Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Крылов Н.С., руководитель, выписка из ЕГРЮЛ от 10.12.2012 N 1865, Левандовский Л.Л., по доверенности от 17.05.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Угличлеспром"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 по делу N А82-3284/2012, принятое судом в составе судьи Котоминой Н.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" (ИНН 7612036366, ОГРН 1067612018297, Ярославская обл., г. Углич, Ростовское ш., 1б)
к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254, г. Ярославль, ул. Красноборская, 8),
об обязании внести изменения в договор N 137 от 04.12.2008 в части замены лесных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" (далее - ООО "Угличлеспром", истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент, ответчик) об обязании произвести замену участка, расположенного в Угличском МР, ГКУ ЯО "Угличское лесничество", СПК "Улейма", предоставленного в аренду ООО "Угличлеспром" по договору N 137 от 04.12.2008, на участок, расположенный в Угличском МР, ГКУ ЯО "Угличское лесничество", кварталы N 11; 12; 15-18; 23-26; 31-40; 46-48; 52; 56-62; 64; 65; 67-70; 73-79; 86-90, общей площадью 5012 га; обязать Департамент внести изменения в договор N 137 от 04.12.2008 в части замены лесных участков.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 ООО "Угличлеспром" отказано в удовлетворении исковых требований.
ООО "Угличлеспром" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 по делу N А82-3284/2012 и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
По мнению ООО "Угличлеспром" решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Заявитель указывает, что истец в судебном заседании не вел речь о предоставлении дополнительных участков лесного фонда, а просил заменить лесной участок арендодателем в рамках гражданско-правовой ответственности по договору аренды, как имущества, обладающего недостатками, препятствующими лесопользованию, которыми являются другое целевое назначение (земли сельскохозяйственного назначения) и принадлежность земельного участка другому собственнику. Заявитель полагает, что при отсутствии в лесном законодательстве ответственности арендодателя за предоставление в аренду имущества, обладающего недостатками, необходимо пользоваться нормами гражданского законодательства, которое предусматривает возможность замены такого имущества в рамках действующего договора аренды, и это не будет противоречить нормам Лесного кодекса.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы заявителя в полном объеме, считает решение Арбитражного суда Ярославской области законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.12.2006 между государственным учреждением Ярославской области "Управление сельскими лесами" (арендодатель) и ООО "Угличлеспром" (арендатор) заключен договор N 3 аренды участков лесного фонда (далее - договор N 3) (л.д. 134-139).
В соответствии с пунктом 2.1, Приложениями NN 1, 2 договора N 3 арендодатель передает за плату, а арендатор принимает в аренду часть участков лесного фонда на территории СПК "Нива", площадью 1696 га, кадастровый номер 76:16:000000:0140:01, кварталы N 1-10, 12, 14, и часть участков лесного фонда на территории СПК "Улейма", площадью 2615 га, с кадастровым номером 76:16:000000:0022:02, кварталы N 5-7, 9, 10, 12-15, 19-21, 23, 26, 27, 31, 33-35, расположенные: Ярославская область, Угличский МР, Угличский сельский лесхоз - филиал.
В соответствии с пунктом 2.2 договора аренды N 3 арендуемый участок предоставляется в аренду сроком на 49 лет, для заготовки древесины.
Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области N 435 от 01.12.2008 (л.д. 133) договор аренды участка лесного фонда от 27 декабря 2006 года N 3, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Ярославской области от 22.03.2007, регистрационный N 76-22-10/007/2007-045, переоформлен на договор аренды лесного участка площадью 4311 га, расположенного в кварталах СПК "Нива" N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14 и СПК "Улейма" N 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 23, 26, 27, 31, 33, 34, 35 ГУ ЯО "Угличское лесничество", обществу с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" для заготовки древесины сроком на 47 лет, с ежегодным объемом пользования 28,9 тыс. куб. м и размером арендной платы 540 100 рублей.
04.12.2008 между Департаментом (арендодатель) и ООО "Угличлеспром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 137 (далее - договор N 137) (л.д. 10-22).
