Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2013 ПО ДЕЛУ N А38-8677/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. по делу N А38-8677/2012



Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.03.2013,
принятое судьей Коноваловым И.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013,
принятое судьями Урлековым В.Н., Белышковой М.Б., Протасовым Ю.В.,
по делу N А38-8677/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сернурский опытно-производственный завод"

о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сернурский опытно-производственный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность Обществу земельного участка площадью 61 647 квадратных метров, кадастровый номер 12:04:0000000:657, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, деревня Сенькино, улица Полевая, под объектами недвижимости, принадлежащими Обществу на праве собственности, в ненаправлении Обществу проекта договора купли-продажи земельного участка, и об обязании Управления устранить допущенное нарушение прав Общества, вынести в установленный законом срок решение о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
Решением суда от 22.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 09.07.2013 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь на пункт 1.1.6 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 207 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Республике Марий Эл функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Управление указывает, что процедуру приватизации земельного участка осуществляет Центральный аппарат Росимущества. Управление направило сформированный комплект документов в Агентство, которое возвратило комплект документов письмом от 03.12.2012 N ПП-10/55492, поручив Управлению провести проверку земельного участка с целью выявления его фактического использования, самовольного строительства, водных объектов. Управление 05.02.2013 вновь направило комплект документов в Агентство, однако ответ на обращение не был получен.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Управление и Агентство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости (силосные траншеи, общая площадь 5160 квадратных метров, свидетельство о государственной регистрации права от 03.08.2010 серии 12-МР N 491357; коровник, общая площадь 1744,9 квадратного метра, свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2010 серии 12-МР N 497464; коровник, общая площадь 1553 квадратных метра, свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2010 серии 12-МР N 497463, благоустройство при КРС, общая площадь 9654,5 квадратного метра, свидетельство о государственной регистрации права от 04.08.2010 серии 12-МР N 491065; родильное помещение, общая площадь 1410,4 квадратного метра, свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2010 серии 12-МР N 497462; ферма реммолодняка, общая площадь 2884,5 квадратного метра, свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2010 серии 12-МР N 497473; изолятор, общая площадь 51.3 квадратного метра, свидетельство о государственной регистрации права от 22.06.2010 серии 12-МР N 497281, пункт искусственного осеменения, общая площадь 199,1 квадратного метра, свидетельство о государственной регистрации права от 24.08.2010 серии 12-МР N 502293), расположенные на земельном участке площадью 61 647 квадратных метров с кадастровым номером 12:04:0000000:657, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, деревня Сенькино, улица Полевая, находящимся в собственности Российской Федерации.
Общество 11.09.2012 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, однако ответ на указанное заявление не получило.
Общество посчитало, что бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия Управления и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Кодекса орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, и обладает исключительным правом на предоставление данного земельного участка в собственность. При обращении в Управление Общество представило полный пакет документов, необходимый для принятия решения о продаже земельного участка.
Следовательно, Управление по заявлению Общества в месячный срок должно было принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Агентство от имени государства наделено правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Агентство осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение), Управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, в том числе по его передаче юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению).
В силу пункта 4.6 Положения Управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Управление по поручению Агентства осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункты "б" и "ж" пункта 4.8 Положения).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что вопрос о предоставлении в собственность спорного земельного участка находится в компетенции Управления, у которого не имелось оснований для отказа в предоставлении этого участка в собственность. Необходимость соблюдения внутриведомственной процедуры согласования указанной сделки не может ограничивать возможность реализации Обществом исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьей 36 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемое бездействие Управления не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Общества и удовлетворили заявленные требования.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.03.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу N А38-8677/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)