Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года
текст постановления изготовлен в полном объеме 10 сентября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Бородулиной И.И., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи, после перерыва помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Привалова Т.Ю. по доверенности N 13 от 01.04.2013 года (сроком по 31.12.2014 года)
от заинтересованного лица: Горячева Н.В. по доверенности N 1197/38 от 14.02.2013 года (сроком до 13.02.2014 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 17 июня 2013 года по делу N А45-6511/2013 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", г. Новосибирск (ИНН 5405293996, ОГРН 1055405058312)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным отказа в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 года N 1593,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 года N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", выраженного в письме от 05.04.2013 года N 2682/1-14/38 и об обязании Департамент продлить срок действия приказа от 01.11.2007 года N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", на срок, необходимый для завершения процедуры перевода в земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418, адрес (местоположение): участок находится примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира - перекресток автодороги М-51 и поворота в поселок Садовый, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автодорога М-51, поворот поселок Садовый (Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый), площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку положения пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ не предусматривают возможность, порядок и основания продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; истечения срока действия решения о согласовании лишает заявителя права на предоставление земельного участка для строительства в соответствии с процедурой предварительного согласования; судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что перевод спорного земельного участка в иную категорию мог быть осуществлен исключительно субъектом Российской Федерации.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе, в дополнениях к ней.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Общество в письменных возражениях на жалобу, в дополнениях к ним и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Департамента не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемый ненормативный акт заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; невозможность завершения процедуры предоставления земельного участка в трехлетний срок была вызвана объективными, находящимися вне контроля Общества причинами; установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным.
Письменные возражения заявителя и дополнения к ним приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на апелляционную жалобу, дополнений к ним, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента N 1593 от 01.11.2007 года Обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и предварительно согласовано место размещения объекта: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 54:19:112001:0742, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый, общей площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
04.03.2013 года Общество обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 2763) о продлении срока действия приказа от 01.11.2007 года N 1593 на срок, необходимый для завершения процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:0742 в земли населенных пунктов.
06.04.2013 года заинтересованное лицо отказало в продлении срока действия приказа N 1593 от 01.11.2007 года "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой" в связи с тем, что в соответствии с частью 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Земельное законодательство не содержит норм, позволяющих изменять срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем, продлить действие такого решения, оформленного приказом от 01.11.2007 года N 1593, не представляется возможным.
Полагая указанный выше отказ незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса РФ).
Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 указанной статьи осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установил, что Обществом после получения решения о предварительном согласовании места размещения здания торгово-развлекательного комплекса предпринимались действия, направленные на принятие мер по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и разработку проектной документации.
Между тем реализация приказа от 01.11.2007 года N 1593 в течение трехлетнего срока завершена не была.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что абзац 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 года N 69-ФЗ), предусматривающий, что в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Действующая редакция нормы данного пункта такова: "В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков" (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 года N 69-ФЗ).
При этом указанная норма, действующая в новой редакции Федерального закона от 10.05.2007 года N 69-ФЗ, гарантирует лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка, возмещение убытков, понесенных ими в результате непринятия соответствующими органами исполнительной власти или органа местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка, не привязывая указанные гарантии к каким-либо срокам. Внесенные в указанную норму изменения никаким образом не оказывают влияние на возможность пролонгации решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта Земельным кодексом РФ не предусмотрена, то вопросы: необходимо ли юридическому лицу обратиться с заявлением о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в пределах срока его действия или он вправе осуществить данное действие и после истечения данного срока; является ли истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта пресекательным обстоятельством для фактической возможности его продления; необходимо ли по истечении действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и обращении юридического лица с заявлением о продлении его действия обосновывать уважительность причин его пропуска - Земельным кодексом Российской Федерации не урегулированы.
Более того, Земельным кодексом РФ не установлены сроки не только для обращения заинтересованного лица за продлением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также сроки обращения за заключением договора аренды земельного участка.
Следовательно, законодатель не исключает возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и отказ по причине того, что процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, действующим законодательством не предусмотрена, является неправомерным.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2009 N Ф04-2149/2009 по делу N А46-15173/2008.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 20.10.2010 года Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
17.11.2010 года заинтересованным лицом дан ответ (исх. N 9293/1-14/12), согласно которому вопрос о предоставлении земельного участка будет решен после изменения категории земельного участка и для предоставления земельного участка в аренду, его необходимо перевести из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, либо в категорию земель населенных пунктов.
