Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2013 N Ф09-12895/13 ПО ДЕЛУ N А76-20715/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. N Ф09-12895/13

Дело N А76-20715/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" (далее - общество "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2013 по делу N А76-20715/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" - Жаркова В.В. (доверенность от 07.12.2012 N 462/12-ю).

Общество "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Чебаркульского городского округа (далее - администрация) в приватизации земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303003:281 площадью 1508 кв. м, с адресным ориентиром: Челябинская обл., г. Чебаркуль, 1 км автодороги Чебаркуль - Архангельское (левая сторона).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление муниципальной собственности Чебаркульского городского округа, администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области.
Решением суда от 13.06.2013 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что выводы судов об отнесении спорного земельного участка к землям обороны, его ограничении в обороте основаны лишь на выписках из государственного кадастра недвижимости, содержащих сведения о вхождении этого участка в зону "Чебаркульский полигон N 86727". По мнению заявителя, имеющимися в деле документами, в том числе постановлением администрации от 17.05.2012 N 636, соглашением от 09.06.2012 N 99Е/00166812, межевым планом от 19.05.2012, выпиской из Единого государственного реестра прав от 01.08.2012 N 38/054/2012-10 подтверждается наличие у администрации прав на распоряжение испрашиваемым земельным участком. Общество "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" полагает, что испрашиваемый им земельный участок подлежит приватизации в связи с нахождением на нем принадлежащего ему объекта недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.05.2012 серии 74 АГ N 835836, выданному взамен свидетельства от 15.08.2003, обществу "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - автозаправочная станция площадью 40,3 кв. м, расположенная по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский район, 1 км автодороги Чебаркуль - Архангельское (левая сторона), АЗС N 19.
Данная автозаправочная станция расположена на земельном участке с кадастровым номером 74:23:0303003:281.
По договору аренды от 30.06.1999 муниципальное образование "Чебаркульский район" (арендодатель) передало во временное пользование за плату открытому обществу с ограниченной ответственностью "Энергия-Байт (правопреемником которого является общество "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", арендатор) земельный участок площадью 1372 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский район, 1 км автодороги Чебаркуль - Архангельское (левая сторона), категория: земли обороны, для размещения автозаправочной станции.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество 06.10.2003 внесена запись о государственной регистрации права аренды общества "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" на земельный участок площадью 1372 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский район, 1 км автодороги Чебаркуль - Архангельское (левая сторона), земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (свидетельство от 06.10.2003 серии 74-АЗ N 020940).
В соответствии с соглашением N 99Е/00166112, подписанным Управлением муниципальной собственности администрации с обществом "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", в фактическом пользовании общества "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" с 15.01.2011 находится земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303003:281 площадью 1508 кв. м, расположенный Челябинская обл., г. Чебаркуль, 1 км автодороги Чебаркуль - Архангельское (левая сторона).
Как следует из выписки из государственного кадастра недвижимости от 20.10.2012, земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303003:281 площадью 1508 кв. м, расположенный Челябинская обл., г. Чебаркуль, 1 км автодороги Чебаркуль - Архангельское (левая сторона), отнесен к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 30.06.1999.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 16.05.2013 земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303003:281 входит в зону "Чебаркульский полигон N 86727".
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:0106 площадью 415 220 000 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.2005 серии 74-АА N 061897.
Общество "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" 01.06.2012 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303003:281 площадью 1508 кв. м, занимаемого принадлежащей ему автозаправочной станцией.
В письме от 04.07.2012 N 1939 администрация сообщила обществу "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что он находится в федеральной собственности (земли обороны).
Общество "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", полагая, что данный отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (абз. 2 п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте, в частности, ограничиваются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе письмо Управления Росреестра от 20.05.2013, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303003:281 является частью принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:0106, выписки из государственного кадастра недвижимости от 20.10.2012, 16.05.2013, договор аренды от 30.06.1999, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303003:281 входит в состав земель для обеспечения обороны и безопасности.
С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемый обществом "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" земельный участок в силу подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте, действующим законодательством положений, разрешающих предоставление таких земельных участков в частную собственность, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации в приватизации спорного участка является законным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что спорный участок не относится к землям обороны и безопасности, не ограничен в обороте, отклоняются как противоречащие материалам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2013 по делу N А76-20715/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)