Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьи лица - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-32852/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИР", г. Самара (ИНН 6319068903, ОГРН 1026301712337) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, глава городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АИР" (далее - заявитель, Общество, ООО "АИР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа от 26.09.2012 N 3/6461 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, уч. б/н; об обязании Министерства рассмотреть заявление Общества от 24.09.2012 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта площадью 2500 кв. м под строительство индивидуальных гаражей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 по делу N А55-32852/2012 отменено. Заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 26.09.2012 N 3/6461 в предоставлении ООО "АИР" земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, уч. б/н. Суд обязал Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АИР" в установленный законодательством срок.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель 03.04.2012 обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о рассмотрении вопроса возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения индивидуальных гаражей в аренду этажностью 1 этаж, 720 кв. м и 1800 кв. м, площадь земельного участка 2500 кв. м. Предполагаемое место расположения - г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская (т. 1 л.д. 102 - 104).
Письмом от 03.09.2012 N 3/5872 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, поскольку Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара не может быть организована работа по выбору испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", которое должно было быть представлено заявителем (т. 1 л.д. 57 - 58).
24 сентября 2012 года Общество повторно обратилось в Министерство с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, находящегося в государственной собственности, под строительство индивидуальных гаражей, предварительно согласовав место размещения объекта: г. Самара, ул. Грозненская, предполагаемая площадь 2 500 кв. м. К заявлению была приложена схема предположительного расположения участка (т. 1 л.д. 35 - 36).
Министерство 26.09.2012 вынесло решение, изложенное в письме N 3/6461, об отказе заявителю в предоставлении земельного участка со ссылкой на наличие распоряжения первого заместителя главы города Самары от 12.10.2007 N 849/02-р "О подготовке документации по планировке территории в границах улиц Бакинской, Медицинской, Фасадной, Грозненской" (т. 1 л.д. 93).
Полагая названный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении Схемы являются, в том числе, наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием, а также иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен статьями 30, 31, 32 ЗК РФ и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, мотивировал тем, что правовые основания для отказа Обществу в осуществлении выбора и предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на момент вынесения оспариваемого акта отсутствовали.
Проект планировки указанной части квартала, содержащий предусмотренные статьей 42 ГрК РФ сведения, ни главой городского округа Самара, ни Министерством в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у Министерства доказательств наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на момент обращения Общества с заявлением.
Отсутствие проекта планировки территории и, соответственно, проектов межевания земельного участка, не могло являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Министерством не были осуществлены какие-либо действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства индивидуальных гаражей в установленном законом порядке.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, то есть в настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета.
Применение в рассматриваемом случае постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" противоречит основному принципу действия закона во времени, поскольку свидетельствует о распространении новых норм на отношения, возникшие до введения их в действие, придают норме обратную силу.
При этом ссылка на постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 не была основанием для оспариваемого отказа. Кроме того, названное постановление было принято (09.11.2012) значительно позднее оспариваемого отказа от 26.09.2012.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2013 по делу N А55-27486/2012.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебного акта, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А55-32852/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32852/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А55-32852/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьи лица - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-32852/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИР", г. Самара (ИНН 6319068903, ОГРН 1026301712337) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, глава городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АИР" (далее - заявитель, Общество, ООО "АИР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа от 26.09.2012 N 3/6461 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, уч. б/н; об обязании Министерства рассмотреть заявление Общества от 24.09.2012 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта площадью 2500 кв. м под строительство индивидуальных гаражей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 по делу N А55-32852/2012 отменено. Заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 26.09.2012 N 3/6461 в предоставлении ООО "АИР" земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, уч. б/н. Суд обязал Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АИР" в установленный законодательством срок.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель 03.04.2012 обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о рассмотрении вопроса возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения индивидуальных гаражей в аренду этажностью 1 этаж, 720 кв. м и 1800 кв. м, площадь земельного участка 2500 кв. м. Предполагаемое место расположения - г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская (т. 1 л.д. 102 - 104).
Письмом от 03.09.2012 N 3/5872 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, поскольку Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара не может быть организована работа по выбору испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", которое должно было быть представлено заявителем (т. 1 л.д. 57 - 58).
24 сентября 2012 года Общество повторно обратилось в Министерство с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, находящегося в государственной собственности, под строительство индивидуальных гаражей, предварительно согласовав место размещения объекта: г. Самара, ул. Грозненская, предполагаемая площадь 2 500 кв. м. К заявлению была приложена схема предположительного расположения участка (т. 1 л.д. 35 - 36).
Министерство 26.09.2012 вынесло решение, изложенное в письме N 3/6461, об отказе заявителю в предоставлении земельного участка со ссылкой на наличие распоряжения первого заместителя главы города Самары от 12.10.2007 N 849/02-р "О подготовке документации по планировке территории в границах улиц Бакинской, Медицинской, Фасадной, Грозненской" (т. 1 л.д. 93).
Полагая названный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении Схемы являются, в том числе, наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием, а также иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен статьями 30, 31, 32 ЗК РФ и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, мотивировал тем, что правовые основания для отказа Обществу в осуществлении выбора и предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на момент вынесения оспариваемого акта отсутствовали.
Проект планировки указанной части квартала, содержащий предусмотренные статьей 42 ГрК РФ сведения, ни главой городского округа Самара, ни Министерством в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у Министерства доказательств наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на момент обращения Общества с заявлением.
Отсутствие проекта планировки территории и, соответственно, проектов межевания земельного участка, не могло являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Министерством не были осуществлены какие-либо действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства индивидуальных гаражей в установленном законом порядке.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, то есть в настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета.
Применение в рассматриваемом случае постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" противоречит основному принципу действия закона во времени, поскольку свидетельствует о распространении новых норм на отношения, возникшие до введения их в действие, придают норме обратную силу.
При этом ссылка на постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 не была основанием для оспариваемого отказа. Кроме того, названное постановление было принято (09.11.2012) значительно позднее оспариваемого отказа от 26.09.2012.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2013 по делу N А55-27486/2012.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебного акта, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А55-32852/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)