Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1823

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N 33-1823


Судья Малышева Л.Н.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Медведевой И.А. и Петровой О.А.,
при секретаре В.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, апелляционной жалобе ООО "МарийСтройИнвест" на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2013 г., по которому постановлено:
- иск Волжского межрайонного прокурора удовлетворить;
- обязать Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл в течение месяца со дня вступления решения суда в силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, расположенного в юго-западной части <адрес> Республики Марий Эл (кадастровый номер..., инвентарный номер...):
- обеспечить государственную охрану гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране";
- в соответствии с п. п. 4.3.2, 4.3.3 СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 30 июня 2003 г. N 137, разработать специальный проект натурных наблюдений за работой и состоянием гидротехнического сооружения в процессе эксплуатации для своевременного выявления дефектов и неблагоприятных процессов, назначения ремонтных мероприятий, предотвращения отказов и аварий, улучшения режимов эксплуатации и оценки уровня безопасности и риска аварий;
- в соответствии с п. 4.3.3 СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 30 июня 2003 г. N 137, п. п. 1.6 - 1.7 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 29 декабря 1995 г. N 17-139, организовать безопасную техническую эксплуатацию гидротехнического сооружения, а именно: систематический надзор за работой и состоянием сооружения; режимные наблюдения; периодические технические осмотры, текущий ремонт. В целях уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения производить периодические натурные наблюдения за состоянием гидротехнического сооружения, нагрузок и воздействий, а также изменений характеристик материалов сооружений и оснований, конструктивных решений;
- направить в установленном законом порядке информационные данные о бесхозяйном гидротехническом сооружении, расположенном в юго-западной части г. Волжска Республики Марий Эл (кадастровый номер..., инвентарный номер...), в Приволжское управление Ростехнадзора для внесения сведений о данном гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений;
- обязать администрацию ГО "<адрес>" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с п. 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Минстроя РФ от 29 декабря 1995 г. N 17-139, организовать выполнение работ по определению, нанесению на генеральный план ГО "Город Волжск" и обозначению на местности указательными знаками границы полосы отвода инженерной защиты - части территории и акватории, прилегающей к гидротехническому сооружению, расположенному в юго-западной части г. Волжска Республики Марий Эл (кадастровый номер..., инвентарный номер...), и зоны, подверженной опасным геологическим процессам - подтапливаемой и затапливаемой территории, защищаемой указанным гидротехническим сооружением.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия

установила:

Волжский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнения предмета требований - л.д....), ссылаясь на следующие обстоятельства. Во исполнение решения Волжского городского суда Республики Марий Эл от <дата>, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от <дата> администрацией ГО "Город Волжск" поставлено на учет в Волжском отделе Управления Росреестра по Республике Марий Эл бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное в юго-западной части <адрес> Республики Марий Эл (кадастровый номер..., инвентарный номер...), о чем внесена запись в ЕГРП за N..., что подтверждается выпиской от <дата> N.... Из судебных постановлений, технического паспорта гидротехнического сооружения, выполненного филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Марий Эл, следует, что гидротехническое сооружение построено из песка и располагается в юго-западной части <адрес> в кадастровых кварталах..., ..., в границах земельных участков с кадастровыми номерами..., ... призвано обеспечивать постоянную защиту от затопления и подтопления защищаемой территории (жилых домов граждан, инженерных коммуникаций и т.д.). Гидротехническому сооружению присвоен III класс в соответствии с п. 5.1.8 СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения". В соответствии с п. 4.1.3 СНиП 33-01-2003, приложением А к СНиП 33-01-2003 вышеуказанное гидротехническое сооружение относится к типу постоянных основных гидротехнических сооружений, призванных обеспечивать постоянную защиту от затопления и подтопления защищаемой территории. Из судебных актов следует, что в связи с неопределенностью балансовой принадлежности гидротехнического сооружения не реализовываются мероприятия по обеспечению его безопасности, что предусмотрено ст. 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". Службой судебных приставов зафиксированы факты вывоза песка с территории земельных участков, в границах которых располагается гидротехническое сооружение. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений должны решать вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. В Республике Марий Эл уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в области безопасности гидротехнических сооружений является Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл. В нарушение требований закона Департаментом до настоящего времени сведения о вышеуказанном бесхозяйном гидротехническом сооружении в уполномоченные территориальный орган соответствующего органа государственного контроля и надзора (Приволжское управление Ростехнадзора) для последующего внесения гидротехнического сооружения Российский регистр гидротехнических сооружений не представлены.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" требованиями к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений являются: государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. В силу вышеприведенного правового регулирования осуществление предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного в юго-западной части г. Волжска Республики Марий Эл, возлагается на Департамент. Порядок проведения мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений из грунтовых материалов установлен Правилами технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденными приказом Минстрой РФ от 29 декабря 1995 г. N 17-139; СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения".
