Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N А19-3699/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. N А19-3699/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации г. Иркутска - Борисова Александра Алексеевича (доверенность от 26.12.2012 N 059-72-1059/12),
Правительства Иркутской области - Коваленко Юлии Сергеевны (доверенность от 05.12.2012 N 02-01-1013/12),
гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Лиходиевской Зинаиды Максимовны - Башковой Ирины Николаевны (доверенность от 27.10.2012), Наточий Елены Раисовны (доверенность от 27.10.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2013 года по делу N А19-3699/2012 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции Назарьева Л.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Лиходиевская Зинаида Максимовна (г. Иркутск, ОГРН: 307381126400010, далее - индивидуальный предприниматель Лиходиевская З.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в письме от 10.11.2011 N 23-11984/1и об отказе в предоставлении земельного участка по ул. Челябинская в г. Иркутске для строительства производственной базы, о признании незаконными распоряжений от 27.01.2012 N 24-рп, от 06.04.2012 N 219-рп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Иркутска, общество с ограниченной ответственностью "Чекотова П.А. Фортуна" (далее - ООО "Чекотова П.А. Фортуна").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Иркутской области.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2013 года решение суда от 25 июня 2012 года отменено, принят новый судебный акт о признании незаконными действий Правительства Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области, выразившихся в письме от 10.11.2011 N 23-11984/1и; незаконными распоряжений Правительства от 27.01.2012 N 24-рп, от 06.04.2012 N 219-рп и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
В кассационной жалобе Правительство Иркутской области ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции по основаниям неправильного применения норм материального права, неприменения нормативных правовых актов, подлежащих применению, немотивированного отклонения представленных доказательств.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на неправильное толкование судом апелляционной инстанции пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что индивидуальный предприниматель Лиходиевская З.М и ООО "Чекотова П.А. Фортуна" обратились с заявлениями о предоставлении разных земельных участков, что исключает выставление земельных участков на торги.
Заявитель кассационной жалобы считает, что у Правительства Иркутской области отсутствовала обязанность информирования населения о предоставлении земельных участков для строительства.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Правительства Иркутской области поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации г. Иркутска заявил о согласии с доводами кассационной жалобы.
Представители индивидуального предпринимателя Лиходиевской З.М. считают постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Министерство имущественных отношений Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 06661, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет 23.03.2013), своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие его представителя.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 04.10.2011 индивидуальный предприниматель Лиходиевская З.М. обратилась в Правительство Иркутской области с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 3500 - 4000 м2 в районе земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Челябинская, 26 с кадастровым номером 38:36:000012:0083 для строительства производственной базы согласно прилагаемой схеме.
Министерство письмом от 10.11.2011 N 23-11984/1и отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что в отношении испрашиваемого участка по заявлению ООО "Чекотова П.А. Фортуна" утверждены акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка для строительства производственной базы.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 27.01.2012 N 24-рп утвержден акт о выборе земельного участка для строительства производственной базы, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Челябинская, предварительно согласовано место размещения производственной базы; распоряжением от 06.04.2012 N 219-рп ООО "Чекотова П.А. Фортуна" для строительства производственной базы в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1825 м2, кадастровый номер 38:36:000012:5820, расположенный по указанному выше адресу.
Индивидуальный предприниматель Лиходиевская З.М., не согласившись с действиями и распоряжениями Правительства Иркутской области, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Отменив решение суда первой инстанции в связи с непривлечением в качестве соответчика Правительства Иркутской области, суд апелляционной инстанции новым судебным актом признал незаконными вышеуказанные действия и распоряжения Правительства Иркутской области как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции постановлены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
В силу части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз отнесено к полномочиям Правительства Иркутской области.
Пунктом 2 Постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" установлено, что земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области.
Согласно пункту 10 указанного Постановления решение о проведении торгов либо о предоставлении земельного участка без проведения торгов принимается Правительством Иркутской области.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Приложения N 4 к решению Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 "Об утверждении Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска" Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в течение одного месяца с момента регистрации заявления изготавливает и утверждает схему (схемы) расположения земельного(ых) участка(ов) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; в течение трех месяцев с момента регистрации заявления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, направляет в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта, которая подлежит опубликованию в газете "Иркутск" в течение 7 дней с момента поступления.
