Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., рассмотрев 21.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.08.2012 (судья Корепина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 (судьи Шадрина А.Н., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А13-2637/2011,
установил:
Индивидуальный предприниматель Витковская Галина Николаевна, ОГРНИП 304352520900189, обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра), об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 30 357 кв. м с кадастровым номером 35:24:0103002:1661, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, равной его рыночной стоимости - 13 660 650 руб., и направить в установленном законом порядке сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в орган кадастрового учета - федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области, переименованное в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области (далее - Кадастровая палата).
Решением суда от 21.09.2011 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2011 решение оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 03.02.2012 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела истец уточнил требования и просил обязать Управление Росреестра установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, обязать Управление направить сведения о кадастровой стоимости земельного участка в орган кадастрового учета.
Решением суда от 14.08.2012 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 26.10.2012 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить и отказать в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на то, что суды необоснованно указали, что у Управления Росреестра сохранились функции органа кадастрового учета с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"); Управление Росреестра и Федеральная кадастровая палата являются территориальными органами Росреестра, самостоятельными юридическими лицами; в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) функции органа кадастрового учета вправе осуществлять и бюджетные учреждения, наделенные соответствующими полномочиями, в соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области; порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости"; согласно пункту 18 Порядка выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения: 1. о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; 3. об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); 4. о снятии с учета объекта недвижимости; 5. о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 6. об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Податель жалобы указывает, что с 01.03.2012 Кадастровая палата в силу приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.01.2012 N 23032, наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости в отношении земельных участков, когда происходит изменение качественных и количественных характеристик, соответственно решение о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости принимает Кадастровая палата; требования заявителя связаны с возможностью внесения соответствующих изменений в ГКН, решение о таких изменениях Управление Росреестра не вправе принимать, оно не устанавливает кадастровую стоимость, установить кадастровую стоимость, равную рыночной также не имеет права, Управление Росреестра, выполняя публичные функции, в том числе по кадастровой оценке земель, действует в пределах установленной законом компетенции, поэтому на него не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательными актами, определяющими их статус в системе государственных органов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Предприниматель Витковская Г.Н. является собственником земельного участка площадью 30 357 кв. м с кадастровым номером 35:24:0103002:1661, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - склад, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2010 серия 35-СК N 808694.
Решением федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области от 29.09.2010 и постановлением администрации г. Вологды от 20.09.2010 вид разрешенного использования изменен с одного вида - эксплуатация и обслуживание здания склада, на другой - склад.
Указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:203, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Клубова.
Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1661 согласно кадастровому паспорту от 21.10.2010 N 3524/202/10-11961 составляет 13 408 686 руб. 90 коп.
В результате проведенной федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 01.01.2007 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:203 установлена в размере 210 435 167 руб. 08 коп.
Из акта N 5 проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков следует, отчет от 11.09.2009 N 1-НП/2007/35 соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Согласно кадастровому паспорту от 03.03.2011 N 3524/201/11-1519 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1661 определена в размере 102 936 337 руб. 02 коп.
Из отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24.03.2011 N 24-1/03, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Северо-западный центр юридических услуг", следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1661, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Клубова, по состоянию на 01.01.2011 составляет 13 660 650 руб.
Предприниматель Витковская Г.Н., ссылаясь на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 24.03.2011 N 24-1/03, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования, установили кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости - 24 216 100 руб., возложив обязанность по установлению кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на Управление Росреестра и обязав его направить сведения о кадастровой стоимости земельного участка в Кадастровую палату.
В части определения рыночной стоимости земельного участка судебные акты в кассационном порядке не оспариваются.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что Управление Росреестра не наделено полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельного участка и направлению сведений в Кадастровую палату. Податель жалобы считает, что такими полномочиями обладает Кадастровая палата.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. По смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 если истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости земельного участка, указанного в ГКН, ответчиком по такому делу может являться орган или лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством вносить изменения в ГКН. Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящее время ряд его функций, в том числе по ведению ГКН, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Руководствуясь статьей 3 Закона о кадастре, следует учитывать, что речь в данном случае идет о делегировании государством управленческой функции Кадастровой палате. При этом Росреестр, функция которого делегирована, сохраняет контрольные полномочия в отношении Кадастровой палаты и не перестает являться органом кадастрового учета.
Управление Росреестра и Кадастровая палата привлечены к участию в деле, возражений, относительно определенного судом размера рыночной стоимости упомянутого земельного участка, не заявляют. Рыночная стоимость земельного участка определена судами первой и апелляционной инстанций правильно и участвующим в деле лицами не оспаривается.
В соответствии с часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление следует изменить, изложив резолютивную часть решения в иной редакции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.08.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А13-2637/2011 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:24:0103002:1661 общей площадью 30 357 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Клубова, равной его рыночной стоимости - 24 216 100 руб."
