Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
22 ноября 2007 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.
без участия представителей сторон и заинтересованных лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2007
по делу N А31-1088/2007, принятое судьей Разгуляевой Г.М.
по заявлению Управления контрактного строительства и инвестиций
Министерства обороны Российской Федерации
к Департаменту имущественных отношений Костромской области,
Администрации города Костромы
заинтересованные лица: Глава города Костромы, ОАО "Трест
Мосэлектротягстрой" в лице филиала "Строительно-монтажный поезд N 214"
о признании недействительными постановлений и распоряжения,
установил:
Управление контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (далее - УКСИ Минобороны России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Костромской области и Администрации города Костромы (далее -Департамент и Администрация соответственно) о признании недействительными постановлений Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, ул. Боевой, ул. Галичской и распоряжения Департамента имущественных отношений Костромской области от 02.02.2007 N 104 "О предоставлении в аренду ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка.
Решением суда от 12.07.2007 в удовлетворении заявленных требований УКСИ Минобороны России отказано. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые акты не нарушают права УКСИ Минобороны России, поскольку спорный земельный участок в установленном порядке заявителю не предоставлялся, основания для проведения аукциона, в рассматриваемом случае, отсутствуют.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что права на спорный земельный участок возникли у УКСИ Минобороны России в силу ранее заключенных с администрацией соглашений о строительстве жилья для военнослужащих на общих основаниях возникновения прав и обязанностей, определенных пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, указывает, что нарушено его право на участие в аукционе, поскольку земельный участок в нарушение норм Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" без проведения аукциона.
Администрация доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, считает необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения, заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. По мнению Администрации правоотношения по представлению земельного участка возникли до вступления в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а потому ее правила на них не распространяются, считает, что заявитель не является правообладателем спорного земельного участка.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Глава города Костромы доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, считает необоснованными, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, поддерживает доводы, изложенные в отзыве Администрации, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" (далее -Общество) считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что право на спорный земельный участок возникло у ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" до вступления в действие статьи 30.1 ЗК РФ, на подготовку земельного участка к строительству Обществом затрачены значительные денежные средства, заявитель не являлся и не является правообладателем спорного земельного участка.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и заинтересованных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в 1999-2000 г.г. между Администрацией города Костромы и УКСИ Минобороны России подписаны соглашения о сотрудничестве в строительстве жилья в городе Костроме в период с 2000 по 2004 годы, в том числе 18.05.2000 подписано соглашение о сотрудничестве в обеспечении строительства жилых домов на выделенных и выделяемых земельных участках в центральной части и в местах с развитой транспортной инфраструктурой города Костромы (л.д. 13,14,17).
Постановлением Администрации г. Костромы от 07.09.2000 N 3402 за УКСИ Минобороны России зарезервированы на один год на период выполнения проектно-изыскательских работ и проведения подрядных торгов по строительству земельные участки, в том числе участок застройки по ул. Галичской-Калиновской для строительства жилых домов N 1, 1 а (л.д. 24).
Постановлением Администрации г. Костромы от 30.08.2001 N 3128 действие вышеназванного постановления продлено до 07.09.2002 (л.д. 25).
Постановлением Администрации г. Костромы от 03.08.2004 N 2328 УКСИ Минобороны России предоставлен в безвозмездное срочное пользование на один год земельный участок в квартале, ограниченном улицами Калиновской, пр. Мира, Боевой, Галичской для строительства жилых домов N 1, 1 А (по ГП) (л.д. 27).
Постановлением Администрации г. Костромы от 06.09.2005 N 2635 срок действия вышеназванного постановления продлен до 03.08.2006, кроме того, постановление N 2328 дополнено условиями о предоставлении земельного участка в квартале и для разработки проекта на строительство многоэтажного жилого дома N 2 (по ГП) (л.д. 29).
15.08.2003 на основании обращения ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" (правопредшественник ОАО "Трест "Мосэлектротягстрой") администрацией города Костромы принято постановление N 3140 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в безвозмездное срочное пользование до 01.06.2004 земельного участка площадью 4798,27 кв. м в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, Боевой, Галичской для проведения проектно-изыскательских работ на строительство жилых домов N 4, 4 а, 5 (по ГП) (л.д. 26).
Проект данного постановления 16.07.2003 согласован с Богословским В.Н. (л.д. 26), который на тот момент являлся начальником УКСИ Минобороны России, что подтверждается выписками из приказов Министра обороны РФ (т. 2, л.д. 43-44).