В нарушение установленного порядка информация о предстоящем предоставлении земельного участка ООО "Чекотова П.А. Фортуна" была опубликована в ином издании - в газете "Иркутск официальный" от 14.06.2011.
Таким образом, правильным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что Правительством Иркутской области было нарушено право индивидуального предпринимателя Лиходиевской З.М. на получение информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с указанным выводом, ссылается на то, что информирование населения о предоставлении земельных участков для строительства не относится к полномочиям Правительства Иркутской области, а также на то, что публикация информации именно в газете "Иркутск официальный" была правомерной.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
В соответствии с подпунктами 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, публичное информирование призвано обеспечить реализацию в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Поскольку Правительство Иркутской области, как установлено судом апелляционной инстанции, не обеспечило публичное информирование населения в установленном порядке в официальном издании, у предпринимателя отсутствовала возможность своевременно обратиться в этот орган с заявлением о предоставлении того же земельного участка для строительства производственной базы.
В силу пункта 2.1.2 решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 "Об утверждении Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска" информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства подлежала опубликованию в газете "Иркутск". Названная информация опубликована 14.06.2011 в газете "Иркутск официальный".
Оба источника официальной публикации газета "Иркутск" и газета "Иркутск официальный" были введены решением Думы г. Иркутска от 06.12.2012 N 005-20-4106/70/2, то есть после опубликования рассматриваемой информации (14.06.2011), в связи с чем к возникшим правоотношениям этот порядок публикации применен быть не может.
Поскольку на спорный земельный участок было подано два заявления о предоставлении земельного участка для строительства производственной базы, то, как правильно указал суд апелляционной инстанции, испрашиваемый земельный участок должен был предоставляться претендующим на него лицам по результатам торгов.
Правительство Иркутской области утверждает, что спорный земельный участок был предоставлен ООО "Чекотова П.А. ФОРТУНА" с соблюдением положений статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп. Индивидуальный предприниматель Лиходиевская З.М. и ООО "Чекотова П.А. ФОРТУНА", как считает заявитель кассационной жалобы, обратились с заявлениями о предоставлении различных земельных участков, в связи с чем земельные участки не подлежали выставлению на торги.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены.
Распоряжение Правительства Иркутской области о предварительном согласовании ООО "Чекотова П.А. Фортуна" места размещения производственной базы было принято 27.01.2012, то есть после поступления заявления предпринимателя от 04.10.2011 о предоставлении земельного участка, в связи с чем является незаконным, равно как и распоряжение от 06.04.2012 о предоставлении ООО "Чекотова П.А. ФОРТУНА" земельного участка в аренду под строительство, как не учитывающие обязанность компетентного органа провести торги в силу наличия двух претендентов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество и предприниматель претендовали на один и тот же земельный участок, названное усматривается из письма Министерства от 10.11.2011. Правительство Иркутской области в кассационной жалобе не привело доводов, которые достоверно свидетельствовали бы о том, что указанными лицами испрашивались разные земельные участки.
Довод Правительства Иркутской области о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на подпункты 3, 4 пункта 4, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в части порядка предоставления земельного участка под строительство, проверен. Названный довод признан не влияющим на правильность выводов суда апелляционной инстанции о том, что земельный участок, предоставляемый путем предварительного согласования места размещения объекта, на который претендуют два хозяйствующих субъекта, должен выставляться на торги.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в структуре органов исполнительной власти Иркутской области нет такого Министерства как Министерство имущественных и земельных отношений, также не влияет на правильность выводов суда апелляционной инстанции, поскольку опечатка может быть устранена в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не нашел своего подтверждения в материалах дела и довод жалобы о том, что индивидуальный предприниматель Лиходиевская З.М. не доказала, что отказ Министерства и принятые распоряжения нарушают ее права и законные интересы. Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что предприниматель являлась претендентом на спорный земельный участок наравне с ООО "Чекотова П.А. Фортуна", следовательно, незаконное исключение ее из числа таких претендентов свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2013 года по делу N А19-3699/2012 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)