Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-17698/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N 33-17698/2013


Судья: Мышко А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Лободенко К.В.
судей Казакова Д.А., Перовой М.В.
по докладу судьи краевого суда Казакова Д.А.
при секретаре Б.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Г. на решение Павловского районного суда от 18 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Казакова Д.А., судебная коллегия,

установила:

Руководитель УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея обратился в суд с иском к администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края о понуждении в разработке проекта рекультивации и проведении рекультивации.
В обоснование требований указал, что при проведении плановой выездной проверки администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района установлено, что на территории сельского поселения имеется несанкционированная свалка для складирования бытовых отходов, расположенных в 800 м западнее ст. Незамаевской площадью 2,6 га (секция 9 контур 43, кадастровый N (номер обезличен), земли сельхозназначения). Твердого покрытия под свалкой нет, что ведет к попаданию продуктов распада в почву, в результате чего происходит уничтожение плодородного слоя. Данный факт указывает на возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животных, растениям, окружающей среде в Незамаевском сельском поселении и не соответствует действующему законодательству - ФЗ "Об охране окружающей среды", ЗК РФ, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Не проведенные в соответствии с проектом рекультивационные работы по восстановлению плодородного слоя повлекут существенное нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, предусмотренную ст. 42 Конституции РФ. Поскольку действиями ответчика причинен вред окружающей природной среде необходимо проведение комплекса работ по рекультивации почвы.
Просил обязать ответчика разработать проекты рекультивации указанного земельного участка, после чего провести рекультивационные работы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности Ч.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края по доверенности Г. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Павловского районного суда от 18 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея к администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края об обязании администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения расположенных в 800 м западнее ст. Незамаевская площадью 2,6 га секция 9 контур 43, кадастровый номер (номер обезличен) и после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в 800 м западнее ст. Незамаевская площадью 2,6 га секция 9 контур 43, кадастровый номер (номер обезличен) отказано.
В апелляционной жалобе и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Г. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование указывает на нарушения норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Незамаевского сельского поселения Павловского района Л., представитель управления муниципальным имуществом администрации МО Павловский район по доверенности Ч.О. просили в удовлетворении жалобы отказать, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлено, что на территории сельского поселения имеется несанкционированная свалка для складирования бытовых отходов, расположенных в 800 м западнее ст. Незамаевской площадью 2,6 га (секция 9 контур 43, кадастровый N (номер обезличен), земли сельхозназначения).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Незамаевского сельского поселения не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка, на организацию сбора и вывоза мусора денежные средства по уставу сельского поселения не выделяются, а вопрос о рекультивации невозможно решить без ликвидации свалки.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, полагая их несостоятельными.
Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со ст. ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно Приказу Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 года "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земельных участков.
Земельный участок, на котором расположена свалка, находится на территории Незамаевского сельского поселения, что подтверждается кадастровым паспортом, постановлением администрации МО Павловский район N 847 от 03.06.2011 г.
Согласно ст. 8 Устава Незамаевского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При таких обстоятельствах, администрация Незамаевского сельского поселения обязана выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, является неправомерным.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении требований, заявленных Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края о понуждении в разработке проекта рекультивации и проведении рекультивации.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Г. удовлетворить.
Решение Павловского районного суда от 18 апреля 2013 года отменить.
Исковое заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к администрации Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края о понуждении в разработке проекта рекультивации и проведении рекультивации удовлетворить.
Обязать администрацию Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения расположенных в 800 м западнее ст. Незамаевская площадью 2,6 га секция 9 контур 43, кадастровый номер (номер обезличен).
Обязать администрацию Незамаевского сельского поселения Павловского района Краснодарского края после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в 800 м западнее ст. Незамаевская площадью 2,6 га секция 9 контур 43, кадастровый номер (номер обезличен).















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)