В соответствии с пунктами 1, 2 договора N 137 арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок (ранее находящийся в пользовании у настоящего арендатора согласно договору аренды участка лесного фонда N 3 от 27.12.2006, регистрационный N 76-22-10/007/2007-045), площадью 4311 га, расположенный: Ярославская область, Угличский муниципальный район, ГУ ЯО "Угличское лесничество", Ильинское участковое лесничество, СПК "Нива", кварталы 1-10; 12; 14-1696 га, СПК "Улейма" кварталы 5-7; 9; 10; 12-15; 19-21; 23; 26; 27; 31; 33-35 - 2615 га. Номер учетной записи 169-2008-12.
В силу пункта 4 договора N 137 арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3. Размер разрешенного лесопользования корректируется в соответствии с параметрами, установленными проектом освоения лесов.
Согласно приложению N 3 лесной участок был предоставлен для заготовки древесины.
Лесной участок передан по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 04.12.2008 (л.д. 18).
Западным филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ООО "Угличлеспром" (л.д. 97-130), который получил положительное заключение государственной экспертизы (приказ Департамента N 651 от 28.12.2009 (л.д. 131).
26.11.2008 Правительство Ярославской области постановило перевести их из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда (постановление N 619-п). ООО "Улейма", как правопреемник СПК "Улейма", оспорило в судебном порядке вышеуказанное постановление и решением Ярославского областного суда от 11.08.2009 по делу N 3-72/2009 оно было признано недействующим в части, относящимся к землям, принадлежащим ООО "Улейма" (п/п 148 Перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда).
Определением Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2009 N 8-Г09-29 установлено, что ООО "Улейма" является правообладателем земельного участка, площадью 4 260 000 кв. метров с кадастровым номером 76:16:000000:0022 по адресу: Угличский район, Улейминский сельский округ. Перевод принадлежащего ООО "Улейма" земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен с нарушением действующего порядка, установленного федеральным законодательством. Земельный участок был предоставлен ООО "Улейма" для сельскохозяйственного производства и принадлежит ему на праве бессрочного пользования.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-П "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" подпункт 148 Перечня исключен с 31 декабря 2009 года на основании постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2009 N 1229-п, поскольку признан недействующим решением Ярославского областного суда от 11.08.2009 N 3-72/2009 со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 147 оборот).
Исходя из текста пункта 148 Перечня (в ранее действующей редакции), исключен был земельный участок, расположенный в Угличском районе Улейминский сельский округ с кадастровым номером 76:16:000000:22 площадью 42 600 000 кв. метров.
22.11.2011 общество с ограниченной ответственностью "Улейма" (далее - ООО "Улейма") сообщило истцу, что ООО "Улейма" принадлежат на праве собственности земельные участки, ранее находившиеся в постоянном бессрочном пользовании СПК (колхоза) "Улейма" с кадастровыми номерами: 76:16:010501:194, 76:16:010501:195, 76:16:010501:196, 76:16:010501:197, 76:16:010501:198, 76:16:010501:199, 76:16:010501:201, 76:16:010501:202, 76:16:010501:203, 76:16:010501:204, 76:16:010501:207, 76:16:010501:208, 76:16:010501:209, 76:16:010501:210, 76:16:010501:212, 76:16:010501:213, 76:16:010501:214, 76:16:010501:215, 76:16:010501:217, 76:16:010501:218, 76:16:010501:221, 76:16:010416:192, 76:16:010301:405, 76:16:010301:406, 76:16:010601:209, 76:16:010301:407, 76:16:010301:408, 76:16:010301:409, 76:16:010601:210, 76:16:010601:211, 76:16:010301:414, 76:16:010301:415, 76:16:010301:417, 76:16:010301:418, 76:16:010301:419, 76:16:010301:422, 76:16:010301:423, 76:16:010301:424, 76:16:010601:212, 76:16:010601:214, 76:16:010601:216, 76:16:010601:218, 76:16:010301:425.
Кроме того, общество указало, что по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Росреестр) и ФБУ "Кадастровая палата" земельные участки относятся к категории: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, что подтверждено решением Ярославского областного суда от 11.08.2009 (дело N 3-72/2009), определением Верховного Суда РФ от 28.10.2009 (дело N 8-Г09-29) (л.д. 23).
23.11.2011 ООО "Угличлеспром" претензионным письмом N 255, полученным Департаментом 24.11.2011, просило ответчика рассмотреть вопрос о незамедлительной замене имущества на другое равнозначное имущество, находящееся в надлежащем состоянии (л.д. 24).
