Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2013 N Ф05-14341/2013 ПО ДЕЛУ N А41-1817/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу N А41-1817/13


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца Закрытого акционерного общества "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" Туляковой Е.Н. по доверенности от 17 января 2013 года
от ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области Малышевой Е.С. по доверенности от 21 января 2013 года N 30-8/дов
рассмотрев 27 ноября - 04 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 04 июня 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Богатиной Ю.Г.
на постановление от 30 июля 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.
по делу N А41-1817/13
по иску Закрытого акционерного общества "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" (ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР", ОГРН 1027700134868)
к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Московской области "Правдинский лесхоз-техникум" (ГОУ СПО "Правдинский лесхоз-техникум", ОГРН 1025004914824) и Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918)
о признании недействительными сведений и установлении границ между смежными земельными участками
третьи лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области, ОГРН 1097746296977), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз, ОГРН 1047796366298), Администрация Пушкинского муниципального района Московской области

установил:

ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ГОУ СПО "Правдинский лесхоз-техникум" об установлении границы земельного участка ДОЛ "Дубки", находящегося на территории Пушкинского района, в части, смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, в соответствии с установленными поворотными точками: H1 (X - 493863,62 Y - 2216100,93; H2 (X - 493853,61 Y - 2216220,52); H3 (X - 493832,61 Y - 2216220,57); H4 (X - 493775.79 Y - 2216379.73); H5 (X - 493605.79 Y - 2216380.94); H6 (X - 493604,31 Y - 2216224,95); о признании недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в поворотных точках N 16 (X = 493850,77, Y = 2216218,42), N 17 (X = 493674,14; Y = 221621,37) и площади земельного участка; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о местоположении границ (поворотные точки N 16 (X = 493850,77, Y = 2216218,42), N 17 (X = 493674,14; Y = 221621,37) и площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в соответствии с вновь образованными точками: H1 (X - 493863,62 Y - 2216100,93; H2 (X - 493853,61 Y - 2216220,52); H3 (X - 493832,61 Y - 2216220,57); H4 (X - 493775.79 H - 2216379.73); H5 (X - 493605.79 Y - 2216380.94); H6 (X - 493604,31 Y - 2216224,95).
В качестве второго ответчика и третьих лиц по делу привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра", ТУ Росимущества в Московской области, Рослесхоз, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области соответственно.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В пояснениях на кассационную жалобу Рослесхоз поддержал его доводы и требования и просил отменить обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" возражал против ее удовлетворения.
Представители ГОУ СПО "Правдинский лесхоз-техникум", ФГБУ "ФКП Росреестра", ТУ Росимущества в Московской области, Рослесхоза, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 27 ноября 2013 года до 04 декабря 2013 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что согласно Государственному акту серии А-1 N 346172, выданному 10 октября 1988 тресту Гордормеханизация N 1 Исполнительным комитетом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов, за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 8,0 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для пионерского лагеря.
Полагая, что смежный лесной участок поставлен на кадастровый учет без учета предоставленного ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" земельного участка площадью 8,0 га, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что из представленных в материалы дела доказательств, следует, что ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" создано на базе имущества треста Гордормеханизация N 1 Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства Мосгорисполкома, которому в соответствии с действовавшим в момент предоставления участка законодательством, права на земельный участок удостоверены надлежащим образом.
Таким образом, в силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истец подтвердил право бессрочного пользования земельным участком согласно Государственному акту серии А-1 N 346172 в границах, установленных планом землепользования, являющимся приложением к названному акту.
Кроме этого, распоряжением от 17 января 2008 года N 2 Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве ГОУ СПО "Правдинский лесхоз-техникум" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены лесные земли с кадастровым номером 50:13:000000:0021 для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности, находящейся в государственной собственности, расположенными на землях лесного фонда, общей площадью 25099 га, с местоположением, согласно приложению 1, а именно земельный участок, расположенный в том числе на землях Учебно-опытного лесничества (кварталы 1 - 199).
Согласно Приложению к Приказу Рослесхоза от 24 июля 2008 года N 211 участок ГОУ СПО "Правдинский лесхоз-техникум" расположен на землях Учебно-опытного участкового лесничества Московского учебно-опытного лесничества.
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:000000:21, предоставленный распоряжением от 17 января 2008 года N 2 Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве ГОУ СПО "Правдинский лесхоз-техникум" поставлен на кадастровый учет 23 ноября 2005 года, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В 2008 году проведена работа по формированию землеустроительного дела земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37. Как следует из кадастрового дела объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, земельный участок 29 Учебно-опытного участкового лесничества Пушкинский район Московской области поставлен на кадастровый учет 18 февраля 2009 года. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17 апреля 2013 года площадь земельного участка составляет 941572 +/- 2170 кв. м. Как следует из кадастровых Выписок о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0060214:37 предыдущий номер земельного участка 50:13:000000:21. Земельный участок с кадастровым номером 50:13:000000:21 снят с кадастрового учета.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 21 мая 2013 года следует, что землеустроительное дело в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 не формировалось, так как указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2009 году.
