Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Капустянская М.М.
Федеральный судья: Бурцев Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Капустянской М.М. и Герасимовой Л.Н.
при секретаре Н.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Д. удовлетворить.
Признать за Д. право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Д. выплату пенсии с года".
Заслушав дело по докладу судьи Капустянской М.М., выслушав представителя ответчика К., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что с июня 2005 года фактически проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в д.
Однако при обращении 27.06.2011 года в УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области для назначения пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ей было отказано, по тем основаниям, что период ее проживания в вышеназванной зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Считая данный отказ незаконным, просила суд в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом признать за ней право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и отказать истице в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
По мнению ответчика, поскольку постоянное проживание истицы на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, с июня 2005 года не подтверждено регистрацией, права на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. она не имеет.
Кроме того, суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить истице пенсию с г., поскольку такое право у нее может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
С 26 апреля 1986 г. по настоящее время области значится в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р, действовавшем до 01.02.1998 г., а также в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, который стал применяться с 1 февраля 1998 года.
Как усматривается из материалов дела, 27.06.2011 года Д. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, однако письмом N 27-1079 от 11.07.2011 г. ответчиком было отказано истице в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия регистрации по месту жительства на загрязненной территории (л.д. 10).
Согласно паспорту истица с 18.03.2003 года по настоящее время зарегистрирована по адресу:
Однако судом, бесспорно, установлено, что она с июня 2005 года по настоящее время фактически постоянно проживает по адресу: , т.е. на территории, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, что подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела (л.д. 29, 35-36, 39), которые согласуются с показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей - и объяснениями истицы.
При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что Д. имела право на досрочную трудовую пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом при обращении ее с заявлением о досрочном назначении пенсии к ответчику, суд правильно пришел к выводу о том, что исковые требования Д. о признании за ней вышеназванного права подлежат удовлетворению, указав, что пенсия должна быть назначена истице с года.
По изложенным выше основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией, то он не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Более того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.
Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату с года, поскольку такое право у истицы может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда, не может быть принят во внимание судебной коллегией, т.к. этот довод основан на ошибочном толковании норм материального права.
Вследствие чего, оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 11 августа 2011 года оставить без изменения, а жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1336
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2011 г. по делу N 33-1336
Докладчик: Капустянская М.М.
Федеральный судья: Бурцев Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Капустянской М.М. и Герасимовой Л.Н.
при секретаре Н.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Д. удовлетворить.
Признать за Д. право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Д. выплату пенсии с года".
Заслушав дело по докладу судьи Капустянской М.М., выслушав представителя ответчика К., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что с июня 2005 года фактически проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в д.
Однако при обращении 27.06.2011 года в УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области для назначения пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ей было отказано, по тем основаниям, что период ее проживания в вышеназванной зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Считая данный отказ незаконным, просила суд в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом признать за ней право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и отказать истице в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
По мнению ответчика, поскольку постоянное проживание истицы на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, с июня 2005 года не подтверждено регистрацией, права на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. она не имеет.
Кроме того, суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить истице пенсию с г., поскольку такое право у нее может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
С 26 апреля 1986 г. по настоящее время области значится в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р, действовавшем до 01.02.1998 г., а также в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, который стал применяться с 1 февраля 1998 года.
Как усматривается из материалов дела, 27.06.2011 года Д. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, однако письмом N 27-1079 от 11.07.2011 г. ответчиком было отказано истице в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия регистрации по месту жительства на загрязненной территории (л.д. 10).
Согласно паспорту истица с 18.03.2003 года по настоящее время зарегистрирована по адресу:
Однако судом, бесспорно, установлено, что она с июня 2005 года по настоящее время фактически постоянно проживает по адресу: , т.е. на территории, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, что подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела (л.д. 29, 35-36, 39), которые согласуются с показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей - и объяснениями истицы.
При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что Д. имела право на досрочную трудовую пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом при обращении ее с заявлением о досрочном назначении пенсии к ответчику, суд правильно пришел к выводу о том, что исковые требования Д. о признании за ней вышеназванного права подлежат удовлетворению, указав, что пенсия должна быть назначена истице с года.
По изложенным выше основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией, то он не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Более того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.
Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату с года, поскольку такое право у истицы может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда, не может быть принят во внимание судебной коллегией, т.к. этот довод основан на ошибочном толковании норм материального права.
Вследствие чего, оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 11 августа 2011 года оставить без изменения, а жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)