Предусмотренные законодательством мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения Департаментом не выполняются. Так, в нарушение п. п. 4.3.2, 4.3.3 СНиП 33-01-2003 не разработан специальный проект натурных наблюдений за работой и состоянием гидротехнического сооружения в процессе эксплуатации для своевременного выявления дефектов и неблагоприятных процессов, назначения ремонтных мероприятий, предотвращения отказов и аварий, улучшения режимов эксплуатации и оценки уровня безопасности и риска аварий. Не организованы натурные наблюдения за состоянием гидротехнического сооружения, нагрузок и воздействий, а также изменений характеристик материалов сооружений и оснований, конструктивных решений в целях уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения.
Порядок технической эксплуатации сооружений инженерной защиты регламентирован Правилами технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденными Приказом Минстроя РФ от 29 декабря 1995 г. N 17-139.
В нарушение п. п. 1.6 - 1.7 Правил Департаментом не организована безопасная техническая эксплуатация гидротехнического сооружения, а именно: систематический надзор за работой и состоянием сооружения; режимные наблюдения; периодические технические осмотры, текущий ремонт. Невыполнение Департаментом обязательных требований норм и правил технической эксплуатации в отношении бесхозяйного гидротехнического сооружения нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечивается безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения, чем создается угроза жизни, здоровью и законным интересам людей, окружающей среде.
В силу ст. 1 Федерального закона "О государственной охране", согласно которой к охраняемым объектам в соответствии с требованиями данного закона относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, гидротехническое сооружение подлежит государственной охране.
Поскольку гидротехническое сооружение является бесхозяйным, на основании ст. 5 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" организация государственной охраны гидротехнического сооружения возлагается на Департамент.
В нарушение вышеназванных положений закона Департаментом государственная охрана гидротехнического сооружения не организована.
В соответствии с п. п. 7.1, 8, 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" инженерная защита - комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера.
Согласно п. 1.1 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 29 декабря 1995 г. N 17-139, Правила обязательны для всех организаций, учреждений и лиц, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией зданий и сооружений в зонах инженерной защиты территорий населенных пунктов. Действие Правил распространяется на сооружения инженерной защиты, в частности береговые укрепления.
В соответствии с п. 1.2 Правил в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов (подтапливаемые и затапливаемые территории), должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены местной администрацией границы полосы отвода инженерной защиты (часть территории и акватории, прилегающих к защитным сооружениям (п. 1.3), и зоны, подверженные опасным геологическим процессам (подтапливаемые и затапливаемые территории (п. п. 1.1, 1.4).
Границы полосы отвода определяются в проекте (рабочем проекте) сооружений и мероприятий инженерной защиты или по специальному проекту. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.
Минимальные размеры отвода линейных сооружений указаны в Приложении 1 (для берегозащитных пляжей ширина полосы отвода вглубь территории от верхней бровки берега должна составлять не менее 5 метров, в сторону акватории от низа подводного крепления - не менее 40 м).
Границы полосы отвода должны быть обозначены на местности указательными знаками.
В полосе отвода не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к инженерной защите, а также организация садовых и огородных участков. Пересечения полосы отвода транспортными, другими линейными сооружениями и коммуникациями допускается только по согласованию с предприятием инженерной защиты (п. 1.3).
