Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области и общества с ограниченной ответственностью "Мехстрой" на постановление от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотов Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-934/2013 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению Государственного казенного учреждения Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" (625002, город Тюмень, улица Водопроводная, 12, ИНН 7202030265, ОГРН 1027200809074) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58А, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Тюменской области, общество с ограниченной ответственностью "Мехстрой", закрытое акционерное общество "Сибинвестагент", Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В заседании приняли участие представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Москвичева О.Н. (доверенность от 18.01.2013), Государственного казенного учреждения Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" - Ивлев О.В. (доверенность от 12.02.2013), прокурора Тюменской области - Чезганова Л.В. (удостоверение N 133507), закрытого акционерного общества "Сибинвестагент" - Молотков А.В. (доверенность от 13.03.2013), Департамента имущественных отношений Тюменской области - Делев Д.И. (доверенность от 19.07.2013).
Суд
установил:
Государственное казенное учреждение Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление ФАС) о признании незаконным решения от 24.01.2013, а также о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания от 24.01.2013 по делу N Т13/04.
Решением от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Постановлением от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено.
- Принят новый судебный акт, которым признано незаконным решение Управления ФАС от 24.01.2013 по делу N Т13/04 о признании жалобы ООО "Мехстрой" обоснованной в части нарушения Организатором торгов срока размещения извещения о проведении Аукциона N 022013/01 на официальном сайте www.torgi.gov.ru, о признании Организатора торгов нарушившим пункт 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении Аукциона N 02-2013/01, а также о выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов путем аннулирования;
- Признано незаконным и не подлежащим исполнению предписание Управления ФАС от 24.01.2013 по делу N Т13/04.
В кассационных жалобах Управление ФАС и общество с ограниченной ответственностью "Мехстрой" (далее - ООО "Мехстрой"), ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции пункта 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, просят отменить постановление от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области.
В отзывах на кассационные жалобы прокуратура Тюменской области, соглашаясь с доводами Управления ФАС и ООО "Мехстрой", также просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) и Учреждение в своих отзывах на кассационные жалобы просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Департаментом принято и направлено Учреждению решение от 05.12.2012 N 3936-з о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, участок ГП-7 (кадастровый номер 72:17:1313003:153).
Во исполнение этого решения Учреждение 11.12.2012 разместило на официальном сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru) извещение о проведении 10.01.2013 аукциона N 02-2013/01.
В соответствии с протоколом от 10.01.2012 приема заявок на участие в аукционе N 02-2013/01 отказано в допуске к участию в аукционе пяти заявителям, в том числе ООО "Мехстрой". К участию в аукционе допущено четыре заявителя. Победителем аукциона признано ЗАО "Сибинвестагент".
На основании результатов аукциона между Департаментом и ЗАО "Сибинсвестагент" заключен договор от 29.01.2013 N 23-36/26 аренды земельного участка, предоставляемого для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
ООО "Мехстрой", ссылаясь на нарушение организатором торгов срока размещения информации о проведении аукциона и необоснованный отказ в допуске к участию в этом аукционе, 15.01.2013 обратилось в Управление ФАС с жалобой о нарушении Учреждением действующего законодательства при проведении торгов.
Управлением ФАС принято решение от 24.01.2013 по делу N Т13/04, согласно которому жалоба ООО "Мехстрой" признана обоснованной в части нарушения срока размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru). Учреждению выдано предписание от 24.01.2013 об устранении нарушений пункта 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации путем аннулирования аукциона N 02-2013/01 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Не согласившись с выводами Управления ФАС, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 24.01.2013, а также о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания от 24.01.2013 по делу N Т13/04.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции признал установленным факт нарушения Учреждением предусмотренного пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации срока размещения извещения о проведении аукциона N 02-2013/01 по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Данная норма не содержит исчерпывающего перечня действий, подлежащих квалификации в качестве действий, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции.
Из содержания абзаца 2 пункта 8 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что действия органов государственной власти являются не противоречащими антимонопольному законодательству если имеется конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу осуществить данные действия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.
Пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организатор аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о проведении аукциона на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Полно и всесторонне исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что Учреждение 11.12.2012 разместило на сайте www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" извещение о проведении 10.01.2013 аукциона N 02-2013/01. Дата окончания приема заявок определена - 09.01.2013. При этом из бюллетеня N 51-2012 усматривается, что датой начала приема заявок на участие в аукционе является 11.12.2012.
Принимая во внимание, что к приему заявок на участие в аукционе Организатор торгов приступил 11.12.2012 и в этот же день обеспечил заявителям возможность ознакомления с информацией о предстоящей продаже права аренды земельного участка, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Учреждением был соблюден предусмотренный пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации тридцатидневный срок извещения о проведении аукциона.
