Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2008 ПО ДЕЛУ N А12-4497/08-С6

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2008 г. по делу N А12-4497/08-С6


Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
без участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паламарчук И.В. на решение арбитражного суда Волгоградской области от "21" мая 2008 года по делу N А12-4497/08-С6, принятое судьей Наумовой М.Ю.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Паламарчук И.В., п. Киляковка Среднеахтубинского района Волгоградской области,
к администрации Волгограда, Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
третье лицо: Комитет по градостроительству архитектуре Волгограда, г. Волгоград,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

установил:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2008 года отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Паламарчук И.В. (далее - ИП Паламарчук И.В., Предприниматель) о признании незаконным отказа администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, изложенного в письмах Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 13.12.2007 г. N 16094, от 17.03.2008 г. N 2669, в предоставлении Предпринимателю в аренду земельного участка площадью 3328 кв. м, расположенного по проспекту В.И. Ленина, 120д, в Тракторозаводском районе г. Волгограда (учетный N 1-79-16) для строительства автомобильной газозаправочной станции (кадастровый N 34:34:01 00 49:0019); об обязании администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда устранить допущенные нарушения и в двухнедельный срок со дня принятия решения арбитражным судом предоставить Предпринимателю в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 3328 кв. м, расположенный по проспекту В.И. Ленина, 120д, в Тракторозаводском районе г. Волгограда (учетный N 1-79-16) для строительства автомобильной газозаправочной станции (кадастровый N 34:34:01 00 49:0019).
Предприниматель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на предоставление всех документов, необходимых для предоставления спорного земельного участка в аренду.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Администрация Волгограда, Комитет земельных ресурсов письменных пояснений по делу, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с ч. ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей заявителя апелляционной жалобы, администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по градостроительству архитектуре Волгограда, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении копий судебных актов N 95023, 94999, 95000. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

05.12.2007 г. Предприниматель обратился в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о рассмотрении пакета документов для размещения автомобильной газозаправочной станции по пр. Ленина, северо-восточнее незавершенного строительством путепровода в Тракторозаводском районе г. Волгограда (т. 1 д. д. 15).
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в письмах от 13.12.2007 г. N 16094, от 17.03.2008 г. N 2669 сообщил, что Предпринимателю необходимо представить заключение комитета по градостроительству и архитектуре о возможности размещения автомобильной газозаправочной станции по пр. Ленина в Тракторозаводском районе Волгограда (учетный N 1-79-16) с указанием соответствия размещения объекта функциональной зоне на основании нового Генерального плана. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда указал, что после представления указанного заключения будет рассмотрен вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 127,128).
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд Волгоградской области с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что письма Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 13.12.2007 г. N 16094, от 17.03.2008 г. N 2669 не являются отказом в предоставлении спорного земельного участка, поскольку предпринимателю предложено представить недостающие документы, наличие которых необходимо при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в аренду.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными, основанными на нормах материального права и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
На основании п. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что предоставление земельного участка осуществляется посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, при обращении с соответствующим заявлением и представлением кадастровой карты (плана) земельного участка, на основании чего органы, указанные ст. 29 ЗК РФ, предоставляют земельный участок или отказывают в его предоставлении.
В соответствии со ст. ст. 11, 29 ЗК РФ, п. 5 ст. 39 Устава Волгограда органом, осуществляющим предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, является администрация Волгограда.
Из существа заявленных Предпринимателем требований следует, что им оспаривается отказ администрации Волгограда в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Между тем администрацией Волгограда, как уполномоченным органом применительно к ст. 29 ЗК РФ, соответствующее решение, предусмотренное п. 2 ст. 32 ЗК РФ, не принималось. В предоставлении в аренду Предпринимателю испрашиваемого земельного участка администрацией Волгограда не отказывалось. В связи с этим требования Предпринимателя к администрации Волгограда о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, не могут быть удовлетворены ввиду фактического отсутствия такового.
По мнению заявителя, отказ в предоставлении земельного участка содержится в письмах от 13.12.2007 г. N 16094, от 17.03.2008 г. N 2669. Однако из содержания данных документов усматривается, что Комитетом земельных ресурсов предложено Предпринимателю представить заключение Комитета по градостроительству и архитектуре о возможности размещения автомобильной газозаправочной станции на испрашиваемом земельном участке с указанием соответствия размещения объекта функциональной зоне.
Суд первой инстанции обоснованно не расценил письма Комитета земельных ресурсов как отказ в предоставлении спорного земельного участка.
Комитет земельных ресурсов в силу указанных выше нормативных положений, органом, уполномоченным предоставлять земельный участок в аренду, а равно отказывать в его предоставлении, не является.

В силу п. 1 постановления администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 "О делегировании прав ведения арендных отношений по земле в Волгограде" Комитет земельных ресурсов наделен лишь правом от лица администрации Волгограда выступать арендодателем земельных участков на территории Волгограда для различных целей, а также выступать администратором арендных платежей за землю, представлять интересы по вопросам земельных правоотношений в судебных органах.
Таким образом, Комитетом земельных ресурсов указано Предпринимателю на наличие обстоятельств, препятствующих принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду, после устранения которых уполномоченным органом будет разрешен вопрос о предоставлении земельного участка. Указанное свидетельствует о необоснованности довода предпринимателя о нарушении его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, изложенного в письмах Комитета земельных ресурсов от 13.12.2007 г. N 16094, от 17.03.2008 г. N 2669, а также об обязании принять такое решение.
В обоснование правовой позиции по делу заявителем апелляционной жалобы представлена копия письма Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 26.06.2008 г. N 8670, из которого следует, что Комитетом земельных ресурсов подготовлен проект постановления "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 1-79-16) для строительства объекта индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу".
По мнению Предпринимателя, данное письмо подтверждает фактическое принятие решения об отказе в представлении земельного участка. Между тем суду апелляционной инстанции не представлены доказательства принятия администрацией Волгограда, как органом, указанным ст. 29 ЗК РФ, в установленном законом порядке решения об отказе в предоставлении земельного участка. Поэтому ссылка на подготовленный проект постановления об отказе в предоставлении земельного участка правового значения не имеет. При этом оспаривание постановления "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 1-79-16) для строительства объекта индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу" в случае его принятия администрацией Волгограда может являться предметом самостоятельных исковых требований. Проверка законности и обоснованности постановления "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 1-79-16) для строительства объекта индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу" предметом судебного рассмотрения по настоящему делу не является.
Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "21" мая 2008 года по делу N А12-4497/08-С6 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)