05.07.2006 постановлением Главы города Костромы N 1958 ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" предоставлен земельный участок площадью 4798,3 кв. м в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, ул. Боевой, ул. Галичской, в аренду до 01.07.2006 для завершения проектно-изыскательских работ на строительство жилых домов N 4, 4 а, 5 (по ГП) (л.д. 11).
Постановлением Главы города Костромы от 04.08.2006 N 2383 в постановление от 05.07.2006 N 1958 внесены изменения в части срока предоставления земельного участка до 01.09.2006 (л.д. 96).
02.02.2007 распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области N 104 земельный участок площадью 4831,99 кв. м, расположенный в вышеуказанном квартале, предоставлен ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" в аренду сроком на три года для строительства жилых домов N 4, 4 а, 5 (по ГП) (л.д. 12).
Полагая, что постановления Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383, а также распоряжение Департамента от 02.02.2007 N 104 противоречат действующему законодательству и нарушают его права на получение спорного земельного участка для строительства жилых домов, УКСИ Минобороны России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названных актов недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты не противоречат Земельному Кодексу Российской Федерации и не нарушают права УКСИ Минобороны России.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ (ред. от 30.06.2003) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ. На основании заявления лиц, заинтересованных в строительстве, осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Такие участки предоставляются путем проведения торгов в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ. При этом предоставление земельного участка без проведения торгов допускается при условии предварительной публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 10.01.2003) градостроительная документация для территорий муниципальных образований включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий (в том числе генеральные планы городских и сельских поселений), а также аналогичную документацию о застройке (в том числе проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений).
В материалах дела отсутствует градостроительная документация о застройке спорного земельного участка, разработанная и утвержденная в установленном законом порядке, а также сведения об информировании местного населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Несмотря на определение суда от 29.10.2007, доказательств утверждения в установленном порядке генерального плана города Костромы и проекта застройки квартала, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, ул. Боевой, ул. Галичской (л.д. 106 т. 1, л.д. 4 т. 2), арбитражному суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, на дату принятия постановления от 15.08.2003 N 3140, в рассматриваемом случае, земельный участок мог быть предоставлен ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта.
Довод ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" относительно того, что земельный участок предоставлялся ему в соответствии с Генеральным планом, то есть с предварительным согласованием места размещения объектов, поэтому проведения торгов не требовалось, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном понимании вышеуказанных норм Земельного кодекса.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" введена в действие статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Данная норма вступила в силу с 01.10.2005 (статья 18 указанного Федерального закона) и действовала на дату принятия постановлений от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее -Закон N 137-ФЗ) изложен в новой редакции, которая действовала на момент издания распоряжения Департамента от 02.02.2007 N 104 о предоставлении ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка.
Согласно абзацу 4 пункта 15 статьи 3 данного Закона до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В соответствии с абзацем 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона. Положения данного абзаца распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года (Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Как видно из материалов дела, в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объектов, являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства жилых домов N 4, 4 а, 5 не принималось.
Постановление Администрации города Костромы от 15.08.2003 N 3140 не может быть расценено в качестве решения о предоставлении земельного участка для строительства, поскольку согласно его содержанию земельный участок предоставлен ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в безвозмездное срочное пользование для проведения проектно-изыскательских работ на строительство домов N 4, 4 а, 5. Пунктом 4 указанного постановления предусмотрено оформление предоставления земельного участка для строительства жилых домов постановлением администрации города после согласования проектной документации в установленном порядке, согласно пункту 5 постановление N 3140 действовало до 01.06.2004.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что основания для проведения торгов по продаже спорного земельного участка отсутствовали, поскольку нормы ЗК РФ, предусматривающие проведение конкурсов и аукционов при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, вступили в действие с 01.10.2005 после предоставления постановлением от 15.08.2003 N 3140 ФГУП "Трест "Мосэлектротягстрой" земельного участка, необоснован.
Однако данный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
В силу статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения незаконным, если установит, что оспариваемый ненормативный акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом согласно статье 65 АПК РФ возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 постановления от 05.07.2006 N 1958 с изменениями, внесенными постановлением от 04.08.2006 N 2383 в части срока предоставления земельного участка, земельный участок предоставлен ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" для завершения проектно-изыскательских работ до 01.09.2006. Согласно пункту 3 постановления N 1958 предоставление земельного участка для строительства осуществляется после согласования проектной документации, оформления градостроительного плана и представления землеустроительного дела.
Таким образом, Постановление Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 с изменениями, внесенными постановлением от 04.08.2006 N 2383, не является решением о предоставлении земельного участка для жилищного строительства, и, следовательно, не может нарушать права и законные интересы УКСИ Минобороны России.
