Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2013 ПО ДЕЛУ N А66-4464/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. по делу N А66-4464/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 5 сентября 2013 года по делу N А66-4464/2013 (судья Белова А.Г.),

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Завидово" (ОГРН 1026901734342; далее - СПК "Завидово", кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Конаковского района Тверской области (ОГРН 1026901731702; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 20.02.2013 N 218 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства, расположенных по адресу: Тверская область, Конаковский район, сельское поселение "Завидово", общей площадью 341 301 кв. м, в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000021:562 площадью 105 314 кв. м, 69:15:0000021:568 площадью 3658 кв. м, 69:15:0000021:569 площадью 30 669 кв. м, 69:15:0000021:570 площадью 12 060 кв. м, 69:15:0000021:571 площадью 12 095 кв. м, 69:15:0000021:572 площадью 3051 кв. м, 69:15:0000021:573 площадью 17 768 кв. м, 69:15:0000021:574 площадью 4512 кв. м, 69:15:0000021:575 площадью 16 004 кв. м, 69:15:0000021:576 площадью 2150 кв. м, 69:15:0000021:577 площадью 5825 кв. м, 69:15:0000021:578 площадью 112 913 кв. м, 69:15:0000021:579 кв. м площадью 15 282 кв. м.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования сельского поселения "Завидово" (далее - администрация сельского поселения "Завидово") и Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 5 сентября 2013 года заявленные требования кооператива удовлетворены в полном объеме.
Администрация не согласилась с решением суда и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что спорные земельные участки находятся в потенциально опасной санитарно-защитной зоне трех утерянных сибиреязвенных скотомогильников в районе деревни Концово. Считает, что у ответчика отсутствуют законные основания для предоставления в собственность испрашиваемых земельных участков, так как при издании постановления от 20.02.2013 N 218 администрация руководствовалась письмом управления и Методическими рекомендациями по обустройству (консервации) сибиреязвенных скотомогильников, обеспечению утилизации и уничтожения биологических отходов в Тверской области от 2003 года.
От кооператива, администрации сельского поселения "Завидово" и управления отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании государственного акта N ТВО-15-00037 кооператив владеет на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000000:58, из которого в результате межевания выделены и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000021:562, 69:15:0000021:568, 69:15:0000021:569, 69:15:0000021:570, 69:15:0000021:571, 69:15:0000021:572, 69:15:0000021:573, 69:15:0000021:574, 69:15:0000021:575, 69:15:0000021:576, 69:15:0000021:577, 69:15:0000021:578, 69:15:0000021:579.
СПК "Завидово" обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанных земельных участков в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Постановлением от 20.02.2013 N 218 администрация отказала кооперативу в предоставлении в собственность за плату испрашиваемых земельных участков, сославшись на то, что данные земельные участки находятся в потенциально опасной санитарно-защитной зоне трех утерянных сибиреязвенных скотомогильников в районе деревни Концово.
Не согласившись с данным отказом администрации, СПК "Завидово" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, ЗК РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Несмотря на то, что в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, данные органы не лишены возможности самостоятельно запросить документы, необходимые для решения вопроса о выкупе испрашиваемого участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования).
Следовательно, у кооператива существует обязанность по выбору права, на котором будет основано его владение земельным участком, ранее предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Частью 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 27 ЗК РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- - государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
- - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
- - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- - объектами организаций федеральной службы безопасности;
- - объектами организаций органов государственной охраны;
- - объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- - объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- - объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
- - воинскими и гражданскими захоронениями;
- - инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
- - в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- - из состава земель лесного фонда;
- - в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- - занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- - предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- - не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
- - предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
- - предоставленные для нужд связи;
- - занятые объектами космической инфраструктуры;
- - расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- - предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- - загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
- - расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- - в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Таким образом, при наличии установленных законом ограничений или запретов на приватизацию земель названными органами должно быть принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела, отказ администрации в предоставлении в собственность спорных земельных участков мотивирован тем, что данные земельные участки находятся в потенциально опасной санитарно-защитной зоне трех утерянных сибиреязвенных скотомогильников в районе деревни Концово.
Однако суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований, препятствующих приобретению в собственность спорных земельных участков.
Апелляционная коллегия признает данный вывод суда первой инстанции правомерным, так как ответчиком не представлены доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что испрашиваемые кооперативом земельные участки находятся в потенциально опасной санитарно-защитной зоне.
В постановлении администрации от 20.02.2013 N 218 отсутствует ссылка на источник получения данной информации.
Представленное в материалы дела письмо управления от 18.07.2012 N 20/490 не может быть принято в качестве безусловного доказательства, подтверждающего нахождения спорных земельных участков в потенциально опасной санитарно-защитной зоне трех утерянных сибиреязвенных скотомогильников в районе деревни Концово, в силу следующего.
Как следует из письменных пояснений администрации сельского поселения "Завидово" (листы дела 72 - 73) в состав данного поселения входят 14 населенных пунктов, в том числе деревни Елдино, Шетаково, Концово. При этом как указывает администрация сельского поселения "Завидово", в поселении существуют 2 сибиреязвенных скотомогильников, расположенных рядом с деревнями Елдино и Шетаково. Санитарно-защитные зоны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.12.2012 N 56 "Об установлении размеров санитарно-защитных зон двух сибиреязвенных скотомогильников в районе д. Елдино и в районе д. Шетаково Конаковского района Тверской области" - в размере 50 м от границ скотомогильников. Иные сибиреязвенные скотомогильники, в том числе рядом с деревней Концово, на территории поселения отсутствуют. Испрашиваемый кооперативом земельные участки находятся от скотомогильников на ближайшем расстоянии ориентировочно 3,5 - 4 км.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из карты зон с особыми условиями использования (лист дела 74) также следует, что предполагаемые сибиреязвенные скотомогильники расположены в районе деревень Елдино и Шетаково, а не в районе деревни Концово, как указано в письме управления от 18.07.2012, и на значительном расстоянии от села Завидово, деревни Концово.
Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 05.01.1996 N 1005) все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся Главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет, им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
В материалах дела имеется представленная управлением факсимильная копия ветеринарно-санитарного паспорта на скотомогильник или биотермическую яму, якобы расположенный в районе населенного пункта Концово, проверка состояния которых, как указано в паспорте, проводилась 14.06.1979, 07.05.1980. Следовательно, третьему лицу известно о наличии данного документа.
Однако в нарушение требований вышеуказанных Ветеринарно-санитарных правил ни ответчиком, ни управлением не представлено доказательств того, что скотомогильник или биотермическая яма, обозначенные в ветеринарно-санитарном паспорте, при их обнаружении взяты Главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет, им присвоен индивидуальный номер и оформлена ветеринарно-санитарная карточка.
Таким образом, содержащаяся в письме управления от 18.07.2012 информация о наличии трех утерянных скотомогильников, в том числе об их количестве достоверно не подтверждена и основана на предположениях третьего лица.
Из иных материалов дела невозможно установить вероятное место нахождения предполагаемых сибиреязвенных скотомогильников.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень N 475).
Доказательств, подтверждающих тот факт, что заявителем не выполнены требования, предъявляемые к перечню документов, предусмотренному Перечнем N 475, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
В нарушение названных норм Кодекса администрация документально не подтвердила свой довод о том, что спорные земельные участки находятся в потенциально опасной санитарно-защитной зоне трех утерянных сибиреязвенных скотомогильников в районе деревни Концово.
В связи с этим постановление администрации от 20.02.2013 N 218 правомерно признано судом недействительным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина ответчиком в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 5 сентября 2013 года по делу N А66-4464/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА

Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)