Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-24232/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N А55-24232/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Краснов И.А., доверенность от 08 апреля 2013 г.;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Крайнова О.А., доверенность от 10 сентября 2012 г. N Д05-01/2324;
- от третьих лиц:
- от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
- от администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2012 г. по делу N А55-24232/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Никерова Геннадия Васильевича, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Никеров Геннадий Васильевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным отказа от 27 декабря 2011 г. N СПИ-9/3967-0-5 о выборе земельного участка, утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Советский район, в районе д. 17 А по ул. Запорожской, под строительство реконструируемого здания магазина и обязании по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исправления допущенных недоработок и представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области акт о выборе земельного участка для строительства и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, с полным пакетом документов из соответствующих государственных служб, согласно Регламенту взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, по выбору земельного участка, расположенного в районе пересечения улицы Георгия Димитрова/Московское шоссе в Кировском районе города Самары под строительство магазина товаров первой необходимости в двадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2012 г. заявленные требования удовлетворены. Отказ департамента от 27 декабря 2011 г. N СПИ-9/3967-0-5 признан недействительным. На департамент возложена обязанность в двадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка для строительства реконструируемого здания магазина по адресу: г. Самара, в районе дома N 17А по улице Запорожской в Советском районе и оформления результатов выбора земельного участка в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что департаментом не представлено доказательств нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка в границах дворовой территории.
Департаментом не представлены доказательства исполнения возложенных законом обязанностей по оформлению акта о выборе земельного участка для строительства и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане либо доказательства невозможности такого рассмотрения в установленные сроки.
В материалы дела не представлены доказательства информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ не содержат положений, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений по обеспечению выбора земельного участка органом местного самоуправления.
Ввиду того, что рассматриваемые правоотношения регулируются земельным и градостроительным законодательством, то в данном случае могут быть применены по аналогии нормы, установленные вышеперечисленным законодательством.
Департаментом для приобщения к материалам дела были предоставлены выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, свидетельствующие о нахождении испрашиваемого земельного участка во дворах многоквартирных жилых домов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 введены в действие СанПиН 2.1.2.2645-10, согласно которым на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, производственные объекты, а также автостоянки. Следовательно, схему расположения земельного участка утвердить невозможно, а также невозможно оформить и акт о выборе земельного участка.
Доказательств несоответствия обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В силу ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 03 апреля 2013 г. до 15 час. 30 мин. 10 апреля 2013 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12 ноября 2008 г. заявитель обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - министерство) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил обеспечить выбор земельного участка площадью 399 кв. м для строительства реконструируемого здания магазина по адресу: г. Самара, ул. Запорожская, д. 17 А в Советском районе.
Указанное заявление министерством было направлено в адрес заинтересованного лица для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 27 декабря 2011 г. департамент отказал в организации работы по выбору земельного участка, сославшись на расположение испрашиваемого земельного участка в границах дворовой территории и на п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (л.д. 12).
О данном отказе департамента заявитель узнал при рассмотрении дела N А55-15383/2012, в рамках которого оспаривалось бездействие департамента, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по заявлению от 12 ноября 2008 г. о выборе земельного участка, утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке 399 кв. м, расположенном по адресу: в районе д. N 17А по ул. Запорожской Советского района города Самары, под строительство реконструируемого здания магазина.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2012 г. по делу N А55-15383/2012 в удовлетворении указанных требований отказано, поскольку имеется отказ департамента от 27 декабря 2011 г. N СПИ-9/3967-0-5.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 30 ЗК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 5 ст. 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Согласно пунктам 3.5 и 3.6 Регламента уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Уполномоченный орган информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 17 декабря 2010 г. N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности" к компетенции департамента отнесены вопросы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, а также по обеспечению выбора земельных участков, формируемых с предварительным согласованием мест размещения объектов.
То есть заинтересованное лицо является органом, уполномоченным обеспечить выбор земельных участков, формируемых с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Основания для отказа в утверждении Схемы расположения земельного участка перечислены в ст. 4 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
В частности, основаниями для отказа в утверждении Схемы являются: 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов; 3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам; 4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием; 5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам; 6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; 7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае департамент не представил доказательств правомерности отказа в выборе земельного участка для строительства.
Довод департамента о том, что испрашиваемый заявителем для строительства земельный участок находится в границах дворовой территории, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку не подтвержден надлежащими доказательствами. Представленная департаментом выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара не может являться таким доказательством и не свидетельствует о нахождении испрашиваемого земельного участка во дворах многоквартирных жилых домов. Более того, исходя из смысла ст. 31 ЗК РФ, выбор земельного участка для строительства осуществляется путем определения нескольких вариантов размещения объекта, чего в рассматриваемом случае заинтересованным лицом сделано не было.
Ссылка заинтересованного лица на п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 также не может быть принята во внимание, поскольку в материалы дела не представлено доказательств нахождения испрашиваемого под строительство земельного участка во дворе жилых домов.
Таким образом, заинтересованным лицом не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная указанными нормами права, а именно: не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков; не утверждены схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; не оформлен акт о выборе земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным отказ департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27 декабря 2011 г. N СПИ-9/3967-0-5 и, руководствуясь ч. 4 ст. 201 АПК РФ, обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка для строительства.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2012 г. по делу N А55-24232/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)