Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от лиц, участвующие в деле не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 апреля 2013 года
по делу N А50-548/2013,
вынесенное судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Березка" (ОГРН 1045901170622, ИНН 5907024676)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Березка" (далее - заявитель, СНТ "Березка") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 24.10.2012 N И-21-01-09-19350, об отказе в предварительном согласовании места размещения СНТ "Березка" в отношении земельного участка примерной площадью 2,7 га, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Химики, 50, в границах поворотных точек согласно проекту; об обязании ответчика утвердить схему расположения указанного земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения товарищества.
Решением суда от 12.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Департамента, выраженное в письме от 24.10.2012 N И-21-01-09-19350, признано незаконным. Суд обязал Департамент утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения земельного участка примерной площадью 2,7 га для СНТ "Березка" в микрорайоне Химики, 50 Орджоникидзевского района г. Перми. В удовлетворении остальной части заявления суд отказал.
Ответчик с решением суда от 12.04.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик указывает, что в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта не имеется, поскольку земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель. По мнению ответчика, в силу ст. 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие на территории населенного пункта зон, которые среди основных видов разрешенного использования предусматривают садоводство, не свидетельствует о возможности формирования земельного участка для сельскохозяйственного использования. Ответчик указал, что площадь и местоположение земельного участка, в отношении которого заявителю выдан акт о выборе земельного участка от 26.05.2010 N 95 и указанного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не совпадают. Таким образом, требование об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта является преждевременным.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились. Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.02.2010 СНТ "Березка" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 2,4 га в микрорайоне Химики, 50, Орджоникидзевского района г. Перми и предварительном согласовании места размещения объекта - садоводческого товарищества, для приобретения земельного участка в собственность (л.д. 67).
Заявителю выдан акт выбора земельного участка от 26.05.2010 N 95, получены положительные заключения функциональных территориальных органов Администрации г. Перми, в том числе Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми, согласно которому часть земельного участка входит в границы городских лесов - выдел 27 квартала 137 Гайвинского лесничества, передача земельного участка в собственность возможна в той части, которая не входит в зону городских лесов (л.д. 15, 20).
С учетом полученных замечаний СНТ "Березка" представило в Департамент с заявлением от 17.05.2012 о выборе земельного участка примерной площадью 2,7 га в микрорайоне Химики, 50, Орджоникидзевского района г. Перми и предварительном согласовании места размещения СНТ уточненную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 71-73).
В письме от 18.06.2012 N И-21-01-09-11507 Департамент сообщил заявителю об отказе в размещении объекта, поскольку в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства предоставляются из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов. Кроме того, местоположение границ земельного участка не соответствует местоположению границ земельного участка согласно акту о выборе от 26.05.2010 N 95 (л.д. 74, 75).
Аналогичные основания отказа в выборе земельного участка указаны в письмах Администрации г. Перми от 19.07.2012 N СЭД-03-08-И-1191, от 27.08.2012 N СЭД-03-08-И-1441 (л.д. 10, 11).
11.10.2012 СНТ "Березка" обратилось в Департамент с повторным заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 2,7 га в микрорайоне Химики, 50, Орджоникидзевского района г. Перми и предварительном согласовании места размещения объекта - садоводческого товарищества.
24.10.2012 ответчик принял решение, оформленное письмом N И-21-01-09-19350, об отказе СНТ "Березка" в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка для размещения СНТ, указав, что основания невозможности принятия положительного решения указаны в письмах Администрации г. Перми от 19.07.2012 N СЭД-03-08-И-1191 и от 27.08.2012 N СЭД-03-08-И-1441 (л.д. 8).
Ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая решение Департамента от 24.10.2012 N И-21-01-09-19350 незаконным, суд установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков; доказательства, подтверждающие запрет на ведение садоводства в указанной зоне, в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод ответчика о том, что предоставление земельного участка для СНТ возможно исключительно на землях сельскохозяйственного назначения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами различным территориальным зонам, в том числе, к зонам сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
Испрашиваемый земельный участок не относится землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. Поэтому необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не усматривается.
С учетом указанных правовых норм, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в выборе земельных участков по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявления о выборе земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Доводы ответчика о том, что выбор земельного участка площадью 27 га не согласовывался с функциональными и территориальными органами Администрации г. Перми, а также об отсутствии оснований для возложения на Департамент обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, не могут повлечь удовлетворение апелляционной жалобы.
На территории города Перми условия предоставления земельных участков юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, регламентированы Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.3. Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами Администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7. данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям.
Соответствующие заключения функциональных и территориального органов администрации города Перми получены, как следует из акта выбора.
Повторное согласование выбора земельного участка с соответствующими органами Регламентом не предусмотрено.
Поскольку в силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления администрации от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" на Департамент возложена обязанность по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков, и вопрос об утверждении схемы не решен, суд правомерно возложил на Департамент обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка примерной площадью 2,7 га на кадастровом плане территории.