Апелляционная инстанция находит правомерными доводы Общества о том, что указанный выше ответ заинтересованного лица не содержит отказа в предоставлении земельного участка в аренду по причине истечения трехлетнего срока, а свидетельствует о намерении Департамента завершить процедуру предоставления земельного участка заявителю в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в части 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Апелляционная инстанция находит правомерными выводы суда первой инстанции о том, что изменение категории выбранного земельного участка могло быть осуществлено исключительно субъектом Российской Федерации - уполномоченными органами Новосибирской области, как лицом, обладающим правами в отношении земельного участка, что подтверждается частью 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ, согласно которой перевод земель из одной категории в другую, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данная позиция изложена в Письме Минэкономразвития от 29.07.2011 года N ОГ-Д23-662, согласно которого, до утверждения градостроительных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земельного участка заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категорию в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается в том числе, права на земельный участок.
В рассматриваемом случае Общество не могло самостоятельно изменить или инициировать процедуру изменения категории земельного участка, поскольку не обладало вещными или обязательственными правами в отношении выбранного земельного участка.
При этом приказ Департамента N 1593 от 01.11.2007 года свидетельствует об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, но не наделяет Общество каким-либо правом в отношении выбранного земельного участка, дающим право на обращение с инициативой изменения его категории. Иного апеллянтом не доказано.
Более того, на основании части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В части 2 статьи 4.1 данного Закона предусмотрено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью Закона, не допускается (часть 4 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
В силу пункта 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.
Таким образом, администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Совет депутатов не наделены полномочиями по включению земельных участков в границы населенных пунктов либо исключению земельных участков из границ населенных пунктов. Такие полномочия предоставлены законом исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления, в данном случае администрация, имеет полномочия только по выдаче заключения о целесообразности включения в границу населенного пункта либо исключения земельных участков из границ населенного пункта.
Материалами дела подтверждается, что Решением очередной 33-й сессии третьего созыва Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 11.02.2009 года, назначены публичные слушания по вопросу включения в границы населенного пункта Садовый муниципального образования Станционный сельсовет Новосибирского района Новосибирской области ряда земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 площадью 929 999 кв. м, с установлением вида разрешенного использования - для строительства торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой", что подтверждается объявлением в газете "Приобская правда" от 26.02.2009 года N 9 (9140).
14.03.2009 года проведены публичные слушания, в результате обсуждения принято решение одобрить включение в границы населенного пункта поселка Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ряда земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 площадью 929 999 кв. м, с установлением вида разрешенного использования - для строительства торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой".
15.04.2009 года принято решение очередной 34-й сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 2 об обращении к губернатору Новосибирской области по вопросу включения в границы населенного пункта поселка Садовый земельных участков, принадлежащих Новосибирской области, включая земельный участок заявителя.
13.09.2010 года главой администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области выдано заключение по вопросу включения земельного участка в черту населенного пункта, согласно которому включение земельного участка в границы населенного пункта поселка Садовый является целесообразным и экономически обоснованным.
14.12.2012 года решением 29-й сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 6 утвержден генеральный план Станционного сельсовета Новосибирского района, которым испрашиваемый земельный участок включен в границы населенного пункта поселка Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и отнесен к зоне деловой, коммерческой и общественной застройке.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании части 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Таким образом, выбранный земельный участок с момента утверждения генерального плана Станционного сельсовета Новосибирского района относится к категории земель населенных пунктов и не препятствует заявителю в использовании его в целях строительства торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой".
При этом апелляционная инстанция принимает во внимание, что 27.03.2013 года Решением 31-й сессии четвертого созыва Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в генеральный план Станционного сельсовета применительно к населенному пункту Садовый внесены изменения, что подтверждается публикацией в газете "Приобская правда" N 36 (902) от 24.04.2013 года.
29.08.2013 года Обществом получен кадастровый паспорт земельного участка, где в категории земельного участка N 54:19:112001:1418 указано "земли населенных пунктов".
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает необоснованными и несоответствующими материалам дела доводы Департамента о наличии в действиях Общества факта бездействия в вопросе перевода спорного земельного участка в соответствующую категорию, процедура перевода которого на момент ответа заинтересованного лица от 17.11.2010 года уже была начата.
Нарушение уполномоченными органами сроков перевода спорного земельного участка в соответствующую категорию само по себе не свидетельствует о бездействии Общества.
