Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю., при участии от предпринимателя Смирнова А.В. его представителя Тихоновой А.С. (доверенность от 01.07.2013), рассмотрев 29.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова Андрея Валентиновича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2013 по делу N А21-1950/2013 (судьи Гурьева И.Л., Ефименко С.Г., Ковалев Е.В.)
установил:
Индивидуальный предприниматель Смирнов Андрей Валентинович, ОГРНИП 312392626100025, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Переславское сельское поселение", ОГРН 1063913016331 (далее - Администрация), о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Переславское сельское поселение" от 09.06.2012 N 84 "Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" в части включения территории земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:0061116:219, 39:05:0061116:220, 39:05:0061116:222, 39:05:0061116:224, расположенных по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Переславский сельский округ, поселок Откосово, в границы территориальной зоны 7 СХЗ 0110 - зона сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
Определением от 29.04.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен поселковый Совет депутатов муниципального образования "Переславское сельское поселение" (далее - Совет).
После уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель дополнительно попросил суд признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования "Переславское сельское поселение" от 02.09.2010 N 234 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Переславское сельское поселение" в части включения в функциональную зону сельскохозяйственного использования на территории земельного участка с кадастровым номером 39:05:0061116:0059 (на момент принятия решения), расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Переславский сельский округ, поселок Откосово, - территорий сельскохозяйственных угодий: пастбищ и сенокосов.
Решением от 31.07.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Смирнов А.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить указанное решение, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель предпринимателя Смирнова А.В., поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена кассационным судом исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Совета от 02.09.2010 N 243 утвержден Генеральный план Переславского сельского поселения.
Решением Совета от 21.12.2010 N 20 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение".
Решением Совета от 09.06.2012 N 84 в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" внесены изменения.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 02.10.2012 серии 39-АБ номера 091923, 091924, 091925, 091926 предпринимателю Смирнову А.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 39:05:0061116:219, 39:05:0061116:220, 39:05:0061116:222, 39:05:0061116:224, расположенные по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Переславский сельский округ, поселок Откосово, которые относятся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства.
Названные земельные участки образованы 28.04.2012 из земельного участка с кадастровым номером 39:05:061116:202, также имеющего разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, что следует из кадастровых дел объектов недвижимости, и приобретены заявителем у Сущик Г.С. по договорам купли-продажи от 19.09.2012.
Предприниматель Смирнов А.В. 05.12.2012 получил выписку из Правил землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение", в которой указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 39:05:0061116:219, 39:05:0061116:220, 39:05:0061116:222, 39:05:0061116:224 расположены в границах территориальной зоны 7СХЗ 0110 - зоне сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
Ссылаясь на то, что отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне 7СХЗ 0110 противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Смирнов А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в соответствии со статьей 24 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно пункту 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки, границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (часть 1 статьи 34 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (часть 2 статьи 36 ГрК РФ).
Таким образом, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.
Согласно сведениям кадастрового учета спорные земельные участки, принадлежащие заявителю, относятся к категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что соответствует основному и вспомогательным видам экономической деятельности предпринимателя Смирнова А.В.
Кроме того, как правильно установил суд первой инстанции, отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне 7 СХЗ 0110 - зоне сельскохозяйственных угодий было осуществлено решением Совета от 21.12.2010 N 20, которое не оспаривается.
Учитывая указанные обстоятельства, суд признал оспариваемые нормативные правовые акты соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации и не нарушающими права и законные интересы заявителя.
Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с указанным выводом.
Доводы кассационной жалобы о несоблюдении заинтересованными лицами требований статей 34, 36 ГрК РФ, а также о необходимости сохранения категории или разрешенного использования земельных участков в случае их преобразования, подлежат отклонению.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы землепользователей, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010.
На основании изложенного кассационный суд не усматривает нарушений порядка принятия оспариваемых нормативных актов.
Ссылка подателя жалобы на невозможность использовать спорные земельные участки по их целевому назначению документально не подтверждена.
Довод о ненадлежащем опубликовании Правил землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" противоречит правовой позиции заявителя в суде первой инстанции.