13.12.2011 Департамент сообщил, что замена имущества в порядке статьи 612 ГК РФ является правом, а не обязанностью арендодателя. Правовые основания замены предоставленного лесного участка иным участком отсутствуют (л.д. 25-26).
Согласно извещению Департамент проводил аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в том числе лесничество - ГКУ ЯО "Угличское", участковое лесничество "Угличское", кварталы, целевое назначение: 1-40, 46-48, 52-93, ч. 97, ч. 98, ч. 100 - 102, ч. 105, ч. 107, ч. 108, ч. 110 - защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - 1-40, 46-48, 52-93 - лесопарковая зона), 94-96, ч. 97, ч. 98, 99, ч. 100 - 102, 103, 104, ч. 105, 106, ч. 107, ч. 108, 109, ч. 110, 111 - 114 - защитные леса (ценные леса), площадью 11758 га, для заготовки древесины, объем использования - 3,6 тысяч куб. метров.
Полагая, что выставленный на аукцион 13.12.2011 лесной участок является аналогичным ранее представленному участку, истец обратился в суд с настоящим иском с требованием произвести замену лесного участка и внести соответствующие изменения в договор аренды.
17.07.2012 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) на обращение Департамента лесного хозяйства Ярославской области сообщило, что иной участок может быть предоставлен арендатору исключительно по результатам проведения аукциона (л.д. 80-81).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу положений пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что на даты заключения договоров N 3 и N 137, спорный земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:0022:02 относился к землям сельскохозяйственного назначения и принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования СПК (колхоз) "Улейма", апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае речь идет об отсутствии у ответчика полномочий на предоставление спорного участка в аренду.
Таким образом, принимая во внимание, что лесной участок, его характеристика и местоположение являются условиями аукциона, и, следовательно, их изменение, в силу положений статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, путем внесения соответствующих изменений в договор аренды не допускается, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что в сложившейся ситуации невозможно применение положений статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и истцом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 по делу N А82-3284/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Д.Ю.БАРМИН
Судьи
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2012 ПО ДЕЛУ N А82-3284/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. по делу N А82-3284/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Крылов Н.С., руководитель, выписка из ЕГРЮЛ от 10.12.2012 N 1865, Левандовский Л.Л., по доверенности от 17.05.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Угличлеспром"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 по делу N А82-3284/2012, принятое судом в составе судьи Котоминой Н.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" (ИНН 7612036366, ОГРН 1067612018297, Ярославская обл., г. Углич, Ростовское ш., 1б)
к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254, г. Ярославль, ул. Красноборская, 8),
об обязании внести изменения в договор N 137 от 04.12.2008 в части замены лесных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" (далее - ООО "Угличлеспром", истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент, ответчик) об обязании произвести замену участка, расположенного в Угличском МР, ГКУ ЯО "Угличское лесничество", СПК "Улейма", предоставленного в аренду ООО "Угличлеспром" по договору N 137 от 04.12.2008, на участок, расположенный в Угличском МР, ГКУ ЯО "Угличское лесничество", кварталы N 11; 12; 15-18; 23-26; 31-40; 46-48; 52; 56-62; 64; 65; 67-70; 73-79; 86-90, общей площадью 5012 га; обязать Департамент внести изменения в договор N 137 от 04.12.2008 в части замены лесных участков.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 ООО "Угличлеспром" отказано в удовлетворении исковых требований.
ООО "Угличлеспром" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 по делу N А82-3284/2012 и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
По мнению ООО "Угличлеспром" решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Заявитель указывает, что истец в судебном заседании не вел речь о предоставлении дополнительных участков лесного фонда, а просил заменить лесной участок арендодателем в рамках гражданско-правовой ответственности по договору аренды, как имущества, обладающего недостатками, препятствующими лесопользованию, которыми являются другое целевое назначение (земли сельскохозяйственного назначения) и принадлежность земельного участка другому собственнику. Заявитель полагает, что при отсутствии в лесном законодательстве ответственности арендодателя за предоставление в аренду имущества, обладающего недостатками, необходимо пользоваться нормами гражданского законодательства, которое предусматривает возможность замены такого имущества в рамках действующего договора аренды, и это не будет противоречить нормам Лесного кодекса.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы заявителя в полном объеме, считает решение Арбитражного суда Ярославской области законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.12.2006 между государственным учреждением Ярославской области "Управление сельскими лесами" (арендодатель) и ООО "Угличлеспром" (арендатор) заключен договор N 3 аренды участков лесного фонда (далее - договор N 3) (л.д. 134-139).
