Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.06.2013 ПО ДЕЛУ N А03-19249/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу N А03-19249/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2013 (судьи Музюкин Д.В., Дружинина Н.М., Ильичева Л.Ю.) по делу N А03-19249/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Зональному районному Собранию депутатов Алтайского края об оспаривании решений.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Алтайского края.
В заседании принял участие прокурор прокуратуры Тюменской области Кабанова А.А. по письму прокурора Алтайского края N 8-14-2013 от 16.05.2013.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Павлова Ю.И.) в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Черней Л.А. по доверенности от 03.07.2012.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Зональному районному Собранию депутатов Алтайского края (далее - Зональное РСД, Собрание депутатов) о признании недействующими решения N 153 от 13.11.2009 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента К для вида разрешенного использования земельных участков "земли промышленности и энергетики" в размере 2, 0 (пункт 2 приложения 1), а также в части установления коэффициента К1 для категории арендаторов "открытое акционерное общество" в размере 2, 2 (пункт 12 приложения 2); решения N 54 от 23.07.2010 "О внесении изменений и дополнений в решение Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края от 13.11.2009 N 153 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента К для вида разрешенного использования земельных участков "земли промышленности и энергетики" в размере 2, 0 (пункт 2 приложения 1) и для вида разрешенного использования земельных участков "земли населенных пунктов под промышленными объектами" в размере 0,04 (пункт 3 приложения 1); решения N 93 от 13.12.2011 "О внесении изменений и дополнений в решение Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края от 13.11.2009 N 153 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента К1 для категории арендаторов "организации иных видов деятельности" в размере 2, 2 (пункт 6 приложения 2) как несоответствующие Налоговому Кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Заявленные требования со ссылкой на статью 195 АПК РФ мотивированы тем, что размер годовой арендной платы за арендуемые Обществом земельные участки значительно превысил максимальный размер арендной платы, установленный вышеуказанными нормативными актами.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Алтайского края, который поддержал заявленные требования, указывая на отсутствие экономического обоснования установленных коэффициентов.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Зональное РСД обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По его мнению, арбитражным судом неполно выяснены обстоятельства дела, его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального права.
Заявитель считает, что при принятии решения по данному делу суд не применил закон, подлежащий применению.
Зональное РСД указывает, что порядок определения арендной платы, установленный в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, касается юридических лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности, а ОАО "МРСК Сибири" доказательств такого переоформления не представило.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "МРСК Сибири" и прокурор Алтайского края указали, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение арбитражного суда просят оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "МРСК Сибири" и прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены в обжалуемой части.
Из материалов дела видно, что ОАО "МРСК Сибири" арендует земельные участки из земель промышленности и энергетики, расположенных на территории Зонального района Алтайского края, что подтверждается имеющимися в деле договорами аренды.
Арендуемые Обществом земельные участки относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Во исполнение пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = S x KC x K x K1, где: A - сумма арендной платы за полный год, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв. м; KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб. /кв. м; K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Решением Зонального районного Собрания депутатов N 153 от 13.11.2009 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" были утверждены коэффициенты К (в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков) и К 1 (в зависимости от категории, к которой относится арендатор). В частности, для вида разрешенного использования земельных участков "земли промышленности и энергетики" коэффициент К был установлен в размере 2,0 (пункт 2 приложения 1), а для категории арендаторов "открытое акционерное общество" коэффициент К1 был установлен в размере 2,2 (пункт 12 приложения 2).
Решение было опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Зонального района Алтайского края N 2 от декабря 2009 года, что согласно статье 59 Устава муниципального образования Зональный район Алтайского края является официальным опубликованием муниципальных правовых актов.
Решением Зонального районного Собрания депутатов N 54 от 23.07.2010 "О внесении изменений и дополнений в решение Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края от 13.11.2009 N 153 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" для вида разрешенного использования земельных участков "земли промышленности и энергетики" коэффициент К был установлен в размере 2, 0 (пункт 2 приложения 1) и для вида разрешенного использования земельных участков "земли населенных пунктов под промышленными объектами" коэффициент К был установлен в размере 0, 04 (пункт 3 приложения 1).
