Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7114/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N 33-7114/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Нурисламовой Э.Р. Старичковой Е.А.
при секретаре Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Ф. к Администрации муниципального района Уфимский район РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
установила:

Ф. обратился с иском к Администрации муниципального района Уфимский район РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков. В последующем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать за ним право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере... га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; обязать Администрацию МР. Уфимский район РБ и ООО "Дмитриевский" включить его в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в размере... га. Иск мотивирован тем, что с... года до... года истец работал в совхозе "...". В общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, включен не был. Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 21.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" считает, что имеет право бесплатного получения земельной доли, норма которой из земель сельскохозяйственного назначения в собственность граждан в Уфимском районе РБ установлена в размере 3,7 га, поскольку ранее право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения не использовал, никаких денежных выплат за пай не получал. Просил признать за ним право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере... га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан; обязать Администрацию МР. Уфимский район РБ и ООО "Дмитриевский" включить его в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая).
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 марта 2013 года исковые требования Ф. удовлетворены. За Ф. признано право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере... га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с обязанием Администрации муниципального района Уфимский район и ООО "Дмитриевский" включить Ф. в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в размере... га.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МР. Уфимский район РБ И. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указала, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил неправильное толкование норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
При проверке материалов дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия установила, что указанное гражданское дело рассмотрено судом первой инстанции 28 марта 2013 года с вынесением по нему судебного постановления, которое не подписано судьей - председательствующим в судебном заседании, в связи с чем, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 06 июня 2013 года принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Ф., его представитель Д., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, не явились, об отложении судебного заседания ходатайства не заявили, об уважительности причин неявки доказательства суду не представили.
ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", конкурсный управляющий ООО "Дмитриевский", Министерство земельных и имущественных отношений РБ, не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили
Доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки сторон по делу на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представлены, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Администрации МР Уфимский район РБ И., действующая на основании доверенности от... г., исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать, при этом пояснила, что спорный земельный участок находится в собственности Республики Башкортостан, право зарегистрировано, данный земельный участок разграничен, в связи с чем, Администрация МР Уфимский район не вправе распоряжаться земельным участком, принадлежащим другому лицу.
Представитель ООО Агрофирма "Николаевская" - Г.А., действующий на основании доверенности от... г., исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, суду пояснил, что согласно действующему законодательству приватизации подлежат земли, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду чего земельные участки, предоставленные сельскохозяйственной организации на праве аренды, не могут быть приватизированы.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 197 ГПК РФ решение суда излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей.
Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей.
В силу п. 5 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются случаи, когда решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело.
Указанным требованиям принятое по делу решение суда не отвечает.
Из материалов дела усматривается, что решение по настоящему спору судом первой инстанции принято 28 марта 2013 г. Однако судебное постановление не подписано председательствующим в судебном заседании.
Указанное нарушение является существенным нарушением норм процессуального права и влечет за собой в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену решения суда независимо от доводов жалобы.
При отмене решения, судебная коллегия на основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ находит необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 27.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
Ф. в обоснование своих доводов ссылается на то, что он имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, поскольку с... года до... года работал в совхозе "...".
В соответствии с. ч. 3 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
- 1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
- 2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
- 3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
- 4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- 5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- 6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, к указанной категории относятся граждане, которые в соответствии с действующим на тот период законодательством были включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные решениями трудовых коллективов, и которые в настоящее время проживают на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована.
Граждане, относящиеся к данной категории, включаются в списки лиц, претендующих на бесплатное однократное получение земельной доли, только при наличии личного заявления, поданного в установленном порядке, и документов, подтверждающих их право на бесплатную приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 1992 года.
Частью 4 статьи 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
Согласно ч. 5 ст. 21.2 вышеуказанного закона, списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3, 1.4 и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации. Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом. При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия зарегистрировать свою организационно-правовую форму. При этом, реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие). Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п. 9 Постановления Правительства РФ N 86 от 29 декабря 1991 года).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций). При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли. Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др. (п. п. 1.1, 1.2 Рекомендаций).
Как следует из материалов дела, решением Уфимского районного Совета народных депутатов от 10 декабря 1991 года N 792 совхоз "..." был преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие "...". Согласно пункту 3 указанного решения коллективному предприятию "..." было передано в постоянное пользование... га земли во владение и распоряжение (л.д. 81).
Решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" от 25 сентября 1992 года (л.д. 84 - 85) было принято решение:
- - всех работников, в том числе ушедших на пенсию, постоянно проживающих на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района; лиц, занятых в социальной сфере на селе - работников народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района; а также временно отсутствующих лиц, имеющих право вернуться на работу, включить в списки, имеющих право на получение земельной доли;
- - утвердить список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района по состоянию на 1 января 1992 года;
- - распределить 12641 га земли, переданные в постоянное пользование, владение и распоряжение коллективному сельскохозяйственному предприятию "Дмитриевское" на основании решения Уфимского районного Совета от 10 декабря 1991 года согласно утвержденному списку;
- - закрепить причитающийся пай земли за каждым, согласно утвержденному списку, в размере 3,7 га (л.д. 80).
В список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "..." на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района, утвержденный данным решением, под N... включен истец.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 сентября 1994 года N 353 в результате объединения коллективного сельскохозяйственного предприятия "..." и строящегося комплекса по выращиванию и переработке овощей и ягод на замороженную продукцию в Уфимском районе был создан совхоз-завод "Дмитриевский". При этом совхоз-завод был отнесен к государственной собственности (л.д. 87 - 88).
Согласно Уставу, утвержденному первым заместителем министра сельского хозяйства Республики Башкортостан 29 мая 2009 года, следует, что государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз-завод "Дмитриевский" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. Функции учредителя предприятия осуществляются от имени Республики Башкортостан Министерством земельных и имущественных отношений РБ и Министерством сельского хозяйства РБ.
Кроме того, ч. 1 ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан N 59-з установлен перечень земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут учитываться при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земельные участки:
- 1) переданные в ведение органов местного самоуправления (муниципальных образований);
- 2) не включаемые в размер земельной доли в праве общей собственности на земельный участок по решению общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия);
- 3) используемые для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур, переданных данному хозяйству в аренду;
- 4) переданные или подлежащих включению в фонд перераспределения земель Республики Башкортостан;
- 5) находящиеся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, используемый государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием совхоз-завод "Дмитриевский", не может учитываться в составе сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственной организации (предприятия) при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности и на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, так как согласно п. 5 части 1 ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан N 59-з от 05.01.2004 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" земельные участки, находящиеся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, не учитываются при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленным истцом письменных доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ следует, что Ф. не реализовал свое право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) до того, как земля была передана государственному унитарному предприятию.
Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" было признано, что ведение государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость должны осуществлять Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" местные администрации обязаны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Свидетельства о праве собственности на земельные доли выдавались по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" и по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в редакции Указов Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2287, от 25.01.1999 г. N 112 свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим Указом.
Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в редакции, действовавшей до 25.01.1999 г., каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.
С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 г. N 96 правоустанавливающим документом являлось постановление органа местного самоуправления о передаче земли в собственность. С вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" значение такого постановления было изменено: согласно ст. 18 этого Федерального закона решения органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, равно как и свидетельства о праве собственности на землю, отнесены к правоудостоверяющим (а не правоустанавливающим) документам. Согласно этой же правовой нормы свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая принимавшиеся ранее, а ныне утратившие силу акты земельного законодательства, указанная норма материального права признает юридическую силу следующих документов о правах на доли: 1. Свидетельств по форме, утвержденной Постановлением Правительства от 19.03.1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", которые выдавались до ноября 1993 г., когда вступил в силу Указ Президента от 27.10.1993 г. N 1767, данное постановление не предусматривало приложение к свидетельству плана (чертежа границ) участка, а в самом свидетельстве прямо устанавливалось, что оно является временным документом. 2. Свидетельств по форме, утвержденной Указом Президента от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", которые выдавались до создания в конкретном субъекте РФ учреждения юстиции для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Выписок из решений органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий в случаях, если по каким-либо причинам свидетельства о праве собственности на доли не выдавались (например, на невостребованные доли), такие решения принимались на основании протокола общего собрания трудового коллектива реорганизуемого колхоза или совхоза об утверждении перечня лиц, наделяемых долями.
Между тем, в подтверждение заявленных требований истцом в нарушение требований ст. ст. 56, 57 ГПК РФ суду не было представлено ни одного из вышеупомянутых документов, подтверждающих факт наделения его по решению общего собрания трудового коллектива совхоза "..." в 1991 году земельной долей, равной... га.
