Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Толмач А.В.,
представителя Джураева Д.Т., а также Кобяшов А.Е. и Евдокимова А.Е. - Белоненко И.Г., действующей соответственно на основании доверенностей от 24 декабря 2011 года, 11 мая 2010 года и 7 апреля 2010 года,
представителя Правительства Оренбургской области Заблицкой Т.А., действующей по доверенности от 26 июля 2011 года N 01/22-741,
рассмотрев 27 декабря 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джураева Д.Т. о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями и дополнениями), в части утверждения государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", расположенного по адресу:
Джураев Д.Т. обратился в суд с исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2008 года N 157-п и 30 января 2009 года N 25-п) с момента их принятия.
В обоснование своих требований заявитель указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, назначение - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; адрес установлен относительно ориентира "нежилое здание", расположенного в границах участка, адрес ориентира: ***
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земельных участков в Российской Федерации является платным, для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, из которой исчисляется налог на землю.
Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с установленными в статье 66 Земельного кодекса РФ и статье 17 Налогового кодекса РФ нормами - налог считается установленным лишь в случае, когда определена налоговая база.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статьи 390, 391 Налогового кодекса РФ).
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика (статья 396 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 10 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 8 апреля 2000 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Он, как собственник земельного участка, обязан заплатить налог с законно установленной кадастровой стоимости земельного участка, доведенный до него законным образом, т.е. путем опубликования результатов кадастровой стоимости земельного участка в печатном издании (статьи 39, 44 Устава (Основного закона) Оренбургской области).
В 2008 - 2009 годах собственниками его земельного участка были Кобяшов А.Г. и Евдокимов А.Е., которые также являются плательщиками земельного налога.
Оспариваемое Постановление Правительства Оренбургской области издано в нарушение вышеуказанных норм, поскольку оно не было в установленном порядке опубликовано в областной газете "Оренбуржье" или других печатных изданиях, в связи с чем не вступило в законную силу и не может применяться.
Определением судьи от 15 декабря 2011 года исковое заявление Джураева Д.Т. о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями и дополнениями) принято к производству суда для рассмотрения по существу в порядке, установленном главами 23 - 24 ГПК Российской Федерации - в части утверждения государственной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", расположенного по адресу: ***.
В остальной части в принятии заявления отказано.
В судебном заседании Белоненко И.Г., действующая на основании доверенностей от Джураева Д.Т., Кобяшова А.Г. и Евдокимова А.Е. просила заявление удовлетворить в части, принятом судом к рассмотрению.
Джураев Д.Т., Кобяшов А.Г. и Евдокимов А.Е., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили и в соответствии со статьями 167, 252 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело без их участия.
Представитель Правительства Оренбургской области Заблицкая Т.А. просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Толмач А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с данной нормой суд оснований для удовлетворения заявления Джураева Д.Т. не усматривает.
Установлено, что 30 ноября 2007 года Правительством Оренбургской области принято Постановление N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", в пункте 3 которого установлено, что оно вступает в силу с 1 января 2008 года (в действующей на момент рассмотрения дела редакции данный пункт под номером "4").
Данное Постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" 17 января 2008 года (л.д. 32). В настоящее время оно действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2008 года N 157-п, 30 января 2009 года N 25-п, 10 июля 2011 года N 479-п и 20 октября 2011 года N 1020-п (л.д. 11).
Пунктом 1 данного Постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям 1 - 3.
В Приложении N 1 к указанному Постановлению установлено 16 видов разрешенного использования земельных участков на территории Оренбургской области и приведен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов (л.д. 12 - 16).
В Приложении N 2 приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области (л.д. 17 - 31).
Земельный участок площадью 117051 кв. м расположен по адресу: ***.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 11 февраля 2010 года *** Джураев Д.Т. является собственником вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29 009:0012, согласно договору купли-продажи от 28 января 2010 года (л.д. 33).
Ранее 2/5 доли указанного земельного участка принадлежали Евдокимову А.Е., 3/5 доли - Кобяшову А.Г. (л.д. 34 - 35).
Земельный участок расположен в черте города Новотроицка Оренбургской области (земли поселений) и отнесен к 5 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Отнесение земельного участка к 5 виду разрешенного использования Джураев Д.Т. не оспаривает.
Согласно Приложению N 1 средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по видам разрешенного использования по городскому округу "город Новотроицк" составляет 1285,13 руб. (л.д. 16).
В соответствии с позицией "223" Приложения N 2 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области, в данном случае кадастровый квартал 56:42:02 29 009, составляет 1414,44 руб. (л.д. 27).
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 2 Земельного кодекса РФ.
