Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2013 ПО ДЕЛУ N А46-9434/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. по делу N А46-9434/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9910/2013) общества с ограниченной ответственностью "Офис-центр"
на решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2013 по делу N А46-9434/2013 (судья Глазков О.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Офис-центр" (ИНН 5504236090, ОГРН 1125543060785)
к Министерству имущественных отношений Омской области
о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Омской области, выразившемся в нарушении порядка рассмотрения заявления ООО "Офис-центр" о выборе земельного участка, находящегося в собственности Омской области, из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100910:39, а также об обязании Министерства имущественных отношений Омской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Офис-центр", направив обращение об обеспечении выбора земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления Омской области по месту нахождения испрашиваемого земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Офис-центр" - Кононенко Яна Станиславовна (паспорт, по договору возмездного оказания услуг б/н от 12.12.2012);
- от Министерства имущественных отношений Омской области - Рейтер Мария Александровна (удостоверение, по доверенности N 03/4825 от 17.05.2013 сроком действия по 31.12.2013)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Офис-центр" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Офис-центр") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Минимущество Омской области) о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Омской области, выразившемся в нарушении порядка рассмотрения заявления ООО "Офис-центр" о выборе земельного участка, находящегося в собственности Омской области, из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100910:39, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Лукашевича, д. 2 б, и предварительном согласовании места размещения объекта (административные здания и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон): не выполнения обязанности по направлению обращения об обеспечении выбора земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления Омской области по месту нахождения испрашиваемого земельного участка, а также об обязании Министерства имущественных отношений Омской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Офис-центр", направив обращение об обеспечении выбора земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления Омской области по месту нахождения испрашиваемого земельного участка.
Решением от 16.09.2013 по делу N А46-9434/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку испрашиваемый обществом для строительства земельный участок (площадь 2750 кв. м) фактически сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 55:36:100910:39, что исключает возможность его предоставления с применением процедуры согласования размещения объекта.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что пунктом 8 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области" на Министерство имущественных отношений возложена обязанность в течение семи дней, на основании полученного заявления направить обращение об обеспечении выбора земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления Омской области по месту нахождения испрашиваемого земельного участка, а также получить от этого органа оформленный в установленном порядке акт о выборе земельного участка для строительства, согласованный с органами государственного надзора, органами местного самоуправления и муниципальными организациями, с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с утвержденным Регламентом Общество обратилось в Минимущесгво с заявлением, приложив необходимый пакет документов. Минимущесгво, в свою очередь, на основании полученного заявления Общества, должно было в течение семи дней направить в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обращение об обеспечении выбора земельного участка. Совершение каких-либо иных действий (в том числе и отправка писем, сообщений Заявителю) на данном этапе Регламентом не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
29.04.2013 ООО "Офис-центр" обратилось в Минимущество Омской области с заявлением о выборе земельного участка, находящегося в собственности Омской области и предварительном согласовании места размещения объекта, просив обеспечить выбор земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области с кадастровым номером 55:36:100910:39, расположенного по адресу (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 2б, и предварительно согласовать место размещения объекта с назначением - административные здания и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон. Предполагаемое место размещения объекта в 25 м юго-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, КАО, ул. Дианова, д. 1, примерный размер 2750 кв. м, испрашиваемое право - аренда.
В ответ на указанное обращение Минимущество Омской области письмом от 07.05.2013 N 08/4523 сообщило обществу о том, что предоставление земельных участков, находящихся в собственности Омской области, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-н "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области" (далее по тексту - постановление N 75-п). Постановлением N 75-п предусмотрено, что земельные участки для строительства административных зданий и офисов предоставляются исключительно с аукциона. Учитывая изложенное, осуществление в отношении указанного земельного участка выбора для строительства административного здания и офисов иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон противоречит нормам областного законодательства. Кроме того, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, земельный участок может быть предоставлен с аукциона, в случае если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). В отношении испрашиваемого земельного участка установлен вид разрешенного использования для строительства торгового комплекса, документация, необходимая для проведения аукциона отсутствует, в связи с чем Минимущество не намерено проводить аукцион.
Полагая, что Минимуществом Омской области допущено бездействие, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения заявления ООО "Офис-центр" о выборе указанного выше земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а именно не выполнения обязанности по направлению обращения об обеспечении выбора земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления Омской области по месту нахождения испрашиваемого земельного участка, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Офис-центр" обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванными требованиями.
Решением от 16.09.2013 по делу N А46-9434/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26 Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов.
Учитывая, что в рассматриваемом случае правообладателем испрашиваемого земельного участка является Омская область, правомочием на распоряжение указанным земельным участком, в том числе на представление данного участка под строительство обладает Министерство имущественных отношений Омской области.
В пункте 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения закон содержит четкое правило о его предоставлении исключительно на торгах в порядке статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает следующий порядок: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, то есть путем проведения торгов (конкурсов, аукциона).
Как следует из материалов дела в рассматриваемом случае ООО "Офис-центр" обратилось в Минимущество Омской области с заявлением о выборе земельного участка, находящегося в собственности Омской области и предварительном согласовании места размещения объекта, просив обеспечить выбор земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области с кадастровым номером 55:36:100910:39, расположенного по адресу (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 2б, и предварительно согласовать место размещения объекта с назначением - административные здания и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон.
Поскольку Обществом испрашивался для строительства земельный участок в отношении которого уже были проведены кадастровые работы, и таковой был поставлен на кадастровый учет, постольку у Министерства отсутствовали основания для рассмотрения заявления Общества в порядке, предусмотренном для целей предоставления земельного участка с предварительным согласование места размещения объекта строительства. Таким образом, ссылка подателя жалобы на Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п, представляется апелляционному суду несостоятельной, в силу отсутствия оснований для применения положений такового.
Более того, пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства.
Данным порядком установлен перечень объектов, для строительства которых земельные участки предоставляются исключительно на торгах. К указанной категории относятся земельные участки, предоставляемые для строительства административных зданий и офисов коммерческих организаций.
Таким образом, установленные Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п ограничения в силу пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации должны учитываться при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц.
Таким образом, принимая во внимания положения пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также установленный Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п в силу пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации перечень объектов, для строительства которых земельные участки предоставляются исключительно на торгах, учитывая, что испрашиваемый обществом для строительства земельный участок (площадь 2750 кв. м) фактически сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 55:36:100910:39 (площадь 2762 кв. м), суд первой инстанции правомерно указал, что Министерства имущества Омской области отсутствовали основания для рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном для целей предоставления земельного участка с предварительным согласование места размещения объекта строительства.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 3 от 15.10.2013 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., то есть в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Офис-центр" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2013 по делу N А46-9434/2013 - без изменения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Офис-центр" (ИНН 5504236090, ОГРН 1125543060785) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченных при подаче апелляционной жалобы пл. поручением N 3 от 15.10.2013 г. в излишнем размере.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)