Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А54-7370/2011

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А54-7370/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Каструбы М.В., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "НьюИнвестРиелти" - Акимкина К.А. (доверенность от 02.11.2011 N 21), от общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" - Шершнева В.В. (доверенность от 25.03.2013 N 21), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2012 по делу N А54-7370/2011 (судья Мегедь И.Ю.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "НьюИнвестРиелти" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - ответчик) о признании недостоверным, как не соответствующего требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения и Техническим указаниям по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160601:75 общей площадью 1 600 000 кв. м в размере 876 372 070 руб. 38 коп.; об установлении вместо недостоверной с 01.01.2011 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160601:75 общей площадью 1 600 000 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 121 568 000 руб.; о понуждении ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости вместо недостоверной с 01.01.2011 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160601:75 общей площадью 1 600 000 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 121 568 000 руб. (с учетом уточнения).
Определением суда от 22.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Правительство Рязанской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области.
Определением суда от 12.09.2012 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ООО "ГеоГИС", ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением арбитражного суда от 29.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционной суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что ООО НПО "ГеоГИС" является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, предъявляются к органу кадастрового учета и достоверность кадастровой стоимости не должна являться предметом исследования при установлении (изменении) кадастровой стоимости на рыночную.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы ООО НПО "ГеоГИС", заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.02.2008 62 - мг 604618 обществу с ограниченной ответственностью "НьюИнвестРиелти" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 62:13:1160601:75, общей площадью 1 600 000 кв. м, местоположение: Рязанская обл., Рыбновский р-н, центральная часть Рыбновского кадастрового района, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на основании: договоров купли-продажи доли в праве общей собственности на земельный участок от 10.10.2007, от 09.10.2007.
При получении кадастрового паспорта земельного участка 01 июня 2011 года заявителю стало известно о том, что в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области, утвержденными Постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.2010 N 241 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области", которое вступило в законную силу 01.01.2011, кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка составляет 876 372 070 рублей.
Между тем, согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" от 07 ноября 2011 г. N 260/2011 рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 121 568 000 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка более чем в 7.2 раза превышает его рыночную стоимость.
Ссылаясь на нарушение установленного порядка сбора рыночной информации для определения расчета кадастровой стоимости земельного участка, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ООО "НьюИнвестРиелти" обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В судебном заседании от 04.04.2013 представителем истца заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы по делу.
Согласно экспертному заключению рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160601:75, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства промышленных объектов, общая площадь 1 600 000 кв. м, местоположение: Рязанская обл., Рыбновский р-н, центральная часть Рыбновского кадастрового района по состоянию на 01.01.2011 составляет 121 600 000 руб.
Оценив экспертное заключение ООО "Аудитпартнер" от 15.05.2013 N 2992, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает экспертное заключение ООО "Аудитпартнер" от 15.05.2013 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160601:75, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства промышленных объектов, общая площадь 1 600 000 кв. м, местоположение: Рязанская обл., Рыбновский р-н, центральная часть Рыбновского кадастрового района по состоянию на 01.01.2011 составляет 121 600 000 руб. (т. 5, л.д. 51).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 121 600 000 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права истца возможно только путем исключения недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка из кадастра недвижимости.
Поскольку ООО НПО "ГеоГИС", выполняя работы по государственному контракту, являлся только исполнителем работ, с учетом того, что без принятия и утверждения результатов оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации данные работы не имеют правового характера, не порождают прав или обязанностей для других лиц, следовательно, не могут нарушать права истца, принимая во внимание, что результат государственной кадастровой оценки был закреплен постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.2010 N 241, вступившим в законную силу 01.01.2011, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО НПО "ГеоГИС" не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Кроме того, согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости информации, предъявляются к органу кадастрового учета и достоверность кадастровой стоимости не должна являться предметом исследования при установлении (изменении) кадастровой стоимости равной рыночной.
Требование истца о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 следует, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявленное исковое требование является одним, государственная пошлина по иску составляет 4 000 руб.
В связи с тем, что при подаче иска общество уплатило 8 000 руб. государственной пошлины, в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "НьюИнвестРиелти" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 4 000 руб.
Судебные расходы по делу в сумме 14 000 руб. (4 000 руб. госпошлина + 10 000 руб. расходы по экспертизе) относятся на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области.
По заявлению ООО НПО "ГеоГИС" расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2012 по делу N А54-7370/2011 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160601:75 общей площадью 1 600 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Центральная часть Рыбновского кадастрового района, равной его рыночной стоимости в размере 121 600 000 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160601:75 общей площадью 1 600 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, центральная часть Рыбновского кадастрового района, ровной его рыночной стоимости в размере 121 600 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "НьюИнвестРиелти" из федерального бюджета 4 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "НьюИнвестРиелти" судебные расходы по делу в сумме 14 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
М.В.КАСТРУБА
Е.В.РЫЖОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)