Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
- от заявителя: Гончаровой А.А. - представителя по доверенности от 29.11.2012 N 1096, паспорт;
- от департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: Лупахиной М.Г., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 3, паспорт;
- от департамента градостроительства администрации города Красноярска: Наболь Е.А., представителя по доверенности от 06.07.2012 N 05/2999-дг, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" февраля 2013 года по делу N А33-16986/2012, принятое судей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" (ИНН 2462021055, ОГРН 1022402059855) (далее - общество, заявитель, ООО "ОЛВИ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации г. Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" (в продлении срока строительства), изложенного в письме от 21.08.2012 N 2207-ек, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОЛВИ" путем принятия решения о продлении на три года срока строительства административного здания с инженерным обеспечением на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:115, площадью 2449,0 кв. м по ул. Взлетная, 30 в г. Красноярске и подготовке распоряжения о продлении указанного срока.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Красноярска и департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 февраля 2012 года заявление общества с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" удовлетворено, признано незаконным решение департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка", изложенное в письме от 21.08.2012 N 2207-ек. Суд обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОЛВИ" путем принятия решения о продлении на три года срока строительства административного здания с инженерным обеспечением на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:115, площадью 2449,0 кв. м по ул. Взлетная, 30 в г. Красноярске и подготовке распоряжения о продлении указанного срока.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 15.02.2013 не согласен, поскольку обществом не представлены доказательства освоения спорного земельного участка; заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о продлении срока предоставления земельного участка по истечении срока действия договора аренды указанного земельного участка; возложение обязанности по продлению срока строительства административного здания на департамент градостроительства администрации города Красноярска является не правомерным.
ООО "ОЛВИ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 15.02.2013 считает законным и обоснованным.
Администрация города Красноярска в судебное заседание представителей не направила, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей Администрации города Красноярска.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании Распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" подписан договор аренды N 1554 от 17.08.2009 земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400417:115, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Взлетная, 30 (далее - земельный участок), для использования в целях строительства административного здания с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 2 449 кв. м.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 26.10.2009 за N 24-24-01/173/2009-556, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 01.06.2012 N 01/082/2012-598.
05.06.2012 общество с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
ООО "ОЛВИ" получено письмо от заместителя Главы города Красноярска - руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска от 21.08.2012 исх. N 2207-ек "Об отказе в рассмотрении обращения", в котором ответчик в продлении срока предоставления земельного участка для строительства отказал по следующим основаниям: земельный участок свободен от застройки, из чего сделан вывод о неиспользовании земельного участка.
Полагая, что отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1.1, 5.4.2 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ подписан уполномоченным должностным лицом.
Признавая незаконным отказ департамента градостроительства администрации города Красноярска, изложенный в письме от 21.08.2012 N 2207-ек, суд первой инстанции правомерно исходил из несоответствия оспариваемого отказа требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 ООО "ОЛВИ" обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
Спорный земельный участок предоставлен обществу на основании договора аренды, заключенного с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, N 1454 от 17.08.2009 земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400417:115, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Взлетная, 30 (далее - земельный участок), для использования в целях строительства административного здания с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 2 449 кв. м (приложение 1). Указанный договор подписан на основании распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 26.10.2009 за N 24-24-01/173/2009-556, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 01.06.2012 N 01/082/2012-598.
На обращение от 05.06.2012 ООО "ОЛВИ" года получено письмо от Заместителя Главы города - руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска от 21.08.2012 исх. N 2207-ек "Об отказе в рассмотрении обращения", которым ответчик в продлении срока предоставления земельного участка для строительства отказал по следующим основаниям: земельный участок свободен от застройки, из чего сделан вывод о неиспользовании земельного участка.
Из оспариваемого письма департамента от 21.08.2012 следует, что основанием отказа в продлении распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства явилось нарушение заявителем требования статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в части неиспользования земельного участка в течение трех лет.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод департамента необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Указанная норма права содержит исключение, согласно которому в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению ввиду обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы документы, предусмотренные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, общество не приступило к строительству спорного объекта в связи с отсутствием разрешения на строительство. В целях получения разрешения на строительство в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обществом совершены необходимые действия по разработке проектной документации и подготовке градостроительного плана земельного участка.
Из материалов дела следует, что заявителем проведены:
- - инженерно-геологический работы, включающие в себя бурение скважин, лабораторные испытания грунтов, что подтверждается договором с ОАО "ПИ ГА "СИБаЭРОПРОЕКТ" от 06.08.2008, платежными поручениями N 1051 от 18.08.2008, N 1353 от 01.10.2008, актом сдачи-приемки инженерно - геологических работ N 6/08-2008 от 06.10.2008;
- - разработка проектной документации (техническое задание от 20.01.2012, направленное проектировщику - ООО "АБС", проект строительства здания, разработанный проектировщиком и оплаченный заказчиком).
