Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 ПО ДЕЛУ N А79-9182/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. по делу N А79-9182/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом", г. Цивильск Чувашской Республики, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.11.2012 по делу N А79-9182/2012,
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары, к обществу с ограниченной ответственностью "Мой Дом", г. Цивильск Чувашской Республики, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике", г. Чебоксары, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 УФСИН России по Чувашской Республике", г. Цивильск Чувашской Республики, о взыскании 1 035 330 руб. 01 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - истец, Росприроднадзор по Чувашской Республике) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мой Дом" (далее - ответчик, ООО "Мой Дом") о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в сумме 2175 руб. 94 коп. за 3 квартал 2010 года, 2175 руб. 94 коп. за 4 квартал 2010 года, 243 678 руб. 05 коп. за 1 квартал 2011 года, 243 678 руб. 05 коп. за 2 квартал 2011 года, 193 339 руб. 79 коп. за 3 квартал 2011 года, 174 462 руб. 94 коп. за 4 квартал 2012 года, 175 819 руб. 30 коп. за 1 квартал 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, арбитражным судом привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике" (далее - ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике"), Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 УФСИН России по Чувашской Республике" (далее - ФКУ "Исправительная колония N 9").
Решением от 21.11.2012 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленные исковые требования. Кроме того, взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 23 353 руб. 33 коп.
ООО "Мой Дом", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Ссылаясь на неверное толкование судом статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 604-ст, и неприменение подлежащих применению статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заявитель жалобы полагает неверным вывод суда о наличии заключенного между администрацией Цивильского района и ответчиком договора аренды объектов для размещения отходов. По утверждению заявителя, представленная истцом в материалы дела копия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.03.2011, в отношении которого было подписано соглашение N 4 о расторжении от 21.06.2012, свидетельствует о том, что по указанному договору ответчику были предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства. Доказательств того, что ответчику был предоставлен объект для размещения отходов, в материалах дела не имеется.
В дополнении к апелляционной жалобе ООО "Мой Дом" пояснило, что не является собственником вывозимых им отходов, в связи с этим считает неправомерным возложение на него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Мой Дом" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042137002820. Обществу Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 11.03.2009 выдана лицензия N ОТ-44-000588 (21) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на срок до 11.03.2014.
Материалами дела установлено и заявителем не оспаривается, что в период с 2010 по 2012 годы ООО "Мой Дом" в рамках заключенных договоров с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике" и ФКУ "Исправительная колония N 9" оказывало последним услуги по размещению твердых бытовых отходов на санкционированной свалке ТБО, расположенной по адресу: пос. Булдеевское Цивильского района Чувашской Республики.
Направленное Росприроднадзором по Чувашской Республике в адрес ответчика требование от 25.06.2012 N 42-2012 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 1 035 330 руб. 01 коп. оставлено без удовлетворения, что явилось основанием истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, содержащимся в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Минприроды Российской Федерации, согласованных Минфином Российской Федерации и Минэкономики Российской Федерации. Данные указания разработаны в соответствии с вышеуказанным Порядком.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих воздействие на окружающую природную среду, в том числе, размещение отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) установлено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.
Согласно Временным правилам охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, под временным накоплением отходов на промплощадке понимается хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, основным видом деятельности ответчика является сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов.
В период с 2010 по 2012 годы ООО "Мой Дом" осуществляло деятельность по размещению твердых бытовых отходов, принадлежащих третьим лицам на санкционированной свалке ТБО, расположенной по адресу: пос. Булдеевское Цивильского района Чувашской Республики. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Мой Дом" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Расчет предъявленной к взысканию платы судом первой инстанции проверен и правомерно признан обоснованным. Доказательства уплаты задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 035 330 руб. 01 коп. в материалы дела не представлены.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он не должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку собственниками отходов являются заказчики по договорам на оказание услуг по размещению отходов, является несостоятельным. Вышеназванные лица не являются субъектами отношений в сфере обращения с отходами, сбор и размещение твердых бытовых отходов осуществляло именно ООО "Мой Дом", поэтому именно оно и должно нести обязанность по внесению платы за негативное воздействие.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.11.2012 по делу N А79-9182/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом", г. Цивильск Чувашской Республики, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)