Учитывая, что доказательств невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке не представлено, на ответчика правомерно возложена обязанность по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 апреля 2013 года по делу N А50-548/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2013 N 17АП-5391/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-548/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. N 17АП-5391/2013-ГК
Дело N А50-548/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от лиц, участвующие в деле не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 апреля 2013 года
по делу N А50-548/2013,
вынесенное судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Березка" (ОГРН 1045901170622, ИНН 5907024676)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Березка" (далее - заявитель, СНТ "Березка") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 24.10.2012 N И-21-01-09-19350, об отказе в предварительном согласовании места размещения СНТ "Березка" в отношении земельного участка примерной площадью 2,7 га, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, микрорайон Химики, 50, в границах поворотных точек согласно проекту; об обязании ответчика утвердить схему расположения указанного земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения товарищества.
Решением суда от 12.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Департамента, выраженное в письме от 24.10.2012 N И-21-01-09-19350, признано незаконным. Суд обязал Департамент утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения земельного участка примерной площадью 2,7 га для СНТ "Березка" в микрорайоне Химики, 50 Орджоникидзевского района г. Перми. В удовлетворении остальной части заявления суд отказал.
Ответчик с решением суда от 12.04.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик указывает, что в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта не имеется, поскольку земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель. По мнению ответчика, в силу ст. 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие на территории населенного пункта зон, которые среди основных видов разрешенного использования предусматривают садоводство, не свидетельствует о возможности формирования земельного участка для сельскохозяйственного использования. Ответчик указал, что площадь и местоположение земельного участка, в отношении которого заявителю выдан акт о выборе земельного участка от 26.05.2010 N 95 и указанного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не совпадают. Таким образом, требование об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта является преждевременным.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились. Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.02.2010 СНТ "Березка" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 2,4 га в микрорайоне Химики, 50, Орджоникидзевского района г. Перми и предварительном согласовании места размещения объекта - садоводческого товарищества, для приобретения земельного участка в собственность (л.д. 67).
Заявителю выдан акт выбора земельного участка от 26.05.2010 N 95, получены положительные заключения функциональных территориальных органов Администрации г. Перми, в том числе Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми, согласно которому часть земельного участка входит в границы городских лесов - выдел 27 квартала 137 Гайвинского лесничества, передача земельного участка в собственность возможна в той части, которая не входит в зону городских лесов (л.д. 15, 20).
С учетом полученных замечаний СНТ "Березка" представило в Департамент с заявлением от 17.05.2012 о выборе земельного участка примерной площадью 2,7 га в микрорайоне Химики, 50, Орджоникидзевского района г. Перми и предварительном согласовании места размещения СНТ уточненную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 71-73).
В письме от 18.06.2012 N И-21-01-09-11507 Департамент сообщил заявителю об отказе в размещении объекта, поскольку в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства предоставляются из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов. Кроме того, местоположение границ земельного участка не соответствует местоположению границ земельного участка согласно акту о выборе от 26.05.2010 N 95 (л.д. 74, 75).
Аналогичные основания отказа в выборе земельного участка указаны в письмах Администрации г. Перми от 19.07.2012 N СЭД-03-08-И-1191, от 27.08.2012 N СЭД-03-08-И-1441 (л.д. 10, 11).
11.10.2012 СНТ "Березка" обратилось в Департамент с повторным заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 2,7 га в микрорайоне Химики, 50, Орджоникидзевского района г. Перми и предварительном согласовании места размещения объекта - садоводческого товарищества.
24.10.2012 ответчик принял решение, оформленное письмом N И-21-01-09-19350, об отказе СНТ "Березка" в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка для размещения СНТ, указав, что основания невозможности принятия положительного решения указаны в письмах Администрации г. Перми от 19.07.2012 N СЭД-03-08-И-1191 и от 27.08.2012 N СЭД-03-08-И-1441 (л.д. 8).
Ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая решение Департамента от 24.10.2012 N И-21-01-09-19350 незаконным, суд установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков; доказательства, подтверждающие запрет на ведение садоводства в указанной зоне, в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод ответчика о том, что предоставление земельного участка для СНТ возможно исключительно на землях сельскохозяйственного назначения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами различным территориальным зонам, в том числе, к зонам сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
Испрашиваемый земельный участок не относится землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. Поэтому необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не усматривается.
С учетом указанных правовых норм, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в выборе земельных участков по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявления о выборе земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Доводы ответчика о том, что выбор земельного участка площадью 27 га не согласовывался с функциональными и территориальными органами Администрации г. Перми, а также об отсутствии оснований для возложения на Департамент обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, не могут повлечь удовлетворение апелляционной жалобы.
На территории города Перми условия предоставления земельных участков юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, регламентированы Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.3. Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами Администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7. данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям.
Соответствующие заключения функциональных и территориального органов администрации города Перми получены, как следует из акта выбора.
Повторное согласование выбора земельного участка с соответствующими органами Регламентом не предусмотрено.
Поскольку в силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления администрации от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" на Департамент возложена обязанность по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков, и вопрос об утверждении схемы не решен, суд правомерно возложил на Департамент обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка примерной площадью 2,7 га на кадастровом плане территории.
Учитывая, что доказательств невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке не представлено, на ответчика правомерно возложена обязанность по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 апреля 2013 года по делу N А50-548/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)