Общество обращалось в департамент градостроительства Администрации города Красноярска за получением разрешения на строительство здания, что подтверждается заявлениями ООО "ОЛВИ" о выдаче разрешения на строительство от 10.05.2012, от 28.05.2012 и ответами департамента градостроительства Администрации города Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство ООО "ОЛВИ", в связи с отсутствием необходимых документов от 17.05.2012, от 05.06.2012.
С учетом изложенных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом совершены необходимые действия, направленные на освоение земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду.
Поскольку департаментом не доказано наличие правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявления о продлении распоряжения от 04.06.2009 N 652-ж о предоставлении в аренду земельного участка для строительства, то суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ департамента незаконным.
Довод департамента о том, что заявителю правомерно отказано в продлении срока строительства, поскольку общество обратилось с заявлением по истечении действия договора аренды земельного участка, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованный в силу следующего.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пункт 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Окончание срока, исчисляемого годами, будет приходиться на то же число, с которого он начал течь.
Таким образом, началом течения срока действия распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" является день, следующий после принятия распоряжения, т.е. 05.06.2009, следовательно, период истечения трехгодичного срока является 05.06.2012. Общество обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" 05.06.2012, то есть до истечения срока действия распоряжения от 04.06.2009 N 652-ж.
Тот факт, что на момент обращения общества с заявлением о продлении срока строительства истек срок договора действия договора аренды земельного участка, так как договором устанавливается срок его действия до 03.06.2012 (пункт 2.1 договора N 1454 от 17.08.2009), не имеет правового значения.
Договор аренды земельного участка заключен между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО "ОЛВИ" 17.09.2009 на основании распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
Общество обратилось с заявлением о продлении срока действия распоряжения (а не договора аренды), срок действия которого на момент обращения с соответствующим заявлением не истек.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основанием для отказа в продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" от 04.06.2009 N 652-ж не может являться истечение срока действия договора аренды земельного участка от 17.09.2009, заключенного после и на основании указанного распоряжения.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 10 и 25 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 04.12.2012 N 249-р, предусматривающим, что органом, предоставляющим указанную муниципальную услугу, является департамент градостроительства администрации города Красноярска; заместителем руководителя департамента градостроительства осуществляется согласование проекта распоряжения о продлении срока предоставления земельного участка для строительства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по восстановлению нарушенного права заявителя на ответчика - департамент градостроительства администрации города Красноярска.
С учетом изложенного, доводы департамента, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Довод департамента о том, что суд первой инстанции неправомерно обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОЛВИ" путем принятия решения о продлении срока строительства административного здания на три года, так как указанный трехлетний срок не предусмотрен порядком совершения департаментом административных процедур при поступлении заявления о продлении срока распоряжения о предоставлении земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Действительно, срок продления строительства действующим законодательством не установлен.
Вместе с тем, принимая во внимание, что:
- в силу изложенных выше норм земельный участок для строительства предоставляется на срок до трех лет,
- указанный срок строительства предусмотрен проектной документацией,
- общество, обращаясь с соответствующим заявлением, просило продлить срок строительства на три года,
- общество не приступило к строительству спорного объекта, в связи с отсутствием разрешения на строительство, - судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о необоснованном возложении на департамент обязанности продлить срок строительства административного здания именно на три года.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" февраля 2013 года по делу N А33-16968/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2013 ПО ДЕЛУ N А33-16968/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу N А33-16968/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
- от заявителя: Гончаровой А.А. - представителя по доверенности от 29.11.2012 N 1096, паспорт;
- от департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: Лупахиной М.Г., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 3, паспорт;
- от департамента градостроительства администрации города Красноярска: Наболь Е.А., представителя по доверенности от 06.07.2012 N 05/2999-дг, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" февраля 2013 года по делу N А33-16986/2012, принятое судей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" (ИНН 2462021055, ОГРН 1022402059855) (далее - общество, заявитель, ООО "ОЛВИ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации г. Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" (в продлении срока строительства), изложенного в письме от 21.08.2012 N 2207-ек, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОЛВИ" путем принятия решения о продлении на три года срока строительства административного здания с инженерным обеспечением на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:115, площадью 2449,0 кв. м по ул. Взлетная, 30 в г. Красноярске и подготовке распоряжения о продлении указанного срока.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Красноярска и департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 февраля 2012 года заявление общества с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" удовлетворено, признано незаконным решение департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка", изложенное в письме от 21.08.2012 N 2207-ек. Суд обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОЛВИ" путем принятия решения о продлении на три года срока строительства административного здания с инженерным обеспечением на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:115, площадью 2449,0 кв. м по ул. Взлетная, 30 в г. Красноярске и подготовке распоряжения о продлении указанного срока.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 15.02.2013 не согласен, поскольку обществом не представлены доказательства освоения спорного земельного участка; заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о продлении срока предоставления земельного участка по истечении срока действия договора аренды указанного земельного участка; возложение обязанности по продлению срока строительства административного здания на департамент градостроительства администрации города Красноярска является не правомерным.
