Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2013 по делу N А47-324/2013 (судья Калитанова Т.В.).
Администрация муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным содержащегося в сообщении от 11.01.2013 N 24/010/2012-425 отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет, в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:0607001, с кадастровым номером 56:24:0607001:27, за Администрацией; обязании Управления осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок (с учетом уточнения заявителем предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л. д. 36).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.04.2013 (резолютивная часть объявлена 18.04.2013) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал следующее.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также на то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и является сельскохозяйственными угодьями, податель жалобы указывает на недопустимость размещения на таком земельном участке объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе, на недопустимость использования его для целей складирования и хранения твердых бытовых отходов без перевода земельного участка в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кроме того, ссылаясь на пункт 2 статьи 11 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", податель жалобы указывает на отсутствие в материалах дела сведений о согласовании действий по управлению и распоряжению спорным земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Управление считает, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложение N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год" не могут быть применены при рассмотрении настоящего спора, так как изданы для целей государственной кадастровой оценки земель.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрацией в материалы дела представлены следующие документы: постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 24.08.2012 N 639-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" (л. д. 13); акт обследования и выбора земельного участка от 25.07.2008 (л. д. 17); постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 19.12.2011 N 940-п "О предварительном согласовании места для размещения свалки твердых бытовых отходов, утверждении акта обследования, выбора и схемы расположения земельного участка" (л. д. 14); кадастровый паспорт земельного участка от 30.03.2012 N 56/11-45405 (л. д. 11).
Из указанных документов следует, что комиссия в составе должностных лиц Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области и заявителя произвела в натуре выбор земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка Пономаревского района Оренбургской области, о чем составлен акт обследования и выбора земельного участка от 25.07.2008. В данном акте указано, что комиссия считает возможным рекомендовать к утверждению размещение земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка.
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 19.12.2011 N 940-п согласовано место для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка, утвержден акт выбора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственной собственности, для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка, общей площадью 30 000 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка с местоположением - Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет.
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 24.08.2012 N 639-п Администрации в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 56:24:0607001:27, с местоположением: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет, в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:0607001, с разрешенным использованием: для размещения свалки твердых бытовых отходов, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 30 000 кв. м.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:24:0607001:27 внесены в государственный кадастр недвижимости 30.03.2012, местоположение: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключеский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:0607001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов, площадь 30 000 кв. м
11 января 2013 года Управлением было отказано в государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на основании абзацев 4, 6 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Полагая, что данный отказ Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные Администрацией требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд пришел к выводу, что Администрация муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области является органом, к компетенции которого относится предоставление земельного участка с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации.
Поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае подлежат применению виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, указанные в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложении N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложении N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год".
Проанализировав положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", суд указал, что у Администрации Пономаревского района Оренбургской области отсутствовала обязанность по согласованию передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что положения пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов не применимы в настоящем случае, поскольку свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого Управлением решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации обоснован тем, что Управление посчитало, что размещение на земельном участке из категории земель селькохозяйственного назначения каких-либо объектов (сооружений), не связанных с сельскохозяйственным производством, является недопустимым, указало на непредставление документов, свидетельствующих о согласовании предоставления земельного участка с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В соответствии с абзацами 4, 6, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что недопустимо размещение на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе, для целей складирования и хранения твердых бытовых отходов без перевода земельного участка в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Так, в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктами 1 и 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Из анализа изложенных норм следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Доказательства перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, соответствующей разрешенному использованию - для размещения свалки твердых бытовых отходов, отсутствуют.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложение N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год" не могут быть применены при рассмотрении настоящего спора, так как изданы для целей государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1), определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На данную норму заинтересованное лицо сослалось в отзыве на заявление по делу.
Делая вывод о неприменимости в рассматриваемом случае положений пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона, арбитражный суд первой инстанции указал, что свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов. Однако, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Между тем, в приложении N 1 к Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 (являются действующими), дано конкретное определение термина "объекты для размещения отходов". В соответствии с данным определением под объектами размещения отходов понимаются: полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что понятие "объект для размещения отходов", приведенное в указанных Временных правилах, не противоречит по смыслу понятию "объект размещения отходов", приведенному в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в том числе в силу того, что в последнем нормативном акте перечень объектов является открытым.
Таким образом, ошибочным является вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что свалка твердых бытовых отходов, для размещения которой заявителю был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок, не является объектом размещения отходов, со ссылкой на Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993. Соответственно, ошибочным является и вывод арбитражного суда первой инстанции о неприменимости в рассматриваемом случае положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов.
Доказательств того, что для создания указанной свалки было получено разрешение в порядке статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и такое разрешение было представлено заявителем на государственную регистрацию в Управление, в материалах дела не имеется.
Между тем выяснение вопроса о наличии указанного разрешения необходимо для проверки представленного на государственную регистрацию правоустанавливающего документа - постановления Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 24.08.2012 N 639-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" на предмет его соответствия закону.
При таких обстоятельствах отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок соответствует статье 20 Закона о регистрации и, соответственно, не может нарушать права и интересы заявителя.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что у Администрации Пономаревского района Оренбургской области отсутствовала обязанность по согласованию передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Проанализировав положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", арбитражный суд первой инстанции верно указал, что такая обязанность имеется только по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права. В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2013 по делу N А47-324/2013 отменить.