Также является несостоятельной ссылка Департамента о возможности изменения категории спорного земельного участка на категорию земель промышленности и иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом в силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения (часть 2 статьи 87 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, единственной категорией, позволяющей использовать земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования (строительство торгово-развлекательного комплекса) является категория земель населенных пунктов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Департамента от 05.04.2013 года N 2682/1-14/38 не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Ссылка Департамента на судебную практику в подтверждение своих доводов не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Фактически доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица основаны на неправильном толковании норм материального права и не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2013 года по делу N А45-6511/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2013 ПО ДЕЛУ N А45-6511/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу N А45-6511/2013
резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года
текст постановления изготовлен в полном объеме 10 сентября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Бородулиной И.И., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи, после перерыва помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Привалова Т.Ю. по доверенности N 13 от 01.04.2013 года (сроком по 31.12.2014 года)
от заинтересованного лица: Горячева Н.В. по доверенности N 1197/38 от 14.02.2013 года (сроком до 13.02.2014 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 17 июня 2013 года по делу N А45-6511/2013 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", г. Новосибирск (ИНН 5405293996, ОГРН 1055405058312)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным отказа в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 года N 1593,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) в продлении срока действия приказа от 01.11.2007 года N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", выраженного в письме от 05.04.2013 года N 2682/1-14/38 и об обязании Департамент продлить срок действия приказа от 01.11.2007 года N 1593 "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Ремтехстрой", на срок, необходимый для завершения процедуры перевода в земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418, адрес (местоположение): участок находится примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира - перекресток автодороги М-51 и поворота в поселок Садовый, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, автодорога М-51, поворот поселок Садовый (Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый), площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку положения пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ не предусматривают возможность, порядок и основания продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; истечения срока действия решения о согласовании лишает заявителя права на предоставление земельного участка для строительства в соответствии с процедурой предварительного согласования; судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что перевод спорного земельного участка в иную категорию мог быть осуществлен исключительно субъектом Российской Федерации.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе, в дополнениях к ней.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Общество в письменных возражениях на жалобу, в дополнениях к ним и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Департамента не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемый ненормативный акт заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; невозможность завершения процедуры предоставления земельного участка в трехлетний срок была вызвана объективными, находящимися вне контроля Общества причинами; установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным.
Письменные возражения заявителя и дополнения к ним приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на апелляционную жалобу, дополнений к ним, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента N 1593 от 01.11.2007 года Обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и предварительно согласовано место размещения объекта: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 54:19:112001:0742, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, с северной стороны от автодороги М-51 на участке между карьером Мочище и поселком Садовый, общей площадью 929 999 кв. м, разрешенное использование: для строительства торгово-развлекательного комплекса.
04.03.2013 года Общество обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 2763) о продлении срока действия приказа от 01.11.2007 года N 1593 на срок, необходимый для завершения процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:0742 в земли населенных пунктов.
06.04.2013 года заинтересованное лицо отказало в продлении срока действия приказа N 1593 от 01.11.2007 года "О предварительном согласовании места размещения объекта торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой" в связи с тем, что в соответствии с частью 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Земельное законодательство не содержит норм, позволяющих изменять срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем, продлить действие такого решения, оформленного приказом от 01.11.2007 года N 1593, не представляется возможным.
Полагая указанный выше отказ незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса РФ).
Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 указанной статьи осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установил, что Обществом после получения решения о предварительном согласовании места размещения здания торгово-развлекательного комплекса предпринимались действия, направленные на принятие мер по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и разработку проектной документации.
Между тем реализация приказа от 01.11.2007 года N 1593 в течение трехлетнего срока завершена не была.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что абзац 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 года N 69-ФЗ), предусматривающий, что в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Действующая редакция нормы данного пункта такова: "В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков" (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 года N 69-ФЗ).
При этом указанная норма, действующая в новой редакции Федерального закона от 10.05.2007 года N 69-ФЗ, гарантирует лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка, возмещение убытков, понесенных ими в результате непринятия соответствующими органами исполнительной власти или органа местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка, не привязывая указанные гарантии к каким-либо срокам. Внесенные в указанную норму изменения никаким образом не оказывают влияние на возможность пролонгации решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта Земельным кодексом РФ не предусмотрена, то вопросы: необходимо ли юридическому лицу обратиться с заявлением о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в пределах срока его действия или он вправе осуществить данное действие и после истечения данного срока; является ли истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта пресекательным обстоятельством для фактической возможности его продления; необходимо ли по истечении действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и обращении юридического лица с заявлением о продлении его действия обосновывать уважительность причин его пропуска - Земельным кодексом Российской Федерации не урегулированы.
Более того, Земельным кодексом РФ не установлены сроки не только для обращения заинтересованного лица за продлением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также сроки обращения за заключением договора аренды земельного участка.
Следовательно, законодатель не исключает возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и отказ по причине того, что процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, действующим законодательством не предусмотрена, является неправомерным.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2009 N Ф04-2149/2009 по делу N А46-15173/2008.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 20.10.2010 года Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
17.11.2010 года заинтересованным лицом дан ответ (исх. N 9293/1-14/12), согласно которому вопрос о предоставлении земельного участка будет решен после изменения категории земельного участка и для предоставления земельного участка в аренду, его необходимо перевести из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, либо в категорию земель населенных пунктов.
