3431/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 года по тому же делу (суд апелляционной инстанции - Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Колесникова Г.А.)
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинников Алексей Вячеславович (ОГРНИП 310240407000011, с. Бархатово Красноярского края, далее - Овчинников А.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (ОГРН 1092404001458, п. Березовка Красноярского края, далее - Управление по АГЗ и имущественным отношениям администрации района, Управление) о признании незаконным отказа Управления по архитектуре, градостроительству и земельным отношениям администрации Березовского района Красноярского края в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, об обязании Управления рассмотреть заявление от 24.11.2011 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, об обязании Управления в сроки, установленные законом, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте.
Определением суда от 13 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Березовского района (ОГРН 1022400557321, п. Березовка Красноярского края, далее - администрация).
В судебном заседании 08.08.2012 представителем заявителя заявлено об уточнении требований. С учетом уточнения Овчинников А.В. просил:
- - признать незаконным отказ Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, изложенный в письме от 01.12.2011 N 2870;
- - обязать Управление по АГЗ и имущественным отношениям администрации района утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Ходатайство об уточнении требований удовлетворено судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Спор рассмотрен с учетом уточнения требований.
Овчинниковым А.В. заявлено ходатайство об отказе от заявления в части требования об обязании Управления рассмотреть заявление от 24.11.2011 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово. Ходатайство удовлетворено судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, им соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, установленный статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом в письме от 01.12.2011 N 2870 Управлением конкретно указано на отказ в предоставлении земельного участка. Следовательно, заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено Управлением по сути вопроса. Единственным основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка Управление указало на нахождение земельного участка в составе земель населенных пунктов в связи с утверждением генерального плана. Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств наличия у спорного земельного участка категории земель - земли населенных пунктов. При этом в законодательстве отсутствует правовая норма, запрещающая предоставление в пользование земельного участка для использования в сельхознуждах, категория которого не является установленной. Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" применим лишь в отношении земельных участков, отнесенных к установленной категории - земли сельскохозяйственного назначения, то есть сформированных земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Вместе с тем по материалам настоящего дела испрашиваемый заявителем земельный участок на момент обращения заявителя с заявлением не имел установленной категории. Таким образом, в настоящем деле норма пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не применима. Кроме того, принимая во внимание отсутствие установленной у спорного земельного участка категории, отнесение его к землям сельскохозяйственного назначения является допустимым на основании заявления заявителя. Одновременно заявление заявителя следует рассматривать как заявление о переводе земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Разработанный проект, на который ссылается суд первой инстанции, говоря о том, что таким проектом подтверждается категория земельного участка, актом органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории не является, так как не отвечает требованиям статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылка суда апелляционной инстанции на Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовский район Красноярского края, утвержденное решением Березовского районного Совета депутатов от 28.12.2010 N 15-68Р, не опровергает доводы заявителя о возможности предоставления земельного участка в отсутствие установленной категории земельного участка.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Овчинникова А.В. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинников А.В. 24.11.2011 обратился в Администрацию Березовского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО Бархатовский сельсовет, 250 м юго-западнее с. Бархатово, площадью 28 000 кв. м.
Письмом от 01.12.2011 N 2870 Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края указало Овчинникову А.В. на невозможность предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО Бархатовский сельсовет, 250 м юго-западнее с. Бархатово, площадью 28 000 кв. м, для крестьянского (фермерского) хозяйства, так как по проекту застройки данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Не согласившись с указанным актом, Овчинников А.В. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления в предоставлении земельного участка; обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства возможности предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в испрашиваемых размерах и местоположении, наличие свободного земельного участка сельскохозяйственного назначения в испрашиваемых размерах и местоположении в деле отсутствуют. При этом испрашиваемый Овчинниковым А.В. земельный участок в соответствии с проектом застройки территории относится к землям населенных пунктов и не может быть предоставлен для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из материалов дела не следует, что спорный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного использования. При этом на момент рассмотрения дела судом решением Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163Р утвержден генеральный план Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов. В указанном генеральном плане не предусмотрены зоны сельскохозяйственного использования. При таких обстоятельствах испрашиваемый земельный участок не может быть передан на праве аренды для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Удовлетворение заявленного требования не приведет к восстановлению нарушенного права Овчинникова А.В. и, следовательно, оспариваемый отказ не нарушает его прав и законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- 1) земли сельскохозяйственного назначения;
- 2) земли населенных пунктов;
- 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- 4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
- 5) земли лесного фонда;
- 6) земли водного фонда;
- 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 14 указанного Закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 указанного Кодекса предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- 1) жилым;
- 2) общественно-деловым;
- 3) производственным;
- 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
- 5) рекреационным;
- 6) сельскохозяйственного использования;
- 7) специального назначения;
- 8) военных объектов;
- 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Как установлено судами, из материалов дела не следует, что спорный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного использования. При этом на момент рассмотрения дела судом решением Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163Р утвержден генеральный план Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов. В указанном генеральном плане не предусмотрены зоны сельскохозяйственного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, определенная органом местного самоуправления категория спорного земельного участка не подходит под категорию земель, предназначенных для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Доказательств того, что имеются основания для отнесения спорного земельного участка к иной категории, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок не мог быть передан для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, следовательно, оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, а удовлетворение заявленного требования не приведет к восстановлению нарушенного права Овчинникова А.В.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2012 года по делу N А33-3431/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2013 ПО ДЕЛУ N А33-3431/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. N А33-3431/2012
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Алексея Вячеславовича - Макарова Антона Владимировича (доверенность от 25.03.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Алексея Вячеславовича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2012 года по делу N А33-3431/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 года по тому же делу (суд апелляционной инстанции - Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Колесникова Г.А.)