В силу указанного суд считает, что оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты, если федеральным законодательством отдельные отношения в силу различных обстоятельств не урегулированы или не могут быть урегулированы, однако при этом такие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить общим положениям и принципам законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 года N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 9.4; 9.8; 9.9 Административного регламента после получения отчета от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производится его проверка на соответствие Методическим указаниям и Роснедвижимость принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта нормативного акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2006 года N 365-п Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области было рекомендовано организовать работу по совершенствованию государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Оренбургской области (пункт 1); образована областная комиссия по рассмотрению хода работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 2); утверждено положение об областной комиссии по рассмотрению работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 3).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" утвержден перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
27 июля 2007 года на официальном сайте Оренбургской области размещено сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области для нужд Оренбургской области.
Для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области был заключен государственный контракт N 91 от 20 августа 2007 года по итогам открытого конкурса 1-1-1000-13-0368-07 с ФГУП ФКЦ "Земля" (Пермский филиал).
Приложением к данному контракту является техническое задание на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области.
За ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков был организован контроль Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области.
После завершения всех необходимых работ 6 июня 2008 года Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) рассмотрело отчет и согласовало результаты государственной кадастровой оценки земель, указав в акте проверки, что отчет об определении государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Оренбургской области соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
Таким образом, при определении государственной кадастровой оценки земель на территории Оренбургской области была соблюдена вся процедура, предусмотренная для принятия такого нормативного акта и Правительством Оренбургской области нарушений законодательства при принятии Постановления N 414-п не допущено.
Принимая оспариваемое постановление Правительство Оренбургской области осуществляло государственные полномочия по принятию нормативного правового акта о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на своей территории, а организация работ по государственной кадастровой оценке земель осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальным органом по Оренбургской области. Компетенция субъекта Российской Федерации по данному вопросу закреплена статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и находит свое выражение в утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, Правительство Оренбургской области приняло оспариваемое постановление, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель Оренбургской области, в пределах своих полномочий и с соблюдением всей необходимой процедуры.
Данных об утверждении Правительством Оренбургской области иных результатов государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Оренбургской области, чем было согласовано с Роснедвижимостью, а также, что в процессе контрольной проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости отчета были выявлены нарушения Методических указаний или Административного регламента, ставящих под сомнение достоверность величины кадастровой стоимости земельных участков, судом не установлено.
Суд не соглашается с доводами о том, кадастровая стоимость 1 квадратного метра земли необоснованно намного превышает его рыночную стоимость, поскольку определение государственной кадастровой стоимости земли имеет иное назначение и осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком отдельно для каждого участка с учетом местных особенностей и может не совпадать с его государственной кадастровой стоимостью.
Вопрос о размере начисленного земельного налога в рамках настоящего дела не рассматривается, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения; указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, следовательно, на них не распространяется законодательство о налогах и сборах. В связи с этим ссылки на нормы Налогового кодекса РФ, в том числе на статьи 17, 23, 390, 391, являются ошибочными.
Также являются необоснованными доводы о том, что оспариваемое Постановление Правительства Оренбургской области не было официально опубликовано в средствах массовой информации, поскольку оно опубликовано 17 января 2008 года в газете "Оренбуржье" (Спецвыпуск N 1 с документами Правительства Оренбургской области) со ссылкой на то, что приложения размещены на сайте Управления Роснедвижимости по Оренбургской области r.56.kadactr.ru.
Постановление Правительства Оренбургской области N 414-п со всеми приложениями было 15 января 2008 года размещено в рубрике "Региональное законодательство" на официальном сайте сети Интернет Управления Роснедвижимости по Оренбургской области, что подтверждается представленными суду выписками (л.д. 51 - 53).
Типовая структура Интернет-сайта Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации была утверждена приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 февраля 2006 года N П\\0031 (л.д. 54. В настоящее время приказ утратил силу).
Кроме того, в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, 7 февраля 2008 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в котором было установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в настоящее время утратил силу).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, заинтересованное лицо могло ознакомиться с Постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п с 17 января 2008 года в газете "Оренбуржье", а с приложениями к нему на сайте Управления Роснедвижимости по Оренбургской области.
Кроме того, со сведениями о кадастровой стоимости конкретного земельного участка для целей налогообложения возможно было ознакомиться по письменному заявлению налогоплательщика. В связи с этим ссылки заявителя на статьи 39, 44 Устава Оренбургской области являются необоснованными.
Доводы представителя заявителя Белоненко И.Г. о том, что в настоящее время сайты Роснедвижимости недоступны основанием для удовлетворения заявления не являются, поскольку это связано с реорганизацией данного органа.
