Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ф/судья Боброва Ю.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Расторгуевой Н.С.
и судей Пашкевич А.М., Севастьяновой Н.Ю.
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе Д.А. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Д.А. о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области в выдаче градостроительного плана земельного участка отказать,
установила:
Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области, обязании выдать градостроительный план земельного участка. В обоснование требований заявитель указал, что он является собственником 1/2 доли в праве земельного участка общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ****, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Московская область, *****, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. 16 августа 2012 года Д.А. обратился в Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок, т.к. этот документ является необходимым для получения разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке. Письмом от 14 сентября 2012 года заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка ввиду непредставления чертежа градостроительного плана земельного участка, выполненного проектной организацией. Данный отказ Д.А. считает незаконным, просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области, выразившееся в нарушении сроков осуществления подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером **** и невыдаче его заявителю без взимания платы в сроки, установленные п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, а также обязать Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области выдать заявителю запрашиваемый им градостроительный план земельного участка с кадастровым номером **** в сроки, установленные п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
Заявитель Д.А. в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований Д.А.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит Д.А.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Д.А., который поддержал доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области по доверенности Ч., которая считала решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления Д.А., руководствуясь ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, Распоряжением Г. от 03.12.2009 года N 68, Постановлением Главы муниципального образования Сельское поселение Семеновское Ступинского муниципального района Московской области N 296-п от 21.09.2012 года, суд пришел к выводу о законности действий Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области, поскольку без предоставления заявителем чертежа градостроительного плана земельного участка, выполненного проектной организацией, невозможно выдать градостроительный план земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, Д.А. является собственником земельного участка (1/2 доли в праве) общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ****, расположенного на землях населенных пунктов и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Московская область, ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 апреля 2012 года за N***** (л.д. 9).
16 августа 2012 года Д.А. обратился в Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок, приложив к нему копию паспорта; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок; копию кадастровой выписки о земельном участке (л.д. 10).
Согласно письму Администрации от 14 сентября 2012 года заявителю отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявитель не предоставил чертеж градостроительного плана земельного участка, выполненный проектной организацией (л.д. 11).
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела следует, что земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов", т.е. предназначен для застройки и развития населенного пункта, следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка.
В силу закона (ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ) обязанность по подготовке градостроительного плана возложена на орган местного самоуправления.
Собранными по делу доказательствами подтверждается, что органом местного самоуправления в нарушение вышеуказанной нормы материального права на заявителя возложена обязанность по предоставлению дополнительных документов для подготовки градостроительного плана.
Более того, судом не учтено, что по смыслу ст. ст. 41, 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим.
В свою очередь, положениями ст. ст. 8, 24, 32, 45 Градостроительного кодекса РФ вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, судебная коллегия находит, что при разрешении заявленных требований суд первой инстанции необоснованно применил положения Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного Постановлением Главы муниципального образования "Сельское поселение Семеновское" Ступинского муниципального района Московской области N 296-п от 21.09.2012 года, поскольку заявление Д.А. о выдаче градостроительного плана земельного участка поступило в орган местного самоуправления 16.08.2012 года, по которому принято решение 14.09.2012 года.
Следовательно, на момент рассмотрения заявления вышеуказанный Административный регламент не был утвержден, и к возникшим спорным правоотношениям его положения не применимы.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ неправильным применением норм материального права является применение закона, не подлежащего применению.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ по делу надлежит постановить новое решение об удовлетворении требований Д.А., которым обязать Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области предоставить Д.А. без взимания платы градостроительный план земельного участка общей площадью *** кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: Московская область, ****.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2012 года отменить.
Постановить новое решение:
Обязать Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области предоставить Д.А. без взимания платы градостроительный план земельного участка общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: Московская область, ****.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N 11-8753/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N 11-8753/2013
Ф/судья Боброва Ю.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Расторгуевой Н.С.
и судей Пашкевич А.М., Севастьяновой Н.Ю.
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе Д.А. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Д.А. о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области в выдаче градостроительного плана земельного участка отказать,
установила:
Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области, обязании выдать градостроительный план земельного участка. В обоснование требований заявитель указал, что он является собственником 1/2 доли в праве земельного участка общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ****, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Московская область, *****, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. 16 августа 2012 года Д.А. обратился в Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок, т.к. этот документ является необходимым для получения разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке. Письмом от 14 сентября 2012 года заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка ввиду непредставления чертежа градостроительного плана земельного участка, выполненного проектной организацией. Данный отказ Д.А. считает незаконным, просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области, выразившееся в нарушении сроков осуществления подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером **** и невыдаче его заявителю без взимания платы в сроки, установленные п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, а также обязать Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области выдать заявителю запрашиваемый им градостроительный план земельного участка с кадастровым номером **** в сроки, установленные п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
Заявитель Д.А. в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований Д.А.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит Д.А.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Д.А., который поддержал доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области по доверенности Ч., которая считала решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления Д.А., руководствуясь ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, Распоряжением Г. от 03.12.2009 года N 68, Постановлением Главы муниципального образования Сельское поселение Семеновское Ступинского муниципального района Московской области N 296-п от 21.09.2012 года, суд пришел к выводу о законности действий Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области, поскольку без предоставления заявителем чертежа градостроительного плана земельного участка, выполненного проектной организацией, невозможно выдать градостроительный план земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, Д.А. является собственником земельного участка (1/2 доли в праве) общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ****, расположенного на землях населенных пунктов и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Московская область, ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 апреля 2012 года за N***** (л.д. 9).
16 августа 2012 года Д.А. обратился в Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок, приложив к нему копию паспорта; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок; копию кадастровой выписки о земельном участке (л.д. 10).
Согласно письму Администрации от 14 сентября 2012 года заявителю отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявитель не предоставил чертеж градостроительного плана земельного участка, выполненный проектной организацией (л.д. 11).
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела следует, что земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов", т.е. предназначен для застройки и развития населенного пункта, следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка.
В силу закона (ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ) обязанность по подготовке градостроительного плана возложена на орган местного самоуправления.
Собранными по делу доказательствами подтверждается, что органом местного самоуправления в нарушение вышеуказанной нормы материального права на заявителя возложена обязанность по предоставлению дополнительных документов для подготовки градостроительного плана.
Более того, судом не учтено, что по смыслу ст. ст. 41, 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим.
В свою очередь, положениями ст. ст. 8, 24, 32, 45 Градостроительного кодекса РФ вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, судебная коллегия находит, что при разрешении заявленных требований суд первой инстанции необоснованно применил положения Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного Постановлением Главы муниципального образования "Сельское поселение Семеновское" Ступинского муниципального района Московской области N 296-п от 21.09.2012 года, поскольку заявление Д.А. о выдаче градостроительного плана земельного участка поступило в орган местного самоуправления 16.08.2012 года, по которому принято решение 14.09.2012 года.
Следовательно, на момент рассмотрения заявления вышеуказанный Административный регламент не был утвержден, и к возникшим спорным правоотношениям его положения не применимы.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ неправильным применением норм материального права является применение закона, не подлежащего применению.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ по делу надлежит постановить новое решение об удовлетворении требований Д.А., которым обязать Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области предоставить Д.А. без взимания платы градостроительный план земельного участка общей площадью *** кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: Московская область, ****.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2012 года отменить.
Постановить новое решение:
Обязать Администрацию сельского поселения Семеновское Ступинского района Московской области предоставить Д.А. без взимания платы градостроительный план земельного участка общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: Московская область, ****.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)