Поскольку суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являются безусловными основаниями для отмены судебного акта, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2013 по делу N А21-1950/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова Андрея Валентиновича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Смирнову Андрею Валентиновичу из федерального бюджета 1900 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордену от 22.08.2013.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А21-1950/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А21-1950/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю., при участии от предпринимателя Смирнова А.В. его представителя Тихоновой А.С. (доверенность от 01.07.2013), рассмотрев 29.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова Андрея Валентиновича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2013 по делу N А21-1950/2013 (судьи Гурьева И.Л., Ефименко С.Г., Ковалев Е.В.)
установил:
Индивидуальный предприниматель Смирнов Андрей Валентинович, ОГРНИП 312392626100025, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Переславское сельское поселение", ОГРН 1063913016331 (далее - Администрация), о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Переславское сельское поселение" от 09.06.2012 N 84 "Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" в части включения территории земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:0061116:219, 39:05:0061116:220, 39:05:0061116:222, 39:05:0061116:224, расположенных по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Переславский сельский округ, поселок Откосово, в границы территориальной зоны 7 СХЗ 0110 - зона сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
Определением от 29.04.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен поселковый Совет депутатов муниципального образования "Переславское сельское поселение" (далее - Совет).
После уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель дополнительно попросил суд признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования "Переславское сельское поселение" от 02.09.2010 N 234 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Переславское сельское поселение" в части включения в функциональную зону сельскохозяйственного использования на территории земельного участка с кадастровым номером 39:05:0061116:0059 (на момент принятия решения), расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Переславский сельский округ, поселок Откосово, - территорий сельскохозяйственных угодий: пастбищ и сенокосов.
Решением от 31.07.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Смирнов А.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить указанное решение, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель предпринимателя Смирнова А.В., поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена кассационным судом исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Совета от 02.09.2010 N 243 утвержден Генеральный план Переславского сельского поселения.
Решением Совета от 21.12.2010 N 20 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение".
Решением Совета от 09.06.2012 N 84 в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" внесены изменения.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 02.10.2012 серии 39-АБ номера 091923, 091924, 091925, 091926 предпринимателю Смирнову А.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 39:05:0061116:219, 39:05:0061116:220, 39:05:0061116:222, 39:05:0061116:224, расположенные по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Переславский сельский округ, поселок Откосово, которые относятся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства.
Названные земельные участки образованы 28.04.2012 из земельного участка с кадастровым номером 39:05:061116:202, также имеющего разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, что следует из кадастровых дел объектов недвижимости, и приобретены заявителем у Сущик Г.С. по договорам купли-продажи от 19.09.2012.
Предприниматель Смирнов А.В. 05.12.2012 получил выписку из Правил землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение", в которой указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 39:05:0061116:219, 39:05:0061116:220, 39:05:0061116:222, 39:05:0061116:224 расположены в границах территориальной зоны 7СХЗ 0110 - зоне сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
Ссылаясь на то, что отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне 7СХЗ 0110 противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Смирнов А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в соответствии со статьей 24 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно пункту 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки, границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (часть 1 статьи 34 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (часть 2 статьи 36 ГрК РФ).
Таким образом, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.
Согласно сведениям кадастрового учета спорные земельные участки, принадлежащие заявителю, относятся к категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что соответствует основному и вспомогательным видам экономической деятельности предпринимателя Смирнова А.В.
Кроме того, как правильно установил суд первой инстанции, отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне 7 СХЗ 0110 - зоне сельскохозяйственных угодий было осуществлено решением Совета от 21.12.2010 N 20, которое не оспаривается.
Учитывая указанные обстоятельства, суд признал оспариваемые нормативные правовые акты соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации и не нарушающими права и законные интересы заявителя.
Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с указанным выводом.
Доводы кассационной жалобы о несоблюдении заинтересованными лицами требований статей 34, 36 ГрК РФ, а также о необходимости сохранения категории или разрешенного использования земельных участков в случае их преобразования, подлежат отклонению.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы землепользователей, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010.
На основании изложенного кассационный суд не усматривает нарушений порядка принятия оспариваемых нормативных актов.
Ссылка подателя жалобы на невозможность использовать спорные земельные участки по их целевому назначению документально не подтверждена.
Довод о ненадлежащем опубликовании Правил землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" противоречит правовой позиции заявителя в суде первой инстанции.
Поскольку суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являются безусловными основаниями для отмены судебного акта, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2013 по делу N А21-1950/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова Андрея Валентиновича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Смирнову Андрею Валентиновичу из федерального бюджета 1900 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордену от 22.08.2013.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)