В удовлетворении требований Администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 N 18АП-6094/2013 ПО ДЕЛУ N А47-324/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. N 18АП-6094/2013
Дело N А47-324/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2013 по делу N А47-324/2013 (судья Калитанова Т.В.).
Администрация муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным содержащегося в сообщении от 11.01.2013 N 24/010/2012-425 отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет, в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:0607001, с кадастровым номером 56:24:0607001:27, за Администрацией; обязании Управления осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок (с учетом уточнения заявителем предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л. д. 36).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.04.2013 (резолютивная часть объявлена 18.04.2013) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал следующее.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также на то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и является сельскохозяйственными угодьями, податель жалобы указывает на недопустимость размещения на таком земельном участке объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе, на недопустимость использования его для целей складирования и хранения твердых бытовых отходов без перевода земельного участка в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кроме того, ссылаясь на пункт 2 статьи 11 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", податель жалобы указывает на отсутствие в материалах дела сведений о согласовании действий по управлению и распоряжению спорным земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Управление считает, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложение N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год" не могут быть применены при рассмотрении настоящего спора, так как изданы для целей государственной кадастровой оценки земель.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрацией в материалы дела представлены следующие документы: постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 24.08.2012 N 639-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" (л. д. 13); акт обследования и выбора земельного участка от 25.07.2008 (л. д. 17); постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 19.12.2011 N 940-п "О предварительном согласовании места для размещения свалки твердых бытовых отходов, утверждении акта обследования, выбора и схемы расположения земельного участка" (л. д. 14); кадастровый паспорт земельного участка от 30.03.2012 N 56/11-45405 (л. д. 11).
Из указанных документов следует, что комиссия в составе должностных лиц Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области и заявителя произвела в натуре выбор земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка Пономаревского района Оренбургской области, о чем составлен акт обследования и выбора земельного участка от 25.07.2008. В данном акте указано, что комиссия считает возможным рекомендовать к утверждению размещение земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка.
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 19.12.2011 N 940-п согласовано место для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка, утвержден акт выбора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственной собственности, для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Ключевка, общей площадью 30 000 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка с местоположением - Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет.
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 24.08.2012 N 639-п Администрации в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 56:24:0607001:27, с местоположением: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет, в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:0607001, с разрешенным использованием: для размещения свалки твердых бытовых отходов, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 30 000 кв. м.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:24:0607001:27 внесены в государственный кадастр недвижимости 30.03.2012, местоположение: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключеский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:0607001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов, площадь 30 000 кв. м
11 января 2013 года Управлением было отказано в государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Ключевский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на основании абзацев 4, 6 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Полагая, что данный отказ Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные Администрацией требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд пришел к выводу, что Администрация муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области является органом, к компетенции которого относится предоставление земельного участка с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации.
Поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае подлежат применению виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, указанные в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложении N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложении N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год".
Проанализировав положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", суд указал, что у Администрации Пономаревского района Оренбургской области отсутствовала обязанность по согласованию передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что положения пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов не применимы в настоящем случае, поскольку свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого Управлением решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации обоснован тем, что Управление посчитало, что размещение на земельном участке из категории земель селькохозяйственного назначения каких-либо объектов (сооружений), не связанных с сельскохозяйственным производством, является недопустимым, указало на непредставление документов, свидетельствующих о согласовании предоставления земельного участка с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В соответствии с абзацами 4, 6, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что недопустимо размещение на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе, для целей складирования и хранения твердых бытовых отходов без перевода земельного участка в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Так, в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктами 1 и 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Из анализа изложенных норм следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Доказательства перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, соответствующей разрешенному использованию - для размещения свалки твердых бытовых отходов, отсутствуют.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложение N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год" не могут быть применены при рассмотрении настоящего спора, так как изданы для целей государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1), определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На данную норму заинтересованное лицо сослалось в отзыве на заявление по делу.
Делая вывод о неприменимости в рассматриваемом случае положений пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона, арбитражный суд первой инстанции указал, что свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов. Однако, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Между тем, в приложении N 1 к Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 (являются действующими), дано конкретное определение термина "объекты для размещения отходов". В соответствии с данным определением под объектами размещения отходов понимаются: полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что понятие "объект для размещения отходов", приведенное в указанных Временных правилах, не противоречит по смыслу понятию "объект размещения отходов", приведенному в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в том числе в силу того, что в последнем нормативном акте перечень объектов является открытым.
Таким образом, ошибочным является вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что свалка твердых бытовых отходов, для размещения которой заявителю был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок, не является объектом размещения отходов, со ссылкой на Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993. Соответственно, ошибочным является и вывод арбитражного суда первой инстанции о неприменимости в рассматриваемом случае положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов.
Доказательств того, что для создания указанной свалки было получено разрешение в порядке статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и такое разрешение было представлено заявителем на государственную регистрацию в Управление, в материалах дела не имеется.
Между тем выяснение вопроса о наличии указанного разрешения необходимо для проверки представленного на государственную регистрацию правоустанавливающего документа - постановления Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 24.08.2012 N 639-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" на предмет его соответствия закону.
При таких обстоятельствах отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок соответствует статье 20 Закона о регистрации и, соответственно, не может нарушать права и интересы заявителя.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что у Администрации Пономаревского района Оренбургской области отсутствовала обязанность по согласованию передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:0607001:27 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Проанализировав положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", арбитражный суд первой инстанции верно указал, что такая обязанность имеется только по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права. В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2013 по делу N А47-324/2013 отменить.
В удовлетворении требований Администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)