Обращаясь с требованием о признании недействительными постановлений Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383 и распоряжения Департамента имущественных отношений Костромской области от 02.02.2007 N 104 УКСИ Минобороны России указало, что в связи с изданием оспариваемых актов нарушено его право на участие в аукционе. Данный довод несостоятелен и опровергается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, проект постановления от 15.08.2003 N 3140 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в безвозмездное срочное пользование до 01.06.2004 земельного участка площадью 4798,27 кв. м в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, Боевой, Галичской для проведения проектно-изыскательских работ на строительство жилых домов N 4, 4 а, 5 был согласован 16.07.2003 с Богословским В.Н., который на тот момент являлся начальником УКСИ Минобороны России.
В период с 15.08.2003 по 11.09.2006 УКСИ Минобороны России с соответствующим заявлением в администрацию о предоставлении спорного земельного участка для строительства не обращалось. Доказательств обратного заявителем не предоставлено.
Кроме того, согласно письму от 11.09.2006 N 195/3-1985 (л.д. 43) УКСИ Минобороны просит предоставить для строительства жилых домов (без указания номеров) площадку в квартале по ул. Галичская, Калиновская без проведения аукциона (л.д. 43).
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в случае признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными будут нарушены права и законные интересы ОАО "Трест Мосэлектротягстрой", вложившего в проектно-изыскательские работы 3 млн. руб. (л.д. 103).
Довод УКСИ Минобороны России о том, что право на спорный земельный участок возникло на основании заключенных с администрацией города Костромы соглашений, необоснован, поскольку отношения по предоставлению земельных участков для строительства носят публично-правовой характер, вопрос о предоставлении земельного участка не может быть решен путем заключения гражданско-правовых сделок.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. К данным лицам УКСИ Минобороны России не относится.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не была им уплачена, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса госпошлина по жалобе в сумме 1000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2007 по делу N А31-1088/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Взыскать с Управления контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
А.В.КАРАВАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.М.ОЛЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2007 ПО ДЕЛУ N А31-1088/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2007 г. по делу N А31-1088/2007
22 ноября 2007 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.
без участия представителей сторон и заинтересованных лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2007
по делу N А31-1088/2007, принятое судьей Разгуляевой Г.М.
по заявлению Управления контрактного строительства и инвестиций
Министерства обороны Российской Федерации
к Департаменту имущественных отношений Костромской области,
Администрации города Костромы
заинтересованные лица: Глава города Костромы, ОАО "Трест
Мосэлектротягстрой" в лице филиала "Строительно-монтажный поезд N 214"
о признании недействительными постановлений и распоряжения,
установил:
Управление контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации (далее - УКСИ Минобороны России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Костромской области и Администрации города Костромы (далее -Департамент и Администрация соответственно) о признании недействительными постановлений Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, ул. Боевой, ул. Галичской и распоряжения Департамента имущественных отношений Костромской области от 02.02.2007 N 104 "О предоставлении в аренду ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка.
Решением суда от 12.07.2007 в удовлетворении заявленных требований УКСИ Минобороны России отказано. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые акты не нарушают права УКСИ Минобороны России, поскольку спорный земельный участок в установленном порядке заявителю не предоставлялся, основания для проведения аукциона, в рассматриваемом случае, отсутствуют.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что права на спорный земельный участок возникли у УКСИ Минобороны России в силу ранее заключенных с администрацией соглашений о строительстве жилья для военнослужащих на общих основаниях возникновения прав и обязанностей, определенных пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, указывает, что нарушено его право на участие в аукционе, поскольку земельный участок в нарушение норм Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" без проведения аукциона.
Администрация доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, считает необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения, заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. По мнению Администрации правоотношения по представлению земельного участка возникли до вступления в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а потому ее правила на них не распространяются, считает, что заявитель не является правообладателем спорного земельного участка.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Глава города Костромы доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, считает необоснованными, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, поддерживает доводы, изложенные в отзыве Администрации, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" (далее -Общество) считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что право на спорный земельный участок возникло у ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" до вступления в действие статьи 30.1 ЗК РФ, на подготовку земельного участка к строительству Обществом затрачены значительные денежные средства, заявитель не являлся и не является правообладателем спорного земельного участка.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и заинтересованных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в 1999-2000 г.г. между Администрацией города Костромы и УКСИ Минобороны России подписаны соглашения о сотрудничестве в строительстве жилья в городе Костроме в период с 2000 по 2004 годы, в том числе 18.05.2000 подписано соглашение о сотрудничестве в обеспечении строительства жилых домов на выделенных и выделяемых земельных участках в центральной части и в местах с развитой транспортной инфраструктурой города Костромы (л.д. 13,14,17).