В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (п. 1.4).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией ГО "Город Волжск" не организованы работы по определению, нанесению на генеральный план ГО "Город Волжск" и обозначению на местности указательными знаками границы полосы отвода инженерной защиты (части территории и акватории, прилегающей к гидротехническому сооружению) и зоны, подверженной опасным геологическим процессам (подтапливаемой и затапливаемой территории, защищаемой гидротехническим сооружением).
Принимая во внимание, что гидротехническое сооружение относится к объектам повышенной опасности, авария на котором может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, невыполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения делает указанный объект особо уязвимым в террористическом отношении, выполнение требований законодательства по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения призвано обеспечить защиту граждан от актов терроризма.
Допущенные ответчиками нарушения закона создают угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, так как в случае возникновения аварии на гидротехническом сооружении существует угроза затопления защищаемой гидротехническим сооружением территории юго-западной части г. Волжска и причинения вреда окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе, поддержанной третьим лицом ООО "МарийСтройИнвест", Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл в лице и.о. руководителя П. просит решение отменить, как вынесенное судом с неправильным применением норм материального и процессуального права, указывая, что в силу действующего законодательства Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, судом не установлено наличие объектов, защита которых обеспечивается гидротехническим сооружением, не учтено заключение межведомственной группы правительственной комиссии, поэтому нормы Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" не могут быть применены к данному объекту. В жалобе выражается несогласие с применением судом при рассмотрении дела Федерального закона "О государственной охране", отмечается, что государственная охрана ГТС не входит в сферу регулирования республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл в 2013 - 2020 годах". Как утверждается в жалобе, для применения СНиП 33-01-2003 не имелось оснований, поскольку данный акт действует только в отношении строящихся и реконструируемых гидротехнических сооружений, для внесения его в регистр гидротехнических сооружения также не было оснований, так как не доказано, что авария на гидротехническом сооружении может причинить вред. В жалобе также выражается сомнение в законности составленного технического паспорта гидротехнического сооружения.
В апелляционной жалобе третье лицо ООО "МарийСтройИнвест" в лице генерального директора М. просит решение отменить, как вынесенное судом с неполным определением существенных для дела обстоятельств. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Как указывается в жалобе, судом не установлены индивидуальные признаки объекта капитального строительства, обстоятельства, при которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации, а также, когда введено в эксплуатацию гидротехническое сооружение.
В возражениях и.о. Волжского межрайонного прокурора Чушикина С.В., старший помощник Волжского межрайонного прокурора Бузунов Ю.В., представитель Управления ФССП по Республике Марий Эл В.С. выражают несогласие с доводами апелляционных жалоб, просят оставить решение суда в силе.
В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, заслушав объяснения представителей Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Ч., З., поддержавших жалобу, объяснения помощника прокурора Республики Марий Эл Полозовой Т.В., представителя Управления ФССП по Республике Марий Эл К., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предъявленный прокурором иск подлежит удовлетворению. Выводы суда в указанной части преимущественно основаны на обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела, нормах материального и процессуального права. Судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и это подтверждается материалами дела, что наличие гидротехнического сооружения в границах земельных участков с кадастровыми номерами..., ..., расположенных: Республика Марий Эл, ..., установлено решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от <дата>, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от <дата> Указанными судебными постановлениями на администрацию ГО "Город Волжск" возложена обязанность обратиться в Волжский отдел Управления Росреестра по Республике Марий Эл с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества данного гидротехнического сооружения. Во исполнение судебных постановлений администрацией ГО "Город Волжск" организована техническая инвентаризация этого объекта, по результатам которой гидротехническое сооружение определено на местности, ему присвоены кадастровый номер..., инвентаризационный номер..., данный объект поставлен на учет <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРП N....
Согласно сведениям Технического паспорта от <дата> объект поименован как намывной волноустойчивый пляжный откос, его назначение - гидротехническое берегоукрепительное, тип сооружения - гидротехническое сооружение, класс сооружения - 3, основной материал конструкции - намывной песок, основная характеристика - защита берега от размыва и обрушения во время весеннего половодья. В техпаспорте указаны длина, ширина заложения откоса, площадь сооружения, год постройки.