Решение было опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Зонального района Алтайского края N 2 от 30.10.2010.
Решением Зонального районного Собрания депутатов N 93 от 13.12.2011 "О внесении изменений и дополнений в решение Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края от 13.11.2009 N 153 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" для категории арендаторов "организации иных видов деятельности" коэффициент К1 был установлен в размере 2, 2 (пункт 6 приложения 2).
Решение было опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Зонального района Алтайского края N 9 от декабря 2011 года.
ОАО "МРСК Сибири" арендует земельные участки, в том числе для размещения линий электропередач, что подтверждается договором аренды N 10 от 15.05.2003 с соглашением к нему от 01.01.2010.
По данному договору Общество арендует земельный участок с кадастровым номером 22:00:0:0036 площадью 5,90311 га с удельным показателем кадастровой стоимости 1,91 руб. /кв. м.
Таким образом, кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 112 749 рублей 40 копеек (59 031,1 кв. м х 1,91 руб. /кв. м).
Следовательно, согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ максимальный размер годовой арендной платы за данный земельный участок составляет 2 254 рубля 99 копеек (2% от 112 749 рублей 40 копеек).
Однако, с учетом коэффициентов К и К1, установленных оспариваемыми решениями, размер годовой арендной платы за данный земельный участок составил 496 097 рублей 34 копейки (59 031,1 кв. м х 1,91 руб. /кв. м х 2 х 2,2), то есть в 220 раз больше максимально установленного законом размера.
ОАО "МРСК Сибири" также арендует земельные участки из земель населенных пунктов для размещения объектов электросетевого хозяйства (нелинейные объекты), что подтверждается договором аренды N 126 от 31.10.2011.
По данному договору Общество арендует земельный участок с кадастровым номером 22:15:050501:1392 площадью 3 445 кв. м с удельным показателем кадастровой стоимости 39,63 руб. /кв. м.
Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 136 525 рублей 35 копеек (3 445 кв. м х 39,63 руб. /кв. м).
Следовательно, согласно вышеуказанным нормам максимальный размер годовой арендной платы за данный земельный участок составляет 2 047 рублей 88 копеек (1,5% от 136 525 рублей 35 копеек).
Между тем, с учетом коэффициентов К и К1, установленных оспариваемыми решениями, размер годовой арендной платы за данный земельный участок составил 12 014 рублей 23 копейки (3 445 кв. м х 39,63 руб. /кв. м х 0,04 х 2,2), то есть почти в 6 раз больше максимально установленного законом размера.
Считая, что вышеуказанные решения Зонального РСД в части установления коэффициентов К и К1 не соответствуют закону, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы арбитражного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 65 и части 6 статьи 195 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. В свою очередь, заявитель должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
По пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила определения размера арендной платы). Одним из принципов определения арендной платы является принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, следовательно, относится к социально-значимым видам деятельности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлен порядок определения налоговой базы земельного налога, согласно которому налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5% кадастровой стоимости земельных участков.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 N 209-О указал, что в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В связи с этим при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками в городе, судам рекомендовано выявлять, проводились ли при принятии оспариваемого нормативного акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Таким образом, коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы, устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных районов, должны быть экономически обоснованы.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что использование коэффициентов К и К1, установленных оспариваемыми решениями Зонального РСД, приводит к тому, что годовой размер арендной платы за пользование земельными участками многократно превышает максимально установленный законом для данного вида земель размер, учитывая, что при их установлении отсутствовало какое-либо их экономическое и правовое обоснование, а произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера корректирующих коэффициентов при установлении размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит вышеуказанным нормам и основным принципам российского права, арбитражный суд с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 и от 17.01.2012 N 10034/11, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2004 N 209-О, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии судебного акта в обжалуемой части арбитражным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены в этой части не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы суд кассационной инстанции оценил и посчитал необоснованными, так как заявителем изложены выводы, основывающиеся на неверном толковании норм права.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции в обжалуемой части дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2013 по делу N А03-19249/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)