Постановлением Администрации г. Костромы от 07.09.2000 N 3402 за УКСИ Минобороны России зарезервированы на один год на период выполнения проектно-изыскательских работ и проведения подрядных торгов по строительству земельные участки, в том числе участок застройки по ул. Галичской-Калиновской для строительства жилых домов N 1, 1 а (л.д. 24).
Постановлением Администрации г. Костромы от 30.08.2001 N 3128 действие вышеназванного постановления продлено до 07.09.2002 (л.д. 25).
Постановлением Администрации г. Костромы от 03.08.2004 N 2328 УКСИ Минобороны России предоставлен в безвозмездное срочное пользование на один год земельный участок в квартале, ограниченном улицами Калиновской, пр. Мира, Боевой, Галичской для строительства жилых домов N 1, 1 А (по ГП) (л.д. 27).
Постановлением Администрации г. Костромы от 06.09.2005 N 2635 срок действия вышеназванного постановления продлен до 03.08.2006, кроме того, постановление N 2328 дополнено условиями о предоставлении земельного участка в квартале и для разработки проекта на строительство многоэтажного жилого дома N 2 (по ГП) (л.д. 29).
15.08.2003 на основании обращения ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" (правопредшественник ОАО "Трест "Мосэлектротягстрой") администрацией города Костромы принято постановление N 3140 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в безвозмездное срочное пользование до 01.06.2004 земельного участка площадью 4798,27 кв. м в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, Боевой, Галичской для проведения проектно-изыскательских работ на строительство жилых домов N 4, 4 а, 5 (по ГП) (л.д. 26).
Проект данного постановления 16.07.2003 согласован с Богословским В.Н. (л.д. 26), который на тот момент являлся начальником УКСИ Минобороны России, что подтверждается выписками из приказов Министра обороны РФ (т. 2, л.д. 43-44).
05.07.2006 постановлением Главы города Костромы N 1958 ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" предоставлен земельный участок площадью 4798,3 кв. м в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, ул. Боевой, ул. Галичской, в аренду до 01.07.2006 для завершения проектно-изыскательских работ на строительство жилых домов N 4, 4 а, 5 (по ГП) (л.д. 11).
Постановлением Главы города Костромы от 04.08.2006 N 2383 в постановление от 05.07.2006 N 1958 внесены изменения в части срока предоставления земельного участка до 01.09.2006 (л.д. 96).
02.02.2007 распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области N 104 земельный участок площадью 4831,99 кв. м, расположенный в вышеуказанном квартале, предоставлен ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" в аренду сроком на три года для строительства жилых домов N 4, 4 а, 5 (по ГП) (л.д. 12).
Полагая, что постановления Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383, а также распоряжение Департамента от 02.02.2007 N 104 противоречат действующему законодательству и нарушают его права на получение спорного земельного участка для строительства жилых домов, УКСИ Минобороны России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названных актов недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты не противоречат Земельному Кодексу Российской Федерации и не нарушают права УКСИ Минобороны России.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ (ред. от 30.06.2003) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ. На основании заявления лиц, заинтересованных в строительстве, осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Такие участки предоставляются путем проведения торгов в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ. При этом предоставление земельного участка без проведения торгов допускается при условии предварительной публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 10.01.2003) градостроительная документация для территорий муниципальных образований включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий (в том числе генеральные планы городских и сельских поселений), а также аналогичную документацию о застройке (в том числе проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений).
В материалах дела отсутствует градостроительная документация о застройке спорного земельного участка, разработанная и утвержденная в установленном законом порядке, а также сведения об информировании местного населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Несмотря на определение суда от 29.10.2007, доказательств утверждения в установленном порядке генерального плана города Костромы и проекта застройки квартала, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, ул. Боевой, ул. Галичской (л.д. 106 т. 1, л.д. 4 т. 2), арбитражному суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, на дату принятия постановления от 15.08.2003 N 3140, в рассматриваемом случае, земельный участок мог быть предоставлен ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта.