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинников Алексей Вячеславович (ОГРНИП 310240407000011, с. Бархатово Красноярского края, далее - Овчинников А.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (ОГРН 1092404001458, п. Березовка Красноярского края, далее - Управление по АГЗ и имущественным отношениям администрации района, Управление) о признании незаконным отказа Управления по архитектуре, градостроительству и земельным отношениям администрации Березовского района Красноярского края в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, об обязании Управления рассмотреть заявление от 24.11.2011 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, об обязании Управления в сроки, установленные законом, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте.
Определением суда от 13 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Березовского района (ОГРН 1022400557321, п. Березовка Красноярского края, далее - администрация).
В судебном заседании 08.08.2012 представителем заявителя заявлено об уточнении требований. С учетом уточнения Овчинников А.В. просил:
- - признать незаконным отказ Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, изложенный в письме от 01.12.2011 N 2870;
- - обязать Управление по АГЗ и имущественным отношениям администрации района утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Ходатайство об уточнении требований удовлетворено судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Спор рассмотрен с учетом уточнения требований.
Овчинниковым А.В. заявлено ходатайство об отказе от заявления в части требования об обязании Управления рассмотреть заявление от 24.11.2011 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово. Ходатайство удовлетворено судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, им соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, установленный статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом в письме от 01.12.2011 N 2870 Управлением конкретно указано на отказ в предоставлении земельного участка. Следовательно, заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено Управлением по сути вопроса. Единственным основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка Управление указало на нахождение земельного участка в составе земель населенных пунктов в связи с утверждением генерального плана. Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств наличия у спорного земельного участка категории земель - земли населенных пунктов. При этом в законодательстве отсутствует правовая норма, запрещающая предоставление в пользование земельного участка для использования в сельхознуждах, категория которого не является установленной. Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" применим лишь в отношении земельных участков, отнесенных к установленной категории - земли сельскохозяйственного назначения, то есть сформированных земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Вместе с тем по материалам настоящего дела испрашиваемый заявителем земельный участок на момент обращения заявителя с заявлением не имел установленной категории. Таким образом, в настоящем деле норма пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не применима. Кроме того, принимая во внимание отсутствие установленной у спорного земельного участка категории, отнесение его к землям сельскохозяйственного назначения является допустимым на основании заявления заявителя. Одновременно заявление заявителя следует рассматривать как заявление о переводе земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Разработанный проект, на который ссылается суд первой инстанции, говоря о том, что таким проектом подтверждается категория земельного участка, актом органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории не является, так как не отвечает требованиям статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылка суда апелляционной инстанции на Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовский район Красноярского края, утвержденное решением Березовского районного Совета депутатов от 28.12.2010 N 15-68Р, не опровергает доводы заявителя о возможности предоставления земельного участка в отсутствие установленной категории земельного участка.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Овчинникова А.В. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинников А.В. 24.11.2011 обратился в Администрацию Березовского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО Бархатовский сельсовет, 250 м юго-западнее с. Бархатово, площадью 28 000 кв. м.
Письмом от 01.12.2011 N 2870 Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края указало Овчинникову А.В. на невозможность предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО Бархатовский сельсовет, 250 м юго-западнее с. Бархатово, площадью 28 000 кв. м, для крестьянского (фермерского) хозяйства, так как по проекту застройки данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Не согласившись с указанным актом, Овчинников А.В. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления в предоставлении земельного участка; обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства возможности предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в испрашиваемых размерах и местоположении, наличие свободного земельного участка сельскохозяйственного назначения в испрашиваемых размерах и местоположении в деле отсутствуют. При этом испрашиваемый Овчинниковым А.В. земельный участок в соответствии с проектом застройки территории относится к землям населенных пунктов и не может быть предоставлен для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из материалов дела не следует, что спорный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного использования. При этом на момент рассмотрения дела судом решением Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163Р утвержден генеральный план Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов. В указанном генеральном плане не предусмотрены зоны сельскохозяйственного использования. При таких обстоятельствах испрашиваемый земельный участок не может быть передан на праве аренды для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Удовлетворение заявленного требования не приведет к восстановлению нарушенного права Овчинникова А.В. и, следовательно, оспариваемый отказ не нарушает его прав и законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- 1) земли сельскохозяйственного назначения;
- 2) земли населенных пунктов;
- 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- 4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
- 5) земли лесного фонда;
- 6) земли водного фонда;
- 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 14 указанного Закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 указанного Кодекса предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- 1) жилым;
- 2) общественно-деловым;
- 3) производственным;
- 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
- 5) рекреационным;
- 6) сельскохозяйственного использования;
- 7) специального назначения;
- 8) военных объектов;
- 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Как установлено судами, из материалов дела не следует, что спорный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного использования. При этом на момент рассмотрения дела судом решением Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163Р утвержден генеральный план Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов. В указанном генеральном плане не предусмотрены зоны сельскохозяйственного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, определенная органом местного самоуправления категория спорного земельного участка не подходит под категорию земель, предназначенных для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Доказательств того, что имеются основания для отнесения спорного земельного участка к иной категории, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок не мог быть передан для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, следовательно, оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, а удовлетворение заявленного требования не приведет к восстановлению нарушенного права Овчинникова А.В.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2012 года по делу N А33-3431/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)