В соответствии с пунктом 2.1, Приложениями NN 1, 2 договора N 3 арендодатель передает за плату, а арендатор принимает в аренду часть участков лесного фонда на территории СПК "Нива", площадью 1696 га, кадастровый номер 76:16:000000:0140:01, кварталы N 1-10, 12, 14, и часть участков лесного фонда на территории СПК "Улейма", площадью 2615 га, с кадастровым номером 76:16:000000:0022:02, кварталы N 5-7, 9, 10, 12-15, 19-21, 23, 26, 27, 31, 33-35, расположенные: Ярославская область, Угличский МР, Угличский сельский лесхоз - филиал.
В соответствии с пунктом 2.2 договора аренды N 3 арендуемый участок предоставляется в аренду сроком на 49 лет, для заготовки древесины.
Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области N 435 от 01.12.2008 (л.д. 133) договор аренды участка лесного фонда от 27 декабря 2006 года N 3, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Ярославской области от 22.03.2007, регистрационный N 76-22-10/007/2007-045, переоформлен на договор аренды лесного участка площадью 4311 га, расположенного в кварталах СПК "Нива" N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14 и СПК "Улейма" N 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 23, 26, 27, 31, 33, 34, 35 ГУ ЯО "Угличское лесничество", обществу с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" для заготовки древесины сроком на 47 лет, с ежегодным объемом пользования 28,9 тыс. куб. м и размером арендной платы 540 100 рублей.
04.12.2008 между Департаментом (арендодатель) и ООО "Угличлеспром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 137 (далее - договор N 137) (л.д. 10-22).
В соответствии с пунктами 1, 2 договора N 137 арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок (ранее находящийся в пользовании у настоящего арендатора согласно договору аренды участка лесного фонда N 3 от 27.12.2006, регистрационный N 76-22-10/007/2007-045), площадью 4311 га, расположенный: Ярославская область, Угличский муниципальный район, ГУ ЯО "Угличское лесничество", Ильинское участковое лесничество, СПК "Нива", кварталы 1-10; 12; 14-1696 га, СПК "Улейма" кварталы 5-7; 9; 10; 12-15; 19-21; 23; 26; 27; 31; 33-35 - 2615 га. Номер учетной записи 169-2008-12.
В силу пункта 4 договора N 137 арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3. Размер разрешенного лесопользования корректируется в соответствии с параметрами, установленными проектом освоения лесов.
Согласно приложению N 3 лесной участок был предоставлен для заготовки древесины.
Лесной участок передан по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 04.12.2008 (л.д. 18).
Западным филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ООО "Угличлеспром" (л.д. 97-130), который получил положительное заключение государственной экспертизы (приказ Департамента N 651 от 28.12.2009 (л.д. 131).
26.11.2008 Правительство Ярославской области постановило перевести их из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда (постановление N 619-п). ООО "Улейма", как правопреемник СПК "Улейма", оспорило в судебном порядке вышеуказанное постановление и решением Ярославского областного суда от 11.08.2009 по делу N 3-72/2009 оно было признано недействующим в части, относящимся к землям, принадлежащим ООО "Улейма" (п/п 148 Перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда).
Определением Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2009 N 8-Г09-29 установлено, что ООО "Улейма" является правообладателем земельного участка, площадью 4 260 000 кв. метров с кадастровым номером 76:16:000000:0022 по адресу: Угличский район, Улейминский сельский округ. Перевод принадлежащего ООО "Улейма" земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен с нарушением действующего порядка, установленного федеральным законодательством. Земельный участок был предоставлен ООО "Улейма" для сельскохозяйственного производства и принадлежит ему на праве бессрочного пользования.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-П "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" подпункт 148 Перечня исключен с 31 декабря 2009 года на основании постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2009 N 1229-п, поскольку признан недействующим решением Ярославского областного суда от 11.08.2009 N 3-72/2009 со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 147 оборот).