Довод ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" относительно того, что земельный участок предоставлялся ему в соответствии с Генеральным планом, то есть с предварительным согласованием места размещения объектов, поэтому проведения торгов не требовалось, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном понимании вышеуказанных норм Земельного кодекса.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" введена в действие статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Данная норма вступила в силу с 01.10.2005 (статья 18 указанного Федерального закона) и действовала на дату принятия постановлений от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее -Закон N 137-ФЗ) изложен в новой редакции, которая действовала на момент издания распоряжения Департамента от 02.02.2007 N 104 о предоставлении ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" земельного участка.
Согласно абзацу 4 пункта 15 статьи 3 данного Закона до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В соответствии с абзацем 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона. Положения данного абзаца распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года (Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Как видно из материалов дела, в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объектов, являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства жилых домов N 4, 4 а, 5 не принималось.
Постановление Администрации города Костромы от 15.08.2003 N 3140 не может быть расценено в качестве решения о предоставлении земельного участка для строительства, поскольку согласно его содержанию земельный участок предоставлен ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в безвозмездное срочное пользование для проведения проектно-изыскательских работ на строительство домов N 4, 4 а, 5. Пунктом 4 указанного постановления предусмотрено оформление предоставления земельного участка для строительства жилых домов постановлением администрации города после согласования проектной документации в установленном порядке, согласно пункту 5 постановление N 3140 действовало до 01.06.2004.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что основания для проведения торгов по продаже спорного земельного участка отсутствовали, поскольку нормы ЗК РФ, предусматривающие проведение конкурсов и аукционов при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, вступили в действие с 01.10.2005 после предоставления постановлением от 15.08.2003 N 3140 ФГУП "Трест "Мосэлектротягстрой" земельного участка, необоснован.
Однако данный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
В силу статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения незаконным, если установит, что оспариваемый ненормативный акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом согласно статье 65 АПК РФ возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 постановления от 05.07.2006 N 1958 с изменениями, внесенными постановлением от 04.08.2006 N 2383 в части срока предоставления земельного участка, земельный участок предоставлен ОАО "Трест Мосэлектротягстрой" для завершения проектно-изыскательских работ до 01.09.2006. Согласно пункту 3 постановления N 1958 предоставление земельного участка для строительства осуществляется после согласования проектной документации, оформления градостроительного плана и представления землеустроительного дела.
Таким образом, Постановление Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 с изменениями, внесенными постановлением от 04.08.2006 N 2383, не является решением о предоставлении земельного участка для жилищного строительства, и, следовательно, не может нарушать права и законные интересы УКСИ Минобороны России.
Обращаясь с требованием о признании недействительными постановлений Главы города Костромы от 05.07.2006 N 1958 и от 04.08.2006 N 2383 и распоряжения Департамента имущественных отношений Костромской области от 02.02.2007 N 104 УКСИ Минобороны России указало, что в связи с изданием оспариваемых актов нарушено его право на участие в аукционе. Данный довод несостоятелен и опровергается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, проект постановления от 15.08.2003 N 3140 о предоставлении ФГУП "Трест Мосэлектротягстрой" в безвозмездное срочное пользование до 01.06.2004 земельного участка площадью 4798,27 кв. м в квартале, ограниченном ул. Калиновской, пр. Мира, Боевой, Галичской для проведения проектно-изыскательских работ на строительство жилых домов N 4, 4 а, 5 был согласован 16.07.2003 с Богословским В.Н., который на тот момент являлся начальником УКСИ Минобороны России.
В период с 15.08.2003 по 11.09.2006 УКСИ Минобороны России с соответствующим заявлением в администрацию о предоставлении спорного земельного участка для строительства не обращалось. Доказательств обратного заявителем не предоставлено.
Кроме того, согласно письму от 11.09.2006 N 195/3-1985 (л.д. 43) УКСИ Минобороны просит предоставить для строительства жилых домов (без указания номеров) площадку в квартале по ул. Галичская, Калиновская без проведения аукциона (л.д. 43).
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в случае признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными будут нарушены права и законные интересы ОАО "Трест Мосэлектротягстрой", вложившего в проектно-изыскательские работы 3 млн. руб. (л.д. 103).
Довод УКСИ Минобороны России о том, что право на спорный земельный участок возникло на основании заключенных с администрацией города Костромы соглашений, необоснован, поскольку отношения по предоставлению земельных участков для строительства носят публично-правовой характер, вопрос о предоставлении земельного участка не может быть решен путем заключения гражданско-правовых сделок.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. К данным лицам УКСИ Минобороны России не относится.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не была им уплачена, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса госпошлина по жалобе в сумме 1000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2007 по делу N А31-1088/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Взыскать с Управления контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
А.В.КАРАВАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.М.ОЛЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)