Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А52-486/2013

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А52-486/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от истца Балюковой Н.С. по доверенности от 18.12.2012 N 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 апреля 2013 года по делу N А52-486/2013 (судья Лебедев А.А.),

установил:

открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" (ОГРН 1026000964329, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 08.04.2013, к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки (ОГРН 1026000903136, далее - Комитет) об урегулировании разногласий при заключении договоров купли-продажи земельных участков от 27.12.2012 в части принятия пункта 1.2 договоров в отношении расчета выкупной стоимости земельного участка в редакции Общества, а именно:
- земельного участка с кадастровым номером 60:25:0031001:20, площадью 53 кв. м с месторасположением: Псковская область, город Великие Луки, улица Кольская;
- земельного участка с кадастровым номером 60:25:0020902:20, площадью 97 кв. м с месторасположением: Псковская область, город Великие Луки, улица Ставского;
- земельного участка с кадастровым номером 60:25:0030210:13, площадью 96 кв. м с месторасположением: Псковская область, город Великие Луки, улица Холмская;
- земельного участка с кадастровым номером 60:25:0060316:1, площадью 87 кв. м с месторасположением: Псковская область, город Великие Луки, улица Чапаева.
Решением суда от 22 апреля 2013 года пункт 1.2 договоров купли-продажи земельных участков от 27.12.2012, заключаемых Обществом и Комитетом, принят в редакции Общества, а именно:
- по земельному участку с кадастровым номером 60:25:0031001:20, площадью 53 кв. м по адресу: Псковская область, город Великие Луки, улица Кольская, в следующей редакции: "На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., цена земельного участка составляет 282 руб. 23 коп. (двести восемьдесят два рубля 23 коп.). Расчет произведен по формуле: два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка: (2,5% x 11289 руб.) = 282 руб. 23 коп., НДС не облагается";
- по земельному участку с кадастровым номером 60:25:0020902:20, площадью 97 кв. м по адресу: Псковская область, город Великие Луки, улица Ставского: "На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., цена земельного участка составляет 516 руб. 53 коп. (пятьсот шестнадцать рублей 53 коп.). Расчет произведен по формуле: два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка: (2,5% x 20661 руб.) = 516 руб. 53 коп., НДС не облагается";
- по земельному участку с кадастровым номером 60:25:0030210:13, площадью 96 кв. м по адресу: Псковская область, город Великие Луки, улица Холмская: "На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., цена земельного участка составляет 511 руб. 20 коп. (пятьсот одиннадцать рублей 20 коп.). Расчет произведен по формуле: два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка: (2,5% x 20448 руб.) = 511 руб. 20 коп., НДС не облагается";
- по земельному участку с кадастровым номером 60:25:0060316:1, площадью 87 кв. м по адресу: Псковская область, город Великие Луки, улица Чапаева: "На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., цена земельного участка составляет 463 руб. 28 коп. (четыреста шестьдесят три рубля 28 коп.). Расчет произведен по формуле: два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка: (2,5% x 18531 руб.) = 463 руб. 28 коп., НДС не облагается".
Кроме того, с Комитета в пользу Общества взыскано 16 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалобу мотивирует тем, что договоры купли-продажи сторонами не заключены. Полагает, что цена договора не может быть определена с учетом требований пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), то есть в размере 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку соответствующий договор должен быть заключен до 01.07.2012. Считает, что поскольку в заявлении истца от 22.06.2012 N ЮШ-22/2607 о приобретении в собственность находящихся у него в безвозмездном пользовании земельных участков не указана цена земельного участка, данное заявление нельзя рассматривать в качестве оферты на заключение договора.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в ней, не согласились, просят обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав представителя Общества, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом приватизации производственного объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" от 01.12.1993 Общество выкупило находящиеся в государственной собственности четыре здания газорегуляторных пунктов (ГРП-8, ГРП-7, ГРП-10, ГРП-15), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.08.2011 (листы 49 - 52).
Указанные газорегуляторные пункты расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 60:25:0030210:13, 60:25:0020902:20, 60:25:0031001:20 и 60:25:0060316:1 соответственно.
Названные земельные участки предоставлены Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования (свидетельство от 20.05.1993).
Общество обратилось в администрацию города Великие Луки с заявлением от 22.06.2012 N ЮШ-22/2607 о приобретении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 60:25:0030210:13, 60:25:0020902:20, 60:25:0031001:20, 60:25:0060316:1.
