Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9511/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N А68-9511/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от заявителя - Мирошник С.Е. (доверенность от 23.07.2012 б/н), от ответчика - Старостиной Н.С. (доверенность от 31.01.2013 N 5), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 31.01.2013 по делу N А68-9511/2012 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью НПП "БЭЛА" (далее - заявитель, общество) (ОГРН 1027100972029, ИНН 7107033121) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации г. Тулы (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032) о признании недействительным постановления администрации г. Тулы от 25.09.2012 N 2742 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы" в части признания утратившим силу постановления главы администрации г. Тулы от 10.12.2008 N 4871 "О предварительном согласовании ООО НПП "БЭЛА" места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции по Веневскому шоссе в Пролетарском районе г. Тулы".
Решением суда от 31.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Администрация г. Тулы обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить. Полагает, что оспариваемое постановление законно. Считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации города Тулы от 10.12.2008 N 4871 "О предварительном согласовании ООО НПП "БЭЛА" места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции по Веневскому шоссе в Пролетарскому районе г. Тулы" был утвержден акт о выборе земельного участка площадью 3 319 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по Веневскому шоссе, и схема его расположения на кадастровой карте (плане) территории.
ООО НПП "БЭЛА" 18.01.2010 обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 19.03.2010 заявление общества находится на рассмотрении в органах исполнительной власти Тульской области. Аналогичный ответ содержался в письмах Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области от 14.05.2010, 12.07.2010, 19.08.2010, 23.11.2010, 31.01.2011.
ООО НПП "БЭЛА" направило в адрес министерства имущественных и земельных отношений Тульской области повторное заявление от 02.08.2012 о предоставлении земельного участка в аренду с дальнейшим заключением договора аренды.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в ответе от 10.09.2012 N 20-01-19/12080 сообщило ООО НПП "БЭЛА" о том, что часть испрашиваемого земельного участка находится на землях общего пользования, в поперечнике перспективной транспортной развязки (2-я очередь Восточного обхода). В органах исполнительной власти Тульской области рассматривается вопрос о возможности предоставления в аренду указанного земельного участка для строительства здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции с учетом прохождения перспективной транспортной развязки. Пояснило, что о результатах рассмотрения данного вопроса обществу будет сообщено дополнительно.
Вместе с тем постановлением администрации города Тулы от 25.09.2012 N 2742 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы" признано утратившим силу, в том числе постановление главы администрации г. Тулы от 10.12.2008 N 4871 "О предварительном согласовании ООО НПП "БЭЛА" места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции по Веневскому шоссе в Пролетарском районе г. Тулы".
В связи с этим ООО НПП "БЭЛА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Тулы от 25.09.2012 N 2742 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы" в части признания утратившим силу постановления главы администрации г. Тулы от 10.12.2008 N 4871 "О предварительном согласовании ООО НПП "БЭЛА" места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции по Веневскому шоссе в Пролетарском районе г. Тулы".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 утверждено Положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле (далее - Положение), согласно п. 2 которого решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются правительством Тульской области.
Согласно пунктам 18, 19 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта. Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области направляет в администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявление о предоставлении земельного участка возвращается заявителю без рассмотрения, если оно не соответствует Положению.
В двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории министерство имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляет подготовку проекта постановления правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 20 Положения в случае невозможности размещения объекта на земельном участке министерство направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ.
Таким образом, в случае соответствия поданного заинтересованным лицом заявления установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО НПП "БЭЛА" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта администрацией города Тулы была осуществлена процедура выбора земельного участка, и постановлением администрации города Тулы от 10.12.2008 N 4871 "О предварительном согласовании ООО НПП "БЭЛА" места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции по Веневскому шоссе в Пролетарскому районе г. Тулы" был утвержден акт о выборе земельного участка площадью 3 319 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по Веневскому шоссе, и схема его расположения на кадастровой карте (плане) территории. Впоследствии данное постановление признано утратившим силу постановлением администрации города Тулы от 25.09.2012 N 2742.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 Закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт, противоречащий законодательству. Предусматривая такие полномочия в целом, оснований, по которым такая отмена либо приостановление действия ненормативного правового акта могут быть совершены, вышеназванный закон не содержит. Такие основания в каждом конкретном случае должны следовать из законодательства, в рамках которого возникли правоотношения, повлекшие принятие ненормативного правового акта.
Из анализа вышеуказанных положений Закона N 131-ФЗ следует, что в этом случае полномочный орган, должностное лицо обязано обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права.
Вместе с тем в оспариваемом в рамках настоящего дела постановлении не указано, какому закону или иному правовому акту не соответствует постановление администрации города Тулы от 10.12.2008 N 4871, а также какие права и законные интересы других лиц нарушены данным постановлением.
На основании изложенного апелляционным судом не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о законности оспариваемого постановления.
Постановление от 10.12.2008 N 4871 признано утратившим силу во исполнение пункта 6 протокола N 5 заседания Градостроительно-земельного совета Тульской области от 27.06.2012 и пунктов 2, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 16 протокола N 8 заседания Градостроительно-земельного совета Тульской области от 23.08.2012 об отмене постановлений главы администрации города Тулы.
Согласно пункту 8 протокола N 8 заседания Градостроительно-земельного совета Тульской области от 23.08.2012 Градостроительно-земельный совет Тульской области отказал ООО НПП "БЭЛА" в предоставлении земельного участка для размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции по Веневскому шоссе в Пролетарскому районе г. Тулы в связи с нецелесообразностью; рекомендовал администрации города Тулы отменить постановление от 10.12.2008 N 4871.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства осуществляется правительством Тульской области.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимает исполнительный орган государственной власти, то есть правительство Тульской области.
Администрация города Тулы согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 обеспечивает выбор земельного участка.
В связи с этим Градостроительно-земельный совет Тульской области не является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, и его решение не может являться законным основанием для признания утратившим силу постановления администрации города Тулы.
Доказательств нарушения процедуры выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, а также законности оспариваемого постановления администрацией города Тулы в нарушение указанных требований законодательства в материалы дела не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности постановления администрации города Тулы от 10.12.2008 N 4871, и оснований для признания данного постановления утратившим силу, судом не установлено.
Выбор земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории осуществлено в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с этим у ответчика отсутствовали законные основания для признания постановления от 10.12.2008 N 4871 утратившим силу.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит указанным нормам закона и нарушает права и законные интересы заявителя, вследствие этого правомерно признал его незаконным в части признания утратившим силу постановления главы администрации г. Тулы от 10.12.2008 N 4871 "О предварительном согласовании ООО НПП "БЭЛА" места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции по Веневскому шоссе в Пролетарском районе г. Тулы".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 31.01.2013 по делу N А68-9511/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
М.В.КАСТРУБА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)