Апелляционная инстанция находит правомерными доводы Общества о том, что указанный выше ответ заинтересованного лица не содержит отказа в предоставлении земельного участка в аренду по причине истечения трехлетнего срока, а свидетельствует о намерении Департамента завершить процедуру предоставления земельного участка заявителю в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в части 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Апелляционная инстанция находит правомерными выводы суда первой инстанции о том, что изменение категории выбранного земельного участка могло быть осуществлено исключительно субъектом Российской Федерации - уполномоченными органами Новосибирской области, как лицом, обладающим правами в отношении земельного участка, что подтверждается частью 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ, согласно которой перевод земель из одной категории в другую, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данная позиция изложена в Письме Минэкономразвития от 29.07.2011 года N ОГ-Д23-662, согласно которого, до утверждения градостроительных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земельного участка заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категорию в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается в том числе, права на земельный участок.
В рассматриваемом случае Общество не могло самостоятельно изменить или инициировать процедуру изменения категории земельного участка, поскольку не обладало вещными или обязательственными правами в отношении выбранного земельного участка.
При этом приказ Департамента N 1593 от 01.11.2007 года свидетельствует об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, но не наделяет Общество каким-либо правом в отношении выбранного земельного участка, дающим право на обращение с инициативой изменения его категории. Иного апеллянтом не доказано.
Более того, на основании части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В части 2 статьи 4.1 данного Закона предусмотрено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью Закона, не допускается (часть 4 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
В силу пункта 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.
Таким образом, администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Совет депутатов не наделены полномочиями по включению земельных участков в границы населенных пунктов либо исключению земельных участков из границ населенных пунктов. Такие полномочия предоставлены законом исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления, в данном случае администрация, имеет полномочия только по выдаче заключения о целесообразности включения в границу населенного пункта либо исключения земельных участков из границ населенного пункта.
Материалами дела подтверждается, что Решением очередной 33-й сессии третьего созыва Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 11.02.2009 года, назначены публичные слушания по вопросу включения в границы населенного пункта Садовый муниципального образования Станционный сельсовет Новосибирского района Новосибирской области ряда земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 площадью 929 999 кв. м, с установлением вида разрешенного использования - для строительства торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой", что подтверждается объявлением в газете "Приобская правда" от 26.02.2009 года N 9 (9140).
14.03.2009 года проведены публичные слушания, в результате обсуждения принято решение одобрить включение в границы населенного пункта поселка Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ряда земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 площадью 929 999 кв. м, с установлением вида разрешенного использования - для строительства торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой".
15.04.2009 года принято решение очередной 34-й сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 2 об обращении к губернатору Новосибирской области по вопросу включения в границы населенного пункта поселка Садовый земельных участков, принадлежащих Новосибирской области, включая земельный участок заявителя.
13.09.2010 года главой администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области выдано заключение по вопросу включения земельного участка в черту населенного пункта, согласно которому включение земельного участка в границы населенного пункта поселка Садовый является целесообразным и экономически обоснованным.
14.12.2012 года решением 29-й сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 6 утвержден генеральный план Станционного сельсовета Новосибирского района, которым испрашиваемый земельный участок включен в границы населенного пункта поселка Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и отнесен к зоне деловой, коммерческой и общественной застройке.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании части 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Таким образом, выбранный земельный участок с момента утверждения генерального плана Станционного сельсовета Новосибирского района относится к категории земель населенных пунктов и не препятствует заявителю в использовании его в целях строительства торгово-развлекательного комплекса ООО "Ремтехстрой".
При этом апелляционная инстанция принимает во внимание, что 27.03.2013 года Решением 31-й сессии четвертого созыва Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в генеральный план Станционного сельсовета применительно к населенному пункту Садовый внесены изменения, что подтверждается публикацией в газете "Приобская правда" N 36 (902) от 24.04.2013 года.
29.08.2013 года Обществом получен кадастровый паспорт земельного участка, где в категории земельного участка N 54:19:112001:1418 указано "земли населенных пунктов".
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает необоснованными и несоответствующими материалам дела доводы Департамента о наличии в действиях Общества факта бездействия в вопросе перевода спорного земельного участка в соответствующую категорию, процедура перевода которого на момент ответа заинтересованного лица от 17.11.2010 года уже была начата.
Нарушение уполномоченными органами сроков перевода спорного земельного участка в соответствующую категорию само по себе не свидетельствует о бездействии Общества.
Также является несостоятельной ссылка Департамента о возможности изменения категории спорного земельного участка на категорию земель промышленности и иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом в силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения (часть 2 статьи 87 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, единственной категорией, позволяющей использовать земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования (строительство торгово-развлекательного комплекса) является категория земель населенных пунктов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Департамента от 05.04.2013 года N 2682/1-14/38 не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Ссылка Департамента на судебную практику в подтверждение своих доводов не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Фактически доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица основаны на неправильном толковании норм материального права и не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июня 2013 года по делу N А45-6511/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)