На основании постановлений администрации города Великие Луки от 05.09.2012 N 2441 "О продаже открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" земельного участка по ул. Холмской, с кадастровыми номерами 60:25:0030210:13", N 2442 "О продаже открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" земельного участка по ул. Кольской, с кадастровым номером 60:25:0031001:20", N 2443 "О продаже открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" земельного участка по ул. Ставского, с кадастровым номером 60:25:0020902:20" и N 2444 "О продаже открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" земельного участка по ул. Чапаева, с кадастровым номером 60:25:0060316:1" Комитет подготовил и направил Обществу 07.09.2012 (исх. N 3010) проекты договоров купли-продажи земельных участков, установив пунктом 1.2 договоров цену продажи участков в размере их кадастровой стоимости.
Считая, что условия договоров купли-продажи земельных участков в части выкупной цены противоречат требованиям пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, Общество направило Комитету письма с предложением определить цену земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
29.12.2012 Общество направило в адрес заместителя Главы администрации города Великие Луки проекты договоров купли-продажи земельных участков с приложением протокола разногласий к каждому из них.
По результатам рассмотрения разногласий предложения Общества отклонены, о чем ему сообщено письмом от 20.02.2013 N 678.
Урегулирование разногласий в отношении расчета выкупной стоимости земельных участков явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны вправе определить условия заключаемого ими договора по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" суд правильно указал на то, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся, в том числе, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Псковской области от 05.06.2008 N 767-ОЗ (в редакции Закона Псковской области от 01.04.2010 N 967-оз) "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений на территории Псковской области" цена, по которой осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Псковской области определена в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Судом первой инстанции установлено, что Общество приобрело в собственность здания, расположенные на испрашиваемых земельных участках, следовательно, относится к числу лиц, имеющих право на их приобретение по цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда об определении выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Как видно из дела, в подтверждение факта принадлежности на праве собственности объектов недвижимости и правомерности формирования границ испрашиваемых земельных участков, на котором расположены эти объекты, Общество представило в уполномоченный орган соответствующие свидетельства о государственной регистрации права и кадастровые паспорта земельных участков (письмо от 22.06.2012 N ЮШ-22/2607).
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ГК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Как установлено судом, истец обратился за выкупом земельных участков с заявлением от 22.06.2012 N ЮШ-22/2607, полученным ответчиком 27.06.2012. Данный факт последним не оспаривается.
Таким образом, данное заявление следует считать поданным в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ, в связи с чем, выкупная цена земельных участков должна быть определена в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи указанного заявления.
Доводы подателя жалобы о незаключенности договоров купли-продажи ввиду пропуска на обращение в суд, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Как видно из дела, переписка между сторонами по заключению договоров продолжалась до 20.02.2013, и согласно письму ответчика от 20.02.2013 N 678 предоставленные истцом протоколы разногласий им рассмотрены и отклонены.
Из системного анализа статьи 445 ГК РФ исходя из принципа равенства участников гражданских правоотношений следует, что по общему правилу при заключении договора по оферте обязанной стороны возникшие при заключении договора разногласия должны быть переданы контрагентом обязанной стороны на рассмотрение арбитражного суда в течение тридцати дней со дня получения соответствующего извещения об отклонении протокола разногласий или истечения срока, предоставленного для рассмотрения такого протокола. В тех случаях, когда заинтересованная сторона обратилась с иском по истечении установленного срока для передачи протокола разногласий в суд, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу.
Поскольку истец обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий 25.02.2013, суд сделал верный вывод о том, что тридцатидневный срок передачи протокола разногласий на рассмотрение арбитражного суда истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции обоснованно была принята редакция истца пункта 1.2 договоров купли-продажи земельных участков.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
Доводы подателя жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 22 апреля 2013 года по делу N А52-486/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки - без удовлетворения.

Председательствующий
О.К.ЕЛАГИНА

Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
И.Н.МОИСЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)