На основании постановления главы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N... от 19 декабря 2006 года по договору аренды N... от 19 января 2007 года земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью... га кадастровый номер... находящийся по адресу: ..., предоставлен в аренду ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 10 сентября 2007 года N 993-р ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" было разрешено вступить в составе учредителей ООО "Дмитриевский" с внесением в уставной капитал создаваемого общества вклада в виде объектов недвижимого имущества по рыночной стоимости и прав по договору аренды земельного участка..., находящегося в государственной собственности.
18 октября 2007 года по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 19 января 2007 г., права и обязанности по договору аренды, ранее заключенному с совхоз-завод "Дмитриевский", в полном объеме переданы ООО "Дмитриевский". Договор уступки прав и обязанностей зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы.
По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N... от 6 июня 2011 года ООО "Дмитриевский" уступил ООО Агрофирма "Николаевская" права и обязанности по договору уступки от 18 октября 2007 года на земельный участок площадью... кв. м, кадастровый номер..., находящийся по адресу: ..., для сельскохозяйственного производства, сроком до 18 декабря 2031 года. В п. 6 данного договора указано, что настоящий договор подлежит регистрации в Управлении Росреестра по РБ и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Вышеуказанный договор не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, в силу чего, у ООО Агрофирма "Николаевская" право пользования земельным участком не возникло.
Согласно выписке из ЕГРП от 25 февраля 2013 года N... земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, площадью... кв. м по адресу: ... находится в собственности Республики Башкортостан и предоставлен на праве аренды ООО "Дмитриевский" сроком с 13 ноября 2007 года по 18 декабря 2031 года, дата регистрации 13 ноября 2007 года.
Из письма ООО "Дмитриевский" N... от 21 декабря 2011 г. следует, что по обращению Ф. 17.11.11 г. в ООО "Дмитриевский" с заявлением на бесплатное однократное получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район РБ, ему было сообщено, что указанные полномочия осуществляются внутрихозяйственной комиссией, но на территории СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район РБ отсутствуют сельскохозяйственные угодья, подлежащие бесплатной однократной приватизации гражданами, вследствие чего внутрихозяйственная комиссия не создавалась (л.д. 70 - 72).
Из письма ООО Агрофирма "Николаевская" N... от 15 декабря 2011 года следует, что 17 ноября 2011 года Ф. обратился в ООО Агрофирма "Николаевская" с заявлением на бесплатное однократное получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район РБ. Заявителю сообщено, что указанные полномочия осуществляются внутрихозяйственной комиссией, но на территории СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район РБ отсутствуют сельскохозяйственные угодья, подлежащие бесплатной однократной приватизации гражданами, вследствие чего внутрихозяйственная комиссия не создавалась (л.д. 35).
Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года за N... гражданам с. Дмитриевка и д. Волково на их обращение дано разъяснение о необходимости подачи заявления на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения во внутрихозяйственную комиссию (л.д. 73 - 77).
Из письма Администрации сельского поселения Дмитриевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 11 июня 2013 года N... следует, что внутрихозяйственная комиссия по приватизации земель сельскохозяйственного назначения на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет Муниципального района Уфимский район РБ в период с 2006 года по 2011 года не создавалась.
Из архивной справки Архивного отдела Администрации Муниципального района Уфимский район РБ от 25 февраля 2013 года N... усматривается, что постановление "О бесплатной приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Дмитриевского сельсовета Уфимского района РБ" по документам - постановлениям Администрации Дмитриевского сельсовета Уфимского района РБ за 1990 - 2004 годы, по документам - постановлениям Администрации Уфимского района за 1997 - 2005 г.г., Администрации муниципального района Уфимский район за 2006 - 2011 г.г. не обнаружено (л.д. 174).
Таким образом, как предусмотрено п. п. 2.1, 3.3 Постановления Правительства РБ от 15.03.2006 г. (ред. от 16.11.2009) "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет Уфимского района РБ не создавалась, районная комиссия не утверждала площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", не согласовывала решение общего собрания граждан, имеющих право на получение земельной доли, не согласовывала список граждан, имеющих право на получение земельной доли и др. Порядок предоставления земельной доли из сельскохозяйственных угодий не соблюден, в связи с чем, решение общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевский" от 25 сентября 1992 года неправомочно и не может являться подтверждением права на земельную долю по смыслу ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан. Указанное решение от 25 сентября 1992 года реализовано не было, доказательств приватизации земель истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ф. к Администрации муниципального района Уфимский район РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 марта 2013 года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ф. к Администрации муниципального района Уфимский район РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков отказать.
Председательствующий
З.Х.ОСЕТРОВА
Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
Е.А.СТАРИЧКОВА
Справка: судья
К.А.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)