Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-46556/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А41-46556/12


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Себельдиной Д.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района: не явились, извещены; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Быкова Вадима Викторовича: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании заявление ТУ Росимущества в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года по делу N А41-46556/12, принятое судьей Гриневой А.В. по заявлению Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района (ОГРН 1025007832090, ИНН 5078007586) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299), Быков Вадим Викторович о признании отсутствующим права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030907:0035,

установил:

Комитет по управлению имуществом администрации Талдомского муниципального района Московской области (далее - комитет, КУИ Талдомского района, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ Московской области, управление, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030907:0035, площадью 294 кв. метров, расположенный по адресу: Московская область, г. Талдом, пр. Ленстрой, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под размещение павильона "Шиномонтаж".
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра), и Быков Вадим Викторович (далее - Быков В.В.).
Решением от 19 марта 2013 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Комитета по управлению имуществом администрации Талдомского муниципального района Московской области.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 10 сентября 2013 года апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, установив наличие обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев дело в порядке предусмотренном пунктом 6.1 статьи 268 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030907:0035, площадью 294 кв. метров, расположенный по адресу: Московская область, г. Талдом, п. Ленстрой, находится в аренде у Быкова В.В. Арендодателем является КУИ Талдомского района.
Между тем, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 2012 год, правообладателем спорного земельного участка считается Российская Федерация.
КУИ Талдомского района считает незаконным отнесение спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, ссылаясь на отсутствие оснований, предусмотренных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращение в суд с иском о признании права отсутствующим в данном случае является единственным способом защиты прав и интересов истца.
Комитет в обоснование своих требований ссылается на то, что спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, следовательно, право распоряжения им принадлежит органу местного самоуправления. Орган местного самоуправления сдает участок в аренду и получает арендную плату, перечисляемую в доход местного бюджета.
Между тем, согласно выпискам из ЕГРП на 2012 год, кадастровой выписки, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030907:0035 общей площадью 294 кв. м, местоположение: Московская область, г. Талдом, пр. Ленстрой, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Отношения в сфере собственности на землю с 2001 года регулируются Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 года, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ был принят 17 июля 2001 года и действовал до 01 июля 2006 года.
Данный закон определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
Согласно статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Такими основаниями являются включение этих земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
25 октября 2001 года принят Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из представленного заявителем акта обследования земельного участка следует, что участок принадлежит на праве аренды согласно договора аренды N 105 от 15.04.2004 гражданину Быкову В.В. На земельном участке расположено здание павильона "Шиномонтаж", принадлежащего на праве собственности Быкову В.В. Участок используется по целевому назначению "для размещения павильона "Шиномонтаж". Иные строения на участке отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок ни по какому основанию, предусмотренному Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", не может являться собственностью Российской Федерации. Он не является участком лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности. На нем не находится зданий, строений, сооружений, иных объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации.
Доказательств того, что имеются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, позволяющие установить право собственности Российской Федерации на указанный участок, судебные решения о его принадлежности, также суду не представлено.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, в настоящее время в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральный закон о признании спорного земельного участка собственностью Российской Федерации отсутствует, доказательств возникновения права Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю или его приобретения, не представлено.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
При данных обстоятельствах, исходя из имеющихся в деле материалов, требований законодательства, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы истца об отсутствии у Российской Федерации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030907:0035 общей площадью 294 кв. м, местоположение: Московская область, г. Талдом, пр. Ленстрой, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение павильона "Шиномонтаж", являются обоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года по делу N А41-46556/12 отменить. Исковые требования Комитета по управлению имуществом Администрации Талдомского муниципального района Московской области удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030907:0035 общей площадью 294 кв. м, местоположение: Московская область, г. Талдом, пр. Ленстрой, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение павильона "Шиномонтаж".

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)