Вопреки доводам жалобы Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, основания для критической оценки технического паспорта гидротехнического сооружения отсутствуют, поскольку данный документ основывается на сведениях, установленных вышеуказанными судебными постановлениями.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
С учетом изложенного и, принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, гидротехническое сооружение, в отношении которого возник спор, является индивидуально-определенным объектом, поставленным на учет в установленном порядке.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
При вынесении вышеуказанных судебных постановлений судом было признано наличие на земельных участках с кадастровыми номерами..., ... бесхозяйного гидротехнического сооружения. При этом суд руководствовался нормами Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". Обязанность по постановке гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества была возложена судебными инстанциями на администрацию ГО "Город Волжск" в связи с необходимостью обеспечения безопасности гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:
- на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;
- участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
- разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
- обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;
- участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений.
В силу ст. 8 названного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
- государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно п. п. 1 - 3 Постановления Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральное агентство водных ресурсов; установлено, что Российский регистр гидротехнических сооружений формируется и ведется в целях: а) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений; б) сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений; в) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций; г) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. Гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения. Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения.
В соответствии с пп. 1 п. 93 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2009 г. N 117/66, было установлено, что информационные данные о бесхозяйных гидротехнических сооружениях формируются и представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие сооружения в территориальный орган соответствующего органа государственного контроля и надзора с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя), предоставляющего указанные информационные данные органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального органа соответствующего органа государственного контроля и надзора.
Согласно п. п. 4, 5, 7, 9 Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 января 2013 г. N 34, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта представляют в Росводресурсы информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях. Регистр формируется и ведется в целях, в частности, государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений различного назначения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях, в том числе о ликвидации гидротехнических сооружений, рассматриваются в органах государственного надзора или их территориальных органах. Информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", рассматриваются территориальным органом государственного надзора и представляются в соответствующий орган государственного надзора.
Пунктами 13, 14 Положения о Департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2010 г. N 40, предусмотрено, что основными задачами Департамента являются, в частности: обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений республиканской собственности; предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в частности, региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной; решает вопросы безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Марий Эл, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной и муниципальной собственности; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
С учетом приведенного правового регулирования и учитывая, что в настоящее время гидротехническое сооружение не признано в установленном порядке (ст. 225 ГК РФ) муниципальной собственностью, является бесхозяйным, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что на Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл следует возложить обязанности, связанные с обеспечением его безопасности и внесением сведений о нем в Российский регистр гидротехнических сооружений, перечень которых приведен в решении.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл является в настоящем деле надлежащим соответчиком.
Согласно Своду правил "Гидротехнические сооружения. Основные положения" (актуализированная редакция СНиП 33-01-2003), содержащему положения, аналогичные положениям п. п. 4.3.2, 4.3.3 СНиП 33-01-2003, настоящий свод правил распространяется на вновь проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые, реконструируемые и подлежащие ликвидации речные и морские гидротехнические сооружения всех видов и классов (Раздел 1. "Область применения").
Изложенное опровергает доводы жалобы Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл о неприменимости СНиП 33-01-2003 в рассматриваемых отношениях.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. п. 7.1, 8, 26, 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, п. п. 1.1, 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктом, утвержденных приказом Минстроя РФ от 29 декабря 1995 г. N 17-139, также правильно и обоснованно возложил на администрацию ГО "Город Волжск" обязанности по организации выполнения работ по определению, нанесению на генеральный план ГО "Город Волжск" и обозначению на местности указательными знаками границы полосы отвода инженерной защиты - части территории и акватории, прилегающей к гидротехническому сооружению, и зоны, подверженной опасным геологическим процессам - подтапливаемой и затапливаемой территории, защищаемой указанным гидротехническим сооружением.
На решение суда в указанной части жалоба со стороны администрации ГО "Город Волжск" не подавалась, в поданных жалобах выводы суда в данной части не оспариваются.
Правильность итоговых выводов суда иными доводами апелляционных жалоб также не опровергается.
