Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-8846/2011

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. по делу N 33-8846/2011


Судья: Детко Н.Н.
Докладчик: Трофимова Т.М.

Суд кассационной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галаевой Л.Н.
судей Трофимовой Т.М., Ким С.Н.
с участием прокурора Козловой М.А.
при секретаре Ц.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 29 ноября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе администрации Куйбышевского района Новосибирской области на решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 21 октября 2011 года, которым постановлено иск Куйбышевского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать не соответствующими требованиям ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ незаконными действия Администрации Куйбышевского района по возложению на граждан дополнительной обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка для индивидуального строительства при обращении о предоставлении такого земельного участка.
В удовлетворении остальной части иска Куйбышевскому межрайонному прокурору отказать.
Опубликовать решение суда в средствах массовой информации, распространяемых на территории г. Куйбышева и Куйбышевского района Новосибирской области.
Взыскать с Администрации Куйбышевского района Новосибирской области госпошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Трофимовой Т.М., заключение прокурора Козловой М.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, суд кассационной инстанции

установил:

Куйбышевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением признании незаконными действий Администрации Куйбышевского района Новосибирской области по возложению на граждан дополнительных обязанностей.
В обоснование указал, что в результате осуществления прокурорского надзора в сфере соблюдения земельного законодательства при предоставлении земельных участков гражданам, Куйбышевской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией Куйбышевского района нарушается установленный ст. 30 Земельного кодекса РФ порядок предоставления гражданам земельных участков.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ приему заявлений от граждан о предоставлении им земельных участков должно предшествовать формирование земельного участка на местности (межевание), постановка его на кадастровый учет и размещении публикации о его предоставлении. Данные действия должны быть выполнены органами местного самоуправления.
Ст. 30.1 Земельного кодекса РФ установлены сроки предоставления земельного участка: 2 недели для принятия решения о проведении аукциона, 1 месяц со дня публикации до приема заявок.
Однако, при обращении граждан в администрацию Куйбышевского района с заявлением о получении земельного участка в собственность или аренду, администрацией гражданину предлагается провести межевание имеющегося свободного земельного участка, согласовать его границы и поставить его на кадастровый учет от имени администрации муниципального образования Куйбышевского района, но за счет сил и средств обратившегося гражданина.
Для этих целей администрация Куйбышевского района выдает гражданам доверенности на совершение необходимых действий по формированию земельных участков.
После формирования земельного участка в средствах массовой информации размещается публикация о проведении торгов или приема заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов и гражданин вновь должен обратиться с заявлением о предоставлении участка. Именно с этого момента считаются установленные ст. 30.1 Земельного кодекса РФ сроки.
Таким образом, установленный администрацией Куйбышевского района порядок, согласно которому до подачи заявления о предоставлении земельного участка гражданин должен совершить действия по формированию испрашиваемого участка и постановки его на кадастровый учет, нарушает права граждан на приобретение земельного участка в собственность или аренду в установленном ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ порядке, и возлагает на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Указывает, что в соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, закрепленном ст. 30 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления не вправе налагать на юридических и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Кроме того, для исполнения расходных обязательств местного самоуправления, в соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, предназначен бюджет муниципального образования; использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для использования расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Конкретный круг лиц, интересы которых нарушаются в результате введения незаконной практики возложения администрацией муниципального образования Куйбышевского района на граждан дополнительной обязанности по формированию, постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, не может быть точно определен ввиду его нестабильности.
Просил признать не соответствующими ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ и незаконными действия администрации Куйбышевского района, выражающиеся в возложении на граждан при обращении о предоставлении земельного участка дополнительной обязанности по формированию испрашиваемого участка; обязать администрацию Куйбышевского района прекратить возложение на граждан не предусмотренной законом обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна администрация Куйбышевского района Новосибирской области, в кассационной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.
Полагает, что заявление удовлетворено необоснованно. Указывает, что вывод суда о том, что администрация Куйбышевского района Новосибирской области возлагала на граждан дополнительную обязанность по формированию испрашиваемого земельного участка для индивидуального строительства при обращении о предоставлении такого земельного участка, сделан с нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела, поскольку правовые акты, которыми была бы возложена такая обязанность отсутствуют.
Указывает также, что с кассатора необоснованно взыскана государственная пошлина, поскольку он в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден он ее уплаты.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. ч. 1, 4, 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектовое предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На основании ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Постанавливая решение, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, с учетом положений указанных норм права, пришел к правильному выводу о том, что действия администрации Куйбышевского района по возложению на граждан дополнительной обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка для индивидуального строительства при обращении о предоставлении такого земельного участка не соответствуют ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, в силу чего и их следует признать незаконными.
Противоречат материалам дела и установленным в судебном заседании обстоятельствам доводы кассационной жалобы о том, что правовые акты, в соответствие с которыми администрация Куйбышевского района Новосибирской области возлагала на граждан дополнительную обязанность по формированию испрашиваемого земельного участка для индивидуального строительства при обращении о предоставлении такого земельного участка, отсутствуют.
Так, в судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов Куйбышевского, района от 18.01.2011 г. N 6 утвержден Порядок рассмотрения заявлений о бесплатном однократном предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Куйбышевского района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, имеющих льготы в соответствии с законодательством Новосибирской области (л.д. 9).
Согласно п. 5 указанного Порядка рассмотрения заявлений, все расходы, связанные с формированием земельного участка и оформлением правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на него, несет гражданин, которому предоставляется такой земельный участок в собственность (л.д. 10).
Из книги учета доверенностей видно, что Администрацией Куйбышевского района выдавались гражданам доверенности на право представления интересов Администрации Куйбышевского района в МУП "Геострой", ОГУП "Техцентр НСО", ООО "Техцентр", выполнение всех действий и формальностей, связанных с оформлением документации о постановке на Государственный кадастровый учет земельного участка (л.д. 12 - 15).
Указанные обстоятельства также подтвердили свидетели К., Б.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал, что установленный администрацией Куйбышевского района порядок, по которому граждане должны совершать действия по формированию испрашиваемого земельного участка и постановки его на кадастровый учет до подачи заявления о предоставлении земельного участка, нарушает права граждан на приобретение земельного участка в собственность или аренду, противоречит порядку, установленному ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ,
Кроме того, как правильно указал суд в решении, указанный порядок возлагает на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, поскольку бремя расходов, связанных с формированием земельного участка и оформлением правоустанавливающих документов на него, в силу ст. 210 ГК РФ, ст. 30 Бюджетного кодекса РФ должна нести администрация Куйбышевского района.
При этом, суд первой инстанции, правомерно посчитал, что требования прокурора - обязать администрацию Куйбышевского района прекратить возложение на граждан не предусмотренной законом обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка, удовлетворению не подлежат, поскольку данные требования направлены на пресечение действий администрации района, которые еще не совершены.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с доводами администрации Куйбышевского района в кассационной жалобе о том, что судом неправомерно взыскана государственная пошлина с администрации в размере 200 рублей.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствие с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, администрация Куйбышевского района Новосибирской области как орган местного самоуправления освобожден от уплаты госпошлины. Поэтому возложение на администрацию обязанности по уплате государственной пошлины нельзя признать обоснованным, подлежит исключению из резолютивной части решения суда указание о взыскании с администрации Куйбышевского района Новосибирской области госпошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, суд кассационной инстанции
определил:

Решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 21 октября 2011 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения указание о взыскании с администрации Куйбышевского района Новосибирской области государственной пошлины в доход государства в размере 200 руб.
Кассационную жалобу администрации Куйбышевского района Новосибирской области удовлетворить частично.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)