Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7513

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2013 г. по делу N 33-7513


Судья: Головачева О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Захарова С.В., Сивохина Д.А.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентствам по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 апреля 2013 года, с участием Т., Ш.Н. (представителей ЗАО "Стройснаб"),

установила:

М. ФИО18, К. Ш.Д., П., Б.С.Б., Б.С.Е., Ш.В., С.Т.И., ЗАО "Стройснаб", ЗАО "Средневолжский завод полимерных изделий", ЗАО "КА-2", ООО "Полиэтилен-Трубопровод", ООО "Приват Билдин", ООО "ТЭМП" обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Территориального Управления Росимущества по Самарской области, указав, что они являются собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, относящемся к землям поселений, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
Земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества заявителей, имеет общую площадь 134779 кв. м, кадастровый номер N, расположен по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в ТУ Росимущества по Самарской области с совместным заявлением о предоставлении (продаже) спорного земельного участка в общую долевую собственность на льготных условиях, предоставив пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития России N от ДД.ММ.ГГГГ Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества по Самарской области вернуло заявителям их документы, не приняв какого-либо решения по их совместному заявлению.
Заявители просили признать незаконным бездействие Территориального Управления Росимущества Самарской области, выразившееся в непринятии в срок один месяц, установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ, решения по их совместному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении (продаже) на льготных условиях в общую долевую собственность земельного участка, признать незаконным действия Территориального Управления Росимущества по Самарской области по возврату письмом N от ДД.ММ.ГГГГ заявления заявителей на приватизацию земельного участка и обязать Территориальное Управление Росимущества по Самарской области заключить с ними договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N в порядке, предусмотренном законодательством РФ по льготной цене.
Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 апреля 2013 года требования заявителей удовлетворены частично. Признан незаконным возврат заявления о приватизации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, расположенного на землях населенного пункта для дальнейшей эксплуатации производственной базы. Признано незаконным бездействие территориального Управления Росимущества по Самарской области при разрешении заявления о передаче земельного участка в собственность. Территориальное управление обязано в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по существу заявления названных лиц.
Частично удовлетворяя требования заявителей, суд указал, что в нарушение ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок решение по заявлению заявителей ТУ Росимущества по Самарской области не принято. ДД.ММ.ГГГГ документы, поступившие в ТУ Росимущества по Самарской области от заявителей, возвращены им с разъяснением о возможности обращении ТУ с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ Суд пришел к выводу, что возврат документов заявителям письмом от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным.
В удовлетворении требований о заключении с заявителями договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N в порядке, по льготной цене отказано. В этой части решение суда заявителями не оспаривается.
Представителем Территориального управления Федерального агентствам по управлению государственным имуществом в Самарской области принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного решения, поскольку решение об отказе в предоставлении земельного участка за выкуп по льготной цене принималось Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Заявители были уведомлены о принятом решении.
В суде апелляционной инстанции представители ЗАО "Стройснаб" возражали против доводов апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения представителей ЗАО "Стройснаб", изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части удовлетворения требований заявителей подлежит отмене.
Согласно ч. ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судом установлено, что 01.06.2012 г. заявители обратились в ТУ Росимущества по Самарской области с единым заявлением о выкупе земельного участка площадью 134779 кв. м по адресу: <...> на котором расположены объекты недвижимости.
В соответствии со ст. 2 п. 1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Между тем, судом оставлено без внимания, что в соответствии с п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства 05.06.2008 г. N 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Приказом Росимущества N от ДД.ММ.ГГГГ "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено положение о Территориальном управлении Росимущества в Самарской области (далее - Положение).
В соответствии с п. 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Регламентом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Росимущества от 11.08.2010 г. N 219 (далее - Регламент), сферы ведения и компетенции территориальных органов Росимущества определяются в положениях о них, утверждаемых приказами Росимущества в соответствии с типовым положением о территориальном органе Росимущества, утверждаемым приказом Министерства.
В соответствии с п. 8.8 Регламента территориальный орган Росимущества осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Росимуществе и положением об этом территориальном (органе, утверждаемом в установленном порядке.
Согласно Приказу Росимущества от 31.01.2012 N 16 "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Как указывалось выше, заявителями испрашивался земельный участок площадью более одного гектара.
Таким образом, к компетенции Территориального управления не отнесено разрешение вопросов о предоставлении земельного участка, испрашиваемого заявителями. Данные действия могут быть осуществлены лишь по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом. К тому же такое решение принято Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) в форме письма N от ДД.ММ.ГГГГ а не Территориальным Управлением, чьи действия оспариваются заявителями. При этом копия данного решения прикладывалась к письму Территориального Управления N от ДД.ММ.ГГГГ которым возвращены документы заявителей (л.д. 17-20). Указанными выше нормативными актами Территориальное управление Росимущества в Самарской области направляет лишь документы в Росимущество и выполняет поручения данного государственного органа. Ненадлежащее исполнение Территориальным Управлением обязанностей по работе с заявлением о предоставлении названного выше земельного участка, не установлено. Нарушение установленного п. 6 ст. 36 ЗК РФ срока на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка не свидетельствует о незаконном бездействии Территориального Управления. Действия (бездействия), решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом заявителями не оспаривались. В связи с чем, у суда не имелось оснований для признания незаконным возврата заявления о приватизации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером N для дальнейшей эксплуатации производственной базы, признания незаконным бездействия территориального Управления Росимущества по Самарской области при разрешении заявления о передаче земельного участка в собственность и возложении на него обязанности принять решение по существу заявления.
Таким образом, решение суда в части удовлетворения требований заявителей нельзя признать правильным, оно подлежит отмене. В этой части должно быть постановлено новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В удовлетворении требований о заключении с заявителями договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N по льготной цене судом обоснованно отказано, поскольку, как указано выше, такие действия Территориальное Управление Росимущества может осуществить лишь по поручению Федерального агентства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 апреля 2013 года отменить в части удовлетворения требований заявителей, постановив в этой части новое решение:
"Отказать в удовлетворении требований М., К., Ш.Д., П., Б.С.Б., Б.С.Е., Ш.В., С.Т.И., ЗАО "Стройснаб", ЗАО "Средневолжский завод полимерных изделий", ЗАО "КА-2", ООО "Полиэтилен-Трубопровод", ООО "Приват Билдин", ООО "ТЭМП" о признании незаконным бездействия Территориального Управления Росимущества Самарской области, выразившегося в непринятии в срок, установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ, решения по их совместному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении (продаже) на льготных условиях в общую долевую собственность земельного участка, признании незаконным действий Территориального Управления Росимущества по Самарской области по возврату письмом N от ДД.ММ.ГГГГ заявления на приватизацию земельного участка".
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о заключении с заявителями договора купли-продажи земельного участка оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)