Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-43517/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N А56-43517/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: Косоротова Е.В., доверенность от 31.08.2012,
от заинтересованного лица: Николаенко Е.А., доверенность от 18.12.2012,
от 3-го лица: 1. Извещен, не явился, 2. Пупцева Е.С., доверенность от 25.02.2013, Головина С.А., доверенность от 26.02.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1358/2013) Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2012 по делу N А56-43517/2012 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "София"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Комитет по строительству Санкт-Петербурга, 2) СПб ГУ "Управление инвестиций"
о признании незаконным бездействия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "София" (адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 16, лит. А, пом. 9-Н; ОГРН: 1057812515111; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (адрес: 191060, Россия, Санкт-Петербург, Смольный) выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: Василеостровский район, Средний пр. В.О., участок 1 (юго-восточнее дома N 89, литера Г, по Среднему пр. В.О.) для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, и об обязании Правительство Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Василеостровский район, Средний пр. В.О., участок 1 (юго-восточнее дома N 89, литера Г, по Среднему пр. В.О.), Обществу с ограниченной ответственностью "София" для строительства спортивно-оздоровительного комплекса путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве указанного комплекса.
Определением суда от 25.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга (адрес: 190002, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76), СПбГУ "Управление инвестиций" (190003, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76/пер. Пирогова, д. 5; далее - Управление инвестиций).
Решением суда от 20.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Санкт-Петербурга обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на невозможность принятия решения о предоставлении Обществу земельного участка для строительства ввиду отсутствия проекта планировки территории, в границах которой расположен испрашиваемый Обществом участок, а также по причине признания решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 недействующими градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представители Управления инвестиций настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.07.2006 Общество обратилось в СПбГУ "Управление инвестиций" с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, район Среднего пр., д. 87-89, для размещения плоскостных спортивных сооружений, нежилого многофункционального комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 N 881 земельный участок площадью 3559 кв. м, расположенный по адресу: Василеостровский район, Средний пр., В.О., участок 1 (юго-восточнее дома N 89, литера Г, по Среднему пр. В.О.) был предоставлен Обществу для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 16.10.2008 N 274-пр был утвержден проект границ данного участка, разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 24.07.2009 N 2448 утвержден Акт о выборе земельного участка для строительства, выполненный на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, включающего заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
Согласно указанному Акту функциональным назначением объекта недвижимости, строительство которого будет осуществляться на земельном участке, является спортивно-оздоровительный комплекс.
23.09.2011 произведен государственный кадастровый учет земельного участка, участку присвоен кадастровый номер 78:62089:26, что следует из кадастрового паспорта от 23.09.2011 N 215. Земельный участок относится к категории земель - земли населенного пункта с видом разрешенного использования для размещения объектов физической культуры и спорта.
На основании договора, заключенного между ООО "София" (заказчик) и ООО "АЛЬФА Инвест Групп" (исполнитель) от 08.02.2012 произведена оценка рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости по адресу: Василеостровский район, Средний пр., В.О., участок 1 (юго-восточнее дома N 89, литера Г, по Среднему пр. В.О.), в подтверждение чего представлен отчет об оценке от 07.03.2012 N 09/12-АК.
Согласно экспертному заключению от 18.04.2012 N 31-2-0219/2012, выполненному СПбГУП "ГУИОН" в отношении отчета об оценке от 07.03.2012 N 09/12-АК, рыночная стоимость комплекса прав на земельный участок по состоянию и в ценах на 13 февраля 2012 года составляет 38 700 000 руб.
В соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение), Общество 26.06.2012 обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, с приложением документов в соответствии с требованиями статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.13 Положения.
Письмом от 28.06.2012 N 8948/12 Комитет по строительству возвратил заявителю указанные заявление и документы со ссылкой на невозможность предоставления земельного участка без определения вида разрешенного использования объекта, в связи с тем, что решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признан недействующим Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 в части установления градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия, в одной из которых расположен испрашиваемый земельный участок.
Полагая незаконным и нарушающим права заявителя бездействие Правительства по непринятию решения о предоставлении земельного участка для строительства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону, а также обстоятельств, послуживших основанием их принятия, возлагается на орган, который принял соответствующее решение или совершил действие (бездействие).
Порядок предоставления земельных участок для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и в соответствии с пунктом 1 названной статьи осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объектов.
Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка утвержден акт выбора и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, произведен государственный кадастровый учет.
С заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было предварительно согласовано, Общество обратилось в орган, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 29 этого ЗК РФ, в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с разделом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813, решение о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов принимается Правительством Санкт-Петербурга.
В сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ и Положением, Правительство Санкт-Петербурга решение о предоставлении Обществу земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного комплекса не приняло.
Доказательства ограничения оборотоспособности спорного земельного участка не представлено.
Поскольку Правительство Санкт-Петербурга в ходе судебного разбирательства не доказало наличие оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка для строительства объекта, место размещения которого ранее было согласовано с уполномоченными органами, суд обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие и обязал Правительство устранить нарушение прав Общества.
Довод подателя жалобы о невозможности предоставления земельного участка без определения вида разрешенного использования земельного участка, без учета требований градостроительного регламента отклоняется апелляционным судом, поскольку признание решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 недействующим Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 года N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон от 16.02.2009 года N 29-10) в части установления этим законом градостроительных регламентов и в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия не может являться препятствием для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка определен в Акте выбора земельного участка под размещение спортивно-оздоровительного комплекса и содержится в кадастровом паспорте земельного участка.
Доводы Правительства Санкт-Петербурга о невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства ввиду запрета, установленного пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на предоставление земельных участков для строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, также отклоняются апелляционным судом, поскольку указанная норма введена в действие только с 31.12.2012, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Принятие решения о предоставлении земельном участке для строительства завершает соответствующую процедуру, осуществленную в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ. Определенное в Акте выбора земельного участка разрешенное использование не предполагает его предоставление в иных целях, для строительства иного объекта.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление арбитражным судом несоответствия оспариваемого действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого решения незаконным.
Согласно части 5 указанной статьи в случае принятия судом решения о признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2012 по делу N А56-43517/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
И.А.СЕРИКОВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)