Поскольку оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и с соблюдением установленной процедуры, то суд оснований для удовлетворения заявления Джураева Д.Т. не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации, суд
Джураеву Д.Т. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями и дополнениями), в части утверждения государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", расположенного по адресу: ***, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2011 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.12.2011 ПО ДЕЛУ N 3-69/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2011 г. по делу N 3-69/2011
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Толмач А.В.,
представителя Джураева Д.Т., а также Кобяшов А.Е. и Евдокимова А.Е. - Белоненко И.Г., действующей соответственно на основании доверенностей от 24 декабря 2011 года, 11 мая 2010 года и 7 апреля 2010 года,
представителя Правительства Оренбургской области Заблицкой Т.А., действующей по доверенности от 26 июля 2011 года N 01/22-741,
рассмотрев 27 декабря 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джураева Д.Т. о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями и дополнениями), в части утверждения государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", расположенного по адресу:
установил:
Джураев Д.Т. обратился в суд с исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2008 года N 157-п и 30 января 2009 года N 25-п) с момента их принятия.
В обоснование своих требований заявитель указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, назначение - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; адрес установлен относительно ориентира "нежилое здание", расположенного в границах участка, адрес ориентира: ***
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земельных участков в Российской Федерации является платным, для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, из которой исчисляется налог на землю.
Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с установленными в статье 66 Земельного кодекса РФ и статье 17 Налогового кодекса РФ нормами - налог считается установленным лишь в случае, когда определена налоговая база.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статьи 390, 391 Налогового кодекса РФ).
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика (статья 396 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 10 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 8 апреля 2000 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Он, как собственник земельного участка, обязан заплатить налог с законно установленной кадастровой стоимости земельного участка, доведенный до него законным образом, т.е. путем опубликования результатов кадастровой стоимости земельного участка в печатном издании (статьи 39, 44 Устава (Основного закона) Оренбургской области).
В 2008 - 2009 годах собственниками его земельного участка были Кобяшов А.Г. и Евдокимов А.Е., которые также являются плательщиками земельного налога.
Оспариваемое Постановление Правительства Оренбургской области издано в нарушение вышеуказанных норм, поскольку оно не было в установленном порядке опубликовано в областной газете "Оренбуржье" или других печатных изданиях, в связи с чем не вступило в законную силу и не может применяться.
Определением судьи от 15 декабря 2011 года исковое заявление Джураева Д.Т. о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями и дополнениями) принято к производству суда для рассмотрения по существу в порядке, установленном главами 23 - 24 ГПК Российской Федерации - в части утверждения государственной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", расположенного по адресу: ***.
В остальной части в принятии заявления отказано.
В судебном заседании Белоненко И.Г., действующая на основании доверенностей от Джураева Д.Т., Кобяшова А.Г. и Евдокимова А.Е. просила заявление удовлетворить в части, принятом судом к рассмотрению.
Джураев Д.Т., Кобяшов А.Г. и Евдокимов А.Е., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили и в соответствии со статьями 167, 252 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело без их участия.
Представитель Правительства Оренбургской области Заблицкая Т.А. просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Толмач А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с данной нормой суд оснований для удовлетворения заявления Джураева Д.Т. не усматривает.
Установлено, что 30 ноября 2007 года Правительством Оренбургской области принято Постановление N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", в пункте 3 которого установлено, что оно вступает в силу с 1 января 2008 года (в действующей на момент рассмотрения дела редакции данный пункт под номером "4").
Данное Постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" 17 января 2008 года (л.д. 32). В настоящее время оно действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2008 года N 157-п, 30 января 2009 года N 25-п, 10 июля 2011 года N 479-п и 20 октября 2011 года N 1020-п (л.д. 11).
Пунктом 1 данного Постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям 1 - 3.
В Приложении N 1 к указанному Постановлению установлено 16 видов разрешенного использования земельных участков на территории Оренбургской области и приведен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов (л.д. 12 - 16).
В Приложении N 2 приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области (л.д. 17 - 31).
Земельный участок площадью 117051 кв. м расположен по адресу: ***.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 11 февраля 2010 года *** Джураев Д.Т. является собственником вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29 009:0012, согласно договору купли-продажи от 28 января 2010 года (л.д. 33).
Ранее 2/5 доли указанного земельного участка принадлежали Евдокимову А.Е., 3/5 доли - Кобяшову А.Г. (л.д. 34 - 35).
Земельный участок расположен в черте города Новотроицка Оренбургской области (земли поселений) и отнесен к 5 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Отнесение земельного участка к 5 виду разрешенного использования Джураев Д.Т. не оспаривает.
Согласно Приложению N 1 средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по видам разрешенного использования по городскому округу "город Новотроицк" составляет 1285,13 руб. (л.д. 16).
В соответствии с позицией "223" Приложения N 2 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области, в данном случае кадастровый квартал 56:42:02 29 009, составляет 1414,44 руб. (л.д. 27).
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 2 Земельного кодекса РФ.