Так, следует признать несостоятельными доводы жалобы Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл о том, что в рассматриваемой ситуации не подлежат применению нормы Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" ввиду недоказанности реальной возможности возникновения чрезвычайной ситуации вследствие ненадлежащей эксплуатации гидротехнического сооружения.
Согласно заключению ФГБУ "Средволгаводхоз" от <дата> <номер> берегоукрепительное сооружение построено для защиты береговой полосы, соответственно, и жилых домов и населения, от негативного воздействия водохранилища (разрушения, затопления, подтопления). Дальнейшая разработка карьера и вывоз песка могут привести к активизации негативных экзогенных геологических процессов и будут способствовать возможному причинению вреда экологической среде и водным ресурсам. Данные проблемы могут резко обостриться в связи с предстоящим подъемом уровня воды в Чебоксарском водохранилище до проектной отметки... м. Земельный участок предоставлен администрацией ГО "Город Волжск" для жилищного строительства.
С учетом изложенного отсутствовала необходимость в назначении судебной экспертизы для определения размера вреда, который может быть причинен в случае аварии на гидротехническом сооружении, установления обстоятельств, при которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации, о чем было заявлено ходатайство ООО "МарийСтройИнвест", и на что указывается в апелляционных жалобах.
Ссылка в жалобе Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл на заключение ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций МЧС России" без номера и даты, из которого, по утверждению апеллянта, следует, что на территории рассматриваемых земельных участков при существующих условиях в случае подтопления и оползания откосов возникновение гидродинамической аварии, и даже нарушение целостности рассматриваемой территории не приведет к возникновению чрезвычайной ситуации, является несостоятельной, поскольку данного документа в материалы дела не было представлено.
Согласно акту от <дата> оценки текущего состояния и целесообразности осуществления жилищного строительства в юго-западном районе <адрес>, составленному межведомственной рабочей группой при Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, рассматриваемая защитная дамба будет относиться к гидротехническим сооружениям, общие требования к обеспечению безопасности которых установлены ст. 8 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". Межведомственная рабочая группа также внесла следующие предложения: считать целесообразным проводить застройку земельного участка на отметке не ниже 59,55 мБС, для чего произвести намыв (отсыпку) недостающего песчаного грунта, проект планировки территории отправить на доработку, приостановить производство планировочных работ до разработки проектной документации защитной дамбы.
Выводы суда, имеющие отношение к Республиканской целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл в 2013-2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2012 г. N 391, касаются обоснования компетенции Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Доводы жалобы Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл о недопустимости расходования бюджетных средств, предусмотренных программой, на иные цели, не свидетельствуют о незаконности вынесенного судом решения, поскольку не освобождают апеллянта от обязанности обеспечивать безопасность бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории Республики Марий Эл.
Выводы суда в указанной, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Их оценка подробно изложена в решении, является правильной. Оснований считать решение суда в указанной части ошибочным по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к убеждению, что из мотивировочной и резолютивной частей решения суда подлежат исключению ссылки на применение к рассматриваемым отношениям Федерального закона "О государственной охране", о чем прокурором было заявлено в виде самостоятельного требования. Основания для этого следующие.
- В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной охране" государственная охрана - это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; объекты государственной охраны - это лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом; охраняемые объекты - это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны;
- Согласно ст. 6 названного Федерального закона к объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные настоящим Федеральным законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования и поскольку гидротехнические сооружения не являются объектами государственной охраны в смысле Федерального закона "О государственной охране", к рассматриваемым отношениям не подлежат применению положения Федерального закона "О государственной охране", основным законодательным актом является специальный закон - Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений", статьей 8 которого определены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, примененный судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, в данной части решение суда подлежит отмене, как вынесенное судом с неправильным применением норм материального права, с отказом прокурору в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2013 г. в части возложения на Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл обязанности обеспечить государственную охрану гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" отменить.
Вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении данного требования Волжскому межрайонному прокурору отказать; исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения указание на применение в настоящем деле положений Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране".
В остальной части решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, апелляционную жалобу ООО "МарийСтройИнвест" - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.ПОПОВ

Судьи
И.А.МЕДВЕДЕВА
О.А.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)