Согласно карте-схеме расположения лесного участка, являющейся приложением к Выписке из государственного лесного реестра N 461-02-2013 земельный участок истца граничит с западной стороны с кварталом 155 Учебно-опытного участкового лесничества Московского учебно-опытного лесничества.
Как следует из Выписки из лесного реестра N 461-02-2013 лесной участок, имеющий местоположение: Московская область, Пушкинский муниципальный район, Московское учебно-опытное лесничество, Учебно-опытное участковое лесничество, квартал 155, площадью 48 га относится к категории земель - земли лесного фонда. Категории защитности - лесопарковые зоны, является частью земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В силу статьи 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном частью 5 статьи 40 Закона о кадастре порядке.
Из акта согласования границ земельного участка 50:13:000000:21 от 21 ноября 2008 года, находящегося в кадастровом деле земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, следует, что на акте в графе "правообладатель" имеется подпись представителя Учебно-опытного участкового лесничества уч. 29. Подписи иных правообладателей отсутствуют.
Из пункта 57 Карты (схемы) и описания границ Пушкинского муниципального района видно, что граница Пушкинского муниципального района проходит от точки 1811 на север по западной границе 155 квартала Учебно-опытного участкового лесничества до западной границы территории оздоровительного лагеря "База отдыха "Дубки". Таким образом, одним из смежных правообладателей лесного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 является также Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, которая не была извещена о проводимых мероприятиях по межеванию земель.
Акт согласования границ от 21 ноября 2008 года содержит отметку о том, что правообладатели смежных земельных участков не явились на согласование границ земельного участка.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов, исследованных судами, кадастрового дела объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 согласование границ осуществлено посредством опубликования 20 октября 2008 года в газете "Ежедневные новости Подмосковья" N 228 (1895) сообщения о проведении согласования местоположения земельных участков Учебно-опытного, Алешинского, Тютчевского и Красноармейского участковых лесничеств Московского учебно-опытного лесничества Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве Рослесхоза, расположенного в Пушкинском районе.
Между тем из текста публикации видно, что сообщение не содержит в полном объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 6 части 9 статьи 39 Закона о кадастре. Иных доказательств согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в момент постановки его на кадастровый учет Комитетом лесного хозяйства не представлено.
Исходя из изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что согласование границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 со смежными землепользователями при постановке его на кадастровый учет (18 февраля 2009 года) в установленном законом порядке не осуществлено. Наличие предоставленного истцу права на бессрочное пользование земельным участком согласно государственному Акту А-1 N 346172 при внесении сведений о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в государственном кадастре недвижимости не отражено. Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 от 17.04.2013 участок отнесен к землям лесного фонда.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в том числе в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Частью 2 статьи 101 ЗК РФ установлено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно выкопировки из материалов лесоустройства 1990 года граница лесного участка (квартал 60) в смежной с земельным участком истца части обозначена основной и пунктирной линиями, не совпадающими между собой.
Из выкопировки из материалов лесоустройства 2001 года следует, что граница лесного участка квартал 155 также обозначена не совпадающими между собой основной и пунктирной линиями.
В материалах лесоустройства 1968 - 1969 годов, 1980 года граница лесного участка (кварталы 60, 61) имеет один контур.
Согласно Карте-схеме расположения и границы лесного участка, являющегося приложением к Выписке из государственного лесного реестра N 461-02-2013, граница участка также обозначена основной и пунктирной линиями.
При таких обстоятельствах, суды правомерно не признали материалы лесоустройства в качестве достаточного доказательства надлежащего установления границ лесного участка 50:13:0060214:37.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении границ земельного участка является спором о праве.
В соответствии со статьей 305 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наравне с иными правами.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Исходя из изложенного, суды обоснованно посчитали, что защита права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка истца может быть осуществлена путем уточнения границ лесного участка на местности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно статье 35 Закона о кадастре кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда, а в случаях, предусмотренных законодательством, на основании определения суда.
Заключением эксперта от 17 мая 2013 года N 001-13/СЗЭ по экспертизе, назначенной по требованию суда, поскольку кадастровые работы земельного участка, предоставленного истцу, не проводились, установлено следующее.
Сведений содержащихся в государственном акте на право пользования землей А-1 N 346172 от 10 октября 1988 года для установления границ земельного участка на местности достаточно.
По геодезическим данным содержащимся в государственном акте на право пользования землей площадь земельного участка составляет 84983 кв. м, в тексте документа площадь земельного участка определена как 8,0 га, данное расхождение в величине площади земельного участка не превышает допустимой погрешности определения площадей уточняемых земельных участков, равной 10%. Также в рамках данной судебной землеустроительной экспертизы было проведено приведение геодезических данных содержащихся в государственном акте на право пользования землей к местности. Точность данного приведения не превышает допустимую величину равную 5 метров.
