Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14108/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу N 33-14108/2012


Судья Карманова Л.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Козлова О.А.,
Зайцевой В.А.
при секретаре Беляковцевой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29.11.2012 гражданское дело
по иску М. к Администрации Невьянского городского округа о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным
по апелляционной жалобе истца на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 24.08.2012.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., пояснения истца М., представителя истца А., действующего на основании устного ходатайства истца, возражения представителя ответчика Е., действующей на основании доверенности, судебная коллегия

установила:

предметом спора является земельный участок, расположенный <...>. На момент судебного разбирательства, данный земельный участок на кадастровом учете не состоит.
М. обратился в суд с иском к Администрации Невьянского городского округа о признании недействительным отказа в предоставлении указанного земельного участка.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 24.08.2012 М. отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленного иска, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец М., его представитель А., доводы жалобы поддержали, просили о ее удовлетворении.
Представитель ответчика Е., действующая на основании доверенности, ссылалась на необоснованность апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что сообщением Главы Невьянского городского округа от <...> М. отказано в формировании земельного участка, расположенного в <...> восточнее земельного участка <...> по <...> мотивирован тем, что образование испрашиваемого земельного участка может привести к нарушению линии застройки.
Считая, что указанное сообщение противоречит ранее полученным сообщениям о необходимости сбора дополнительной документации для последующей выдачи схемы расположения земельного участка, опубликовании ответчиком в средствах массовой информации сведений о намерении выделения спорного земельного участка под индивидуальное жилое строительство, истец М., указывает, что требования ответчика им выполнены, несмотря на это ему отказано в предоставлении земельного участка, что нарушает его права. Обращаясь в суд с настоящим иском, М. связывает возникновение у него права на приобретение спорного земельного участка с положениями ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд по существу верно указал, что отказ в предоставлении истребуемого земельного участка не нарушает права и законные интересы истца, поскольку выбор земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе, вне зависимости от того, выполнены ли в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет.
Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Из материалов дела следует, что М. обращался в Администрацию Невьянского городского округа по вопросу предоставления участка в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации - без предварительного согласования места размещения объекта. По мнению заявителя, уполномоченный орган должен был принять меры, предусмотренные ч. 3 ст. 30.1 - либо решение о проведении аукциона, либо о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка. В то же время, нормы ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению вне связи с нормами ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует порядок предоставления земельного участка.
Согласно ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка, которые включают формирование участка и постановку его на кадастровый учет; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставление участка без проведения торгов.
В силу п. 3.1 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории Невьянского городского округа", утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 24.06.2009 N 87, земельные участки предоставляются для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется путем проведения торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, предоставление участка в аренду под жилищное строительство в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации возможно из числа тех земельных участков, которые сформированы для этих целей уполномоченным на то органом и предполагаются к продаже. Испрашиваемый заявителем участок не относится к числу сформированных и предполагаемых к предоставлению на торгах.
Вместе с тем, формирование земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления. Правовых оснований для возложения обязанности на Администрацию по формированию и предоставлению земельного участка не имеется.
Суд обоснованно исходил из того, что на территории г. Невьянска продажа земельных участков под индивидуальное жилищное строительство или права аренды таких участков производится исключительно на торгах, согласно вышеприведенному Положению о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Невьянска, которое в этой части не противоречит ч. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отказ Администрации Невьянского городского округа в формировании земельного участка с целью его последующего предоставления от <...> соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и местного нормативного правового акта и не препятствует заявителю реализовать право на приобретение участка в аренду из числа сформированных для этих целей в установленном порядке.
Ссылки на длительность рассмотрения заявления, указания должностных лиц о необходимости совершения истцом действий, связанных с предоставлением земельного участка и последующий отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, которые имели место быть и на момент обращения истца с заявлением в орган местного самоуправления, сами по себе не определяют обжалуемый отказ незаконным. В данном случае юридически значимыми и подлежащими оценке судом, являются основания непринятия решения о предоставлении земельного участка с испрашиваемым назначением.
Земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса).
Виды разрешенного использования указываются в соответствии с п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительных регламентах, утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Кроме того, в соответствии с градостроительными регламентами земельные участки могут быть отнесены к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, рекреационным и иным территориальным зонам (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса).
Как указывает представитель Администрации НГО, испрашиваемый земельный участок обременен находящимися коммуникациями (водопровод, канализация), отведен для строительства ФОКа согласно плану генеральной застройки города.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и не являются основанием для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Невьянского городского суда Свердловской области от 24.08.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
ИГНАТЬЕВ В.П.

Судьи
КОЗЛОВ О.А.
ЗАЙЦЕВА В.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)