Учитывая, что выводы суда апелляционной инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-934/2013 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
В.И.НОВОСЕЛОВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N А70-934/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N А70-934/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области и общества с ограниченной ответственностью "Мехстрой" на постановление от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотов Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-934/2013 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению Государственного казенного учреждения Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" (625002, город Тюмень, улица Водопроводная, 12, ИНН 7202030265, ОГРН 1027200809074) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58А, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Тюменской области, общество с ограниченной ответственностью "Мехстрой", закрытое акционерное общество "Сибинвестагент", Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В заседании приняли участие представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Москвичева О.Н. (доверенность от 18.01.2013), Государственного казенного учреждения Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" - Ивлев О.В. (доверенность от 12.02.2013), прокурора Тюменской области - Чезганова Л.В. (удостоверение N 133507), закрытого акционерного общества "Сибинвестагент" - Молотков А.В. (доверенность от 13.03.2013), Департамента имущественных отношений Тюменской области - Делев Д.И. (доверенность от 19.07.2013).
Суд
установил:
Государственное казенное учреждение Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление ФАС) о признании незаконным решения от 24.01.2013, а также о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания от 24.01.2013 по делу N Т13/04.
Решением от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Постановлением от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено.
- Принят новый судебный акт, которым признано незаконным решение Управления ФАС от 24.01.2013 по делу N Т13/04 о признании жалобы ООО "Мехстрой" обоснованной в части нарушения Организатором торгов срока размещения извещения о проведении Аукциона N 022013/01 на официальном сайте www.torgi.gov.ru, о признании Организатора торгов нарушившим пункт 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении Аукциона N 02-2013/01, а также о выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов путем аннулирования;
- Признано незаконным и не подлежащим исполнению предписание Управления ФАС от 24.01.2013 по делу N Т13/04.
В кассационных жалобах Управление ФАС и общество с ограниченной ответственностью "Мехстрой" (далее - ООО "Мехстрой"), ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции пункта 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, просят отменить постановление от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области.
В отзывах на кассационные жалобы прокуратура Тюменской области, соглашаясь с доводами Управления ФАС и ООО "Мехстрой", также просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) и Учреждение в своих отзывах на кассационные жалобы просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Департаментом принято и направлено Учреждению решение от 05.12.2012 N 3936-з о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, участок ГП-7 (кадастровый номер 72:17:1313003:153).
Во исполнение этого решения Учреждение 11.12.2012 разместило на официальном сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru) извещение о проведении 10.01.2013 аукциона N 02-2013/01.
В соответствии с протоколом от 10.01.2012 приема заявок на участие в аукционе N 02-2013/01 отказано в допуске к участию в аукционе пяти заявителям, в том числе ООО "Мехстрой". К участию в аукционе допущено четыре заявителя. Победителем аукциона признано ЗАО "Сибинвестагент".
На основании результатов аукциона между Департаментом и ЗАО "Сибинсвестагент" заключен договор от 29.01.2013 N 23-36/26 аренды земельного участка, предоставляемого для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
ООО "Мехстрой", ссылаясь на нарушение организатором торгов срока размещения информации о проведении аукциона и необоснованный отказ в допуске к участию в этом аукционе, 15.01.2013 обратилось в Управление ФАС с жалобой о нарушении Учреждением действующего законодательства при проведении торгов.
Управлением ФАС принято решение от 24.01.2013 по делу N Т13/04, согласно которому жалоба ООО "Мехстрой" признана обоснованной в части нарушения срока размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru). Учреждению выдано предписание от 24.01.2013 об устранении нарушений пункта 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации путем аннулирования аукциона N 02-2013/01 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Не согласившись с выводами Управления ФАС, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 24.01.2013, а также о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания от 24.01.2013 по делу N Т13/04.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции признал установленным факт нарушения Учреждением предусмотренного пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации срока размещения извещения о проведении аукциона N 02-2013/01 по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Данная норма не содержит исчерпывающего перечня действий, подлежащих квалификации в качестве действий, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции.
Из содержания абзаца 2 пункта 8 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что действия органов государственной власти являются не противоречащими антимонопольному законодательству если имеется конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу осуществить данные действия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.
Пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организатор аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о проведении аукциона на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Полно и всесторонне исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что Учреждение 11.12.2012 разместило на сайте www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" извещение о проведении 10.01.2013 аукциона N 02-2013/01. Дата окончания приема заявок определена - 09.01.2013. При этом из бюллетеня N 51-2012 усматривается, что датой начала приема заявок на участие в аукционе является 11.12.2012.
Принимая во внимание, что к приему заявок на участие в аукционе Организатор торгов приступил 11.12.2012 и в этот же день обеспечил заявителям возможность ознакомления с информацией о предстоящей продаже права аренды земельного участка, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Учреждением был соблюден предусмотренный пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации тридцатидневный срок извещения о проведении аукциона.
Учитывая, что выводы суда апелляционной инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 08.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-934/2013 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
В.И.НОВОСЕЛОВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)