Исходя из текста пункта 148 Перечня (в ранее действующей редакции), исключен был земельный участок, расположенный в Угличском районе Улейминский сельский округ с кадастровым номером 76:16:000000:22 площадью 42 600 000 кв. метров.
22.11.2011 общество с ограниченной ответственностью "Улейма" (далее - ООО "Улейма") сообщило истцу, что ООО "Улейма" принадлежат на праве собственности земельные участки, ранее находившиеся в постоянном бессрочном пользовании СПК (колхоза) "Улейма" с кадастровыми номерами: 76:16:010501:194, 76:16:010501:195, 76:16:010501:196, 76:16:010501:197, 76:16:010501:198, 76:16:010501:199, 76:16:010501:201, 76:16:010501:202, 76:16:010501:203, 76:16:010501:204, 76:16:010501:207, 76:16:010501:208, 76:16:010501:209, 76:16:010501:210, 76:16:010501:212, 76:16:010501:213, 76:16:010501:214, 76:16:010501:215, 76:16:010501:217, 76:16:010501:218, 76:16:010501:221, 76:16:010416:192, 76:16:010301:405, 76:16:010301:406, 76:16:010601:209, 76:16:010301:407, 76:16:010301:408, 76:16:010301:409, 76:16:010601:210, 76:16:010601:211, 76:16:010301:414, 76:16:010301:415, 76:16:010301:417, 76:16:010301:418, 76:16:010301:419, 76:16:010301:422, 76:16:010301:423, 76:16:010301:424, 76:16:010601:212, 76:16:010601:214, 76:16:010601:216, 76:16:010601:218, 76:16:010301:425.
Кроме того, общество указало, что по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Росреестр) и ФБУ "Кадастровая палата" земельные участки относятся к категории: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, что подтверждено решением Ярославского областного суда от 11.08.2009 (дело N 3-72/2009), определением Верховного Суда РФ от 28.10.2009 (дело N 8-Г09-29) (л.д. 23).
23.11.2011 ООО "Угличлеспром" претензионным письмом N 255, полученным Департаментом 24.11.2011, просило ответчика рассмотреть вопрос о незамедлительной замене имущества на другое равнозначное имущество, находящееся в надлежащем состоянии (л.д. 24).
13.12.2011 Департамент сообщил, что замена имущества в порядке статьи 612 ГК РФ является правом, а не обязанностью арендодателя. Правовые основания замены предоставленного лесного участка иным участком отсутствуют (л.д. 25-26).
Согласно извещению Департамент проводил аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в том числе лесничество - ГКУ ЯО "Угличское", участковое лесничество "Угличское", кварталы, целевое назначение: 1-40, 46-48, 52-93, ч. 97, ч. 98, ч. 100 - 102, ч. 105, ч. 107, ч. 108, ч. 110 - защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - 1-40, 46-48, 52-93 - лесопарковая зона), 94-96, ч. 97, ч. 98, 99, ч. 100 - 102, 103, 104, ч. 105, 106, ч. 107, ч. 108, 109, ч. 110, 111 - 114 - защитные леса (ценные леса), площадью 11758 га, для заготовки древесины, объем использования - 3,6 тысяч куб. метров.
Полагая, что выставленный на аукцион 13.12.2011 лесной участок является аналогичным ранее представленному участку, истец обратился в суд с настоящим иском с требованием произвести замену лесного участка и внести соответствующие изменения в договор аренды.
17.07.2012 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) на обращение Департамента лесного хозяйства Ярославской области сообщило, что иной участок может быть предоставлен арендатору исключительно по результатам проведения аукциона (л.д. 80-81).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу положений пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что на даты заключения договоров N 3 и N 137, спорный земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:0022:02 относился к землям сельскохозяйственного назначения и принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования СПК (колхоз) "Улейма", апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае речь идет об отсутствии у ответчика полномочий на предоставление спорного участка в аренду.
Таким образом, принимая во внимание, что лесной участок, его характеристика и местоположение являются условиями аукциона, и, следовательно, их изменение, в силу положений статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, путем внесения соответствующих изменений в договор аренды не допускается, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что в сложившейся ситуации невозможно применение положений статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и истцом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2012 по делу N А82-3284/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Угличлеспром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Д.Ю.БАРМИН
Судьи
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)