В результате проведенных геодезических работ, был получены геодезические данные, приведенные в каталоге поворотных точек границы земельного участка согласно государственного акта на право пользования землей, в актуальных на данный момент времени и на данной территории государственной системе координат, данного кадастрового региона - МСК-50.
В результате приведения геодезических данных, содержащихся в государственном акте на право пользования землей к местности был составлен графический материал, на котором отображено совместное местоположение границы земельного участка выраженное существующим на данный момент времени местоположением ограждения ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" ДОЛ "Дубки", по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Левый берег р. Скалбы и границей земельного участка согласно государственного акта на право пользования землей.
На данный момент времени земельный участок ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" ДОЛ "Дубки" по указанному адресу имеет ограждение по всему периметру. Данное ограждение закрепляет на местности пользование земельным участком согласно государственного акта на право пользования землей.
В рамках судебной землеустроительной экспертизы произвести однозначное определение времени возведения ограждения земельного участка равно как и определить год постройки объекта искусственного происхождения закрепляющего границу участка, не представляется возможным, поскольку методологии однозначно определяющие временные характеристики образования объектов искусственного происхождения и ограждения земельных участков при проведении судебной землеустроительной экспертизы отсутствуют.
Каких либо документов дающих возможность ответить на данный вопрос суда, в материалах дела нет, и дополнительно эксперту не предоставлялось.
В результате визуального осмотра ограждений земельного участка ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" ДОЛ "Дубки" по указанному адресу, проведенных в рамках данной землеустроительной экспертизы, на основании личного профессионального опыта, эксперт может сделать вывод о времени установки ограждения в том числе части смежной с земельным участком с кадастровым номером 50:13:0060214:37 не позднее 2000 года. Данное экспертное заключение сделано на основании визуального осмотра изношенности и естественных разрушений в существующем ограждении. Более точное определение времени возведения ограждения земельного участка равно как и определение года постройки объекта искусственного происхождения, закрепляющего границу участка, возможно в рамках проведения судебно-строительной экспертизы. Однако назначение данной экспертизы в будущем и результаты ее проведения не влияют на выводах эксперта по остальным поставленным судом вопросам.
В процессе совмещения геодезических данных, содержащихся в государственном акте на право бессрочного пользования землей Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов тресту Гордормеханизация N 1, с фактическими ограждением земельного участка ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" ДОЛ "Дубки" по указанному адресу с целью определения соответствия, выявились частичные несовпадения. Данные расхождения являются незначительными, в целом не искажают конфигурацию земельного участка и могли возникнуть как при выделе земельного участка в натуре, так и при установке ограждений земельного участка. Общая площадь несовпадений не превышает допустимой погрешности определения площадей уточняемых земельных участков, равной 10%.
Граница земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 согласно сведений из кадастровой выписки N МО-13/ЗВ-398124 от 17 апреля 2013 года пересекает границу земельного участка, установленную в государственном акте на право пользования землей. В результате данного пересечения часть земельного участка выделенного согласно государственного акта на право пользования землей, площадью 32473 кв. м, является прихватом со стороны земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37.
Граница земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в части смежной с земельным участком, выделенным согласно государственного акта на право пользования землей, может быть установлена с учетом данных приведенных в государственном акте на право пользования землей путем уточнения границы земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37. При данном уточнении границы земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, произойдет замена поворотных точек N 16 (X = 493850,77; Y = 2216218,42), N 17 (X = 493674,14; Y = 221621,37) границы земельного участка из кадастровой выписки о земельном участке N МО-13/ЗВ-398124 от 17 апреля 2013 года, на вновь образованные точки границы земельного участка с H1 по H6.
При данном уточнении границы земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, площадь земельного участка уменьшится на 32473 кв. м.
Рассматривая данное дело, суды также правильно приняли во внимание, что истец использует земельный участок с 1988 года, доказательств иного не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу с пунктом 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Установив данные обстоятельства, удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно пришли к выводу о том, что истец доказал наличие права бессрочного пользования земельным участком на основании государственного акта А-1 N 346172, при установлении границ лесного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 нарушен порядок согласования границ со смежными землепользователями, граница лесного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 не установлена на местности, что в совокупности привело к нарушению права истца как законного землепользователя, на основании содержащихся в акте координат характерных точек земельного участка экспертом определена смежная граница земельного участка истца и лесного участка 50:13:0060214:37.
Довод Комитета лесного хозяйства Московской области о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, несостоятелен и правомерно отклонен судами в силу пункта 12.1.8 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2013 года по делу N А41-1817/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
И.В.ТУБОЛЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)