В силу указанного суд считает, что оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты, если федеральным законодательством отдельные отношения в силу различных обстоятельств не урегулированы или не могут быть урегулированы, однако при этом такие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить общим положениям и принципам законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 года N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 9.4; 9.8; 9.9 Административного регламента после получения отчета от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производится его проверка на соответствие Методическим указаниям и Роснедвижимость принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта нормативного акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2006 года N 365-п Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области было рекомендовано организовать работу по совершенствованию государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Оренбургской области (пункт 1); образована областная комиссия по рассмотрению хода работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 2); утверждено положение об областной комиссии по рассмотрению работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 3).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" утвержден перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
27 июля 2007 года на официальном сайте Оренбургской области размещено сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области для нужд Оренбургской области.
Для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области был заключен государственный контракт N 91 от 20 августа 2007 года по итогам открытого конкурса 1-1-1000-13-0368-07 с ФГУП ФКЦ "Земля" (Пермский филиал).
Приложением к данному контракту является техническое задание на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области.
За ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков был организован контроль Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области.
После завершения всех необходимых работ 6 июня 2008 года Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) рассмотрело отчет и согласовало результаты государственной кадастровой оценки земель, указав в акте проверки, что отчет об определении государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Оренбургской области соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
Таким образом, при определении государственной кадастровой оценки земель на территории Оренбургской области была соблюдена вся процедура, предусмотренная для принятия такого нормативного акта и Правительством Оренбургской области нарушений законодательства при принятии Постановления N 414-п не допущено.
Принимая оспариваемое постановление Правительство Оренбургской области осуществляло государственные полномочия по принятию нормативного правового акта о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на своей территории, а организация работ по государственной кадастровой оценке земель осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальным органом по Оренбургской области. Компетенция субъекта Российской Федерации по данному вопросу закреплена статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и находит свое выражение в утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, Правительство Оренбургской области приняло оспариваемое постановление, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель Оренбургской области, в пределах своих полномочий и с соблюдением всей необходимой процедуры.
Данных об утверждении Правительством Оренбургской области иных результатов государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Оренбургской области, чем было согласовано с Роснедвижимостью, а также, что в процессе контрольной проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости отчета были выявлены нарушения Методических указаний или Административного регламента, ставящих под сомнение достоверность величины кадастровой стоимости земельных участков, судом не установлено.
Суд не соглашается с доводами о том, кадастровая стоимость 1 квадратного метра земли необоснованно намного превышает его рыночную стоимость, поскольку определение государственной кадастровой стоимости земли имеет иное назначение и осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком отдельно для каждого участка с учетом местных особенностей и может не совпадать с его государственной кадастровой стоимостью.
Вопрос о размере начисленного земельного налога в рамках настоящего дела не рассматривается, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения; указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, следовательно, на них не распространяется законодательство о налогах и сборах. В связи с этим ссылки на нормы Налогового кодекса РФ, в том числе на статьи 17, 23, 390, 391, являются ошибочными.
Также являются необоснованными доводы о том, что оспариваемое Постановление Правительства Оренбургской области не было официально опубликовано в средствах массовой информации, поскольку оно опубликовано 17 января 2008 года в газете "Оренбуржье" (Спецвыпуск N 1 с документами Правительства Оренбургской области) со ссылкой на то, что приложения размещены на сайте Управления Роснедвижимости по Оренбургской области r.56.kadactr.ru.
Постановление Правительства Оренбургской области N 414-п со всеми приложениями было 15 января 2008 года размещено в рубрике "Региональное законодательство" на официальном сайте сети Интернет Управления Роснедвижимости по Оренбургской области, что подтверждается представленными суду выписками (л.д. 51 - 53).
Типовая структура Интернет-сайта Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации была утверждена приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 февраля 2006 года N П\\0031 (л.д. 54. В настоящее время приказ утратил силу).
Кроме того, в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, 7 февраля 2008 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в котором было установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в настоящее время утратил силу).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, заинтересованное лицо могло ознакомиться с Постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п с 17 января 2008 года в газете "Оренбуржье", а с приложениями к нему на сайте Управления Роснедвижимости по Оренбургской области.
Кроме того, со сведениями о кадастровой стоимости конкретного земельного участка для целей налогообложения возможно было ознакомиться по письменному заявлению налогоплательщика. В связи с этим ссылки заявителя на статьи 39, 44 Устава Оренбургской области являются необоснованными.
Доводы представителя заявителя Белоненко И.Г. о том, что в настоящее время сайты Роснедвижимости недоступны основанием для удовлетворения заявления не являются, поскольку это связано с реорганизацией данного органа.
Поскольку оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и с соблюдением установленной процедуры, то суд оснований для удовлетворения заявления Джураева Д.Т. не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Джураеву Д.Т. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями и дополнениями), в части утверждения государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:42:02 29009:0012, площадью 117051 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", расположенного по адресу: ***, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2011 года.
Судья:
Ю.М.ИМАМОВ
Ю.М.ИМАМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)