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.01.2013 ПО ДЕЛУ N А13-2637/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу N А13-2637/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., рассмотрев 21.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.08.2012 (судья Корепина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 (судьи Шадрина А.Н., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А13-2637/2011,
установил:
Индивидуальный предприниматель Витковская Галина Николаевна, ОГРНИП 304352520900189, обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра), об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 30 357 кв. м с кадастровым номером 35:24:0103002:1661, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, равной его рыночной стоимости - 13 660 650 руб., и направить в установленном законом порядке сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в орган кадастрового учета - федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области, переименованное в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области (далее - Кадастровая палата).
Решением суда от 21.09.2011 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2011 решение оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 03.02.2012 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела истец уточнил требования и просил обязать Управление Росреестра установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, обязать Управление направить сведения о кадастровой стоимости земельного участка в орган кадастрового учета.
Решением суда от 14.08.2012 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 26.10.2012 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить и отказать в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на то, что суды необоснованно указали, что у Управления Росреестра сохранились функции органа кадастрового учета с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"); Управление Росреестра и Федеральная кадастровая палата являются территориальными органами Росреестра, самостоятельными юридическими лицами; в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) функции органа кадастрового учета вправе осуществлять и бюджетные учреждения, наделенные соответствующими полномочиями, в соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области; порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости"; согласно пункту 18 Порядка выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения: 1. о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; 3. об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); 4. о снятии с учета объекта недвижимости; 5. о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 6. об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Податель жалобы указывает, что с 01.03.2012 Кадастровая палата в силу приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.01.2012 N 23032, наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости в отношении земельных участков, когда происходит изменение качественных и количественных характеристик, соответственно решение о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости принимает Кадастровая палата; требования заявителя связаны с возможностью внесения соответствующих изменений в ГКН, решение о таких изменениях Управление Росреестра не вправе принимать, оно не устанавливает кадастровую стоимость, установить кадастровую стоимость, равную рыночной также не имеет права, Управление Росреестра, выполняя публичные функции, в том числе по кадастровой оценке земель, действует в пределах установленной законом компетенции, поэтому на него не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательными актами, определяющими их статус в системе государственных органов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Предприниматель Витковская Г.Н. является собственником земельного участка площадью 30 357 кв. м с кадастровым номером 35:24:0103002:1661, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - склад, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2010 серия 35-СК N 808694.
Решением федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области от 29.09.2010 и постановлением администрации г. Вологды от 20.09.2010 вид разрешенного использования изменен с одного вида - эксплуатация и обслуживание здания склада, на другой - склад.
Указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:203, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Клубова.
Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1661 согласно кадастровому паспорту от 21.10.2010 N 3524/202/10-11961 составляет 13 408 686 руб. 90 коп.
В результате проведенной федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 01.01.2007 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:203 установлена в размере 210 435 167 руб. 08 коп.
Из акта N 5 проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков следует, отчет от 11.09.2009 N 1-НП/2007/35 соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Согласно кадастровому паспорту от 03.03.2011 N 3524/201/11-1519 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1661 определена в размере 102 936 337 руб. 02 коп.
Из отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24.03.2011 N 24-1/03, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Северо-западный центр юридических услуг", следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1661, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Клубова, по состоянию на 01.01.2011 составляет 13 660 650 руб.
Предприниматель Витковская Г.Н., ссылаясь на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 24.03.2011 N 24-1/03, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования, установили кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости - 24 216 100 руб., возложив обязанность по установлению кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на Управление Росреестра и обязав его направить сведения о кадастровой стоимости земельного участка в Кадастровую палату.
В части определения рыночной стоимости земельного участка судебные акты в кассационном порядке не оспариваются.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что Управление Росреестра не наделено полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельного участка и направлению сведений в Кадастровую палату. Податель жалобы считает, что такими полномочиями обладает Кадастровая палата.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. По смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 если истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости земельного участка, указанного в ГКН, ответчиком по такому делу может являться орган или лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством вносить изменения в ГКН. Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящее время ряд его функций, в том числе по ведению ГКН, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Руководствуясь статьей 3 Закона о кадастре, следует учитывать, что речь в данном случае идет о делегировании государством управленческой функции Кадастровой палате. При этом Росреестр, функция которого делегирована, сохраняет контрольные полномочия в отношении Кадастровой палаты и не перестает являться органом кадастрового учета.
Управление Росреестра и Кадастровая палата привлечены к участию в деле, возражений, относительно определенного судом размера рыночной стоимости упомянутого земельного участка, не заявляют. Рыночная стоимость земельного участка определена судами первой и апелляционной инстанций правильно и участвующим в деле лицами не оспаривается.
В соответствии с часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление следует изменить, изложив резолютивную часть решения в иной редакции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.08.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А13-2637/2011 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:24:0103002:1661 общей площадью 30 357 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Клубова, равной его рыночной стоимости - 24 216 100 руб."
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)