ООО "ОЛВИ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 15.02.2013 считает законным и обоснованным.
Администрация города Красноярска в судебное заседание представителей не направила, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей Администрации города Красноярска.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании Распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" подписан договор аренды N 1554 от 17.08.2009 земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400417:115, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Взлетная, 30 (далее - земельный участок), для использования в целях строительства административного здания с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 2 449 кв. м.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 26.10.2009 за N 24-24-01/173/2009-556, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 01.06.2012 N 01/082/2012-598.
05.06.2012 общество с ограниченной ответственностью "ОЛВИ" обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
ООО "ОЛВИ" получено письмо от заместителя Главы города Красноярска - руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска от 21.08.2012 исх. N 2207-ек "Об отказе в рассмотрении обращения", в котором ответчик в продлении срока предоставления земельного участка для строительства отказал по следующим основаниям: земельный участок свободен от застройки, из чего сделан вывод о неиспользовании земельного участка.
Полагая, что отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1.1, 5.4.2 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ подписан уполномоченным должностным лицом.
Признавая незаконным отказ департамента градостроительства администрации города Красноярска, изложенный в письме от 21.08.2012 N 2207-ек, суд первой инстанции правомерно исходил из несоответствия оспариваемого отказа требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 ООО "ОЛВИ" обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
Спорный земельный участок предоставлен обществу на основании договора аренды, заключенного с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, N 1454 от 17.08.2009 земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400417:115, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Взлетная, 30 (далее - земельный участок), для использования в целях строительства административного здания с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 2 449 кв. м (приложение 1). Указанный договор подписан на основании распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 26.10.2009 за N 24-24-01/173/2009-556, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 01.06.2012 N 01/082/2012-598.
На обращение от 05.06.2012 ООО "ОЛВИ" года получено письмо от Заместителя Главы города - руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска от 21.08.2012 исх. N 2207-ек "Об отказе в рассмотрении обращения", которым ответчик в продлении срока предоставления земельного участка для строительства отказал по следующим основаниям: земельный участок свободен от застройки, из чего сделан вывод о неиспользовании земельного участка.
Из оспариваемого письма департамента от 21.08.2012 следует, что основанием отказа в продлении распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства явилось нарушение заявителем требования статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в части неиспользования земельного участка в течение трех лет.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод департамента необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Указанная норма права содержит исключение, согласно которому в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению ввиду обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы документы, предусмотренные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, общество не приступило к строительству спорного объекта в связи с отсутствием разрешения на строительство. В целях получения разрешения на строительство в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обществом совершены необходимые действия по разработке проектной документации и подготовке градостроительного плана земельного участка.
Из материалов дела следует, что заявителем проведены:
- - инженерно-геологический работы, включающие в себя бурение скважин, лабораторные испытания грунтов, что подтверждается договором с ОАО "ПИ ГА "СИБаЭРОПРОЕКТ" от 06.08.2008, платежными поручениями N 1051 от 18.08.2008, N 1353 от 01.10.2008, актом сдачи-приемки инженерно - геологических работ N 6/08-2008 от 06.10.2008;
- - разработка проектной документации (техническое задание от 20.01.2012, направленное проектировщику - ООО "АБС", проект строительства здания, разработанный проектировщиком и оплаченный заказчиком).
Общество обращалось в департамент градостроительства Администрации города Красноярска за получением разрешения на строительство здания, что подтверждается заявлениями ООО "ОЛВИ" о выдаче разрешения на строительство от 10.05.2012, от 28.05.2012 и ответами департамента градостроительства Администрации города Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство ООО "ОЛВИ", в связи с отсутствием необходимых документов от 17.05.2012, от 05.06.2012.
С учетом изложенных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом совершены необходимые действия, направленные на освоение земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду.
Поскольку департаментом не доказано наличие правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявления о продлении распоряжения от 04.06.2009 N 652-ж о предоставлении в аренду земельного участка для строительства, то суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ департамента незаконным.
Довод департамента о том, что заявителю правомерно отказано в продлении срока строительства, поскольку общество обратилось с заявлением по истечении действия договора аренды земельного участка, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованный в силу следующего.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пункт 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Окончание срока, исчисляемого годами, будет приходиться на то же число, с которого он начал течь.
Таким образом, началом течения срока действия распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" является день, следующий после принятия распоряжения, т.е. 05.06.2009, следовательно, период истечения трехгодичного срока является 05.06.2012. Общество обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" 05.06.2012, то есть до истечения срока действия распоряжения от 04.06.2009 N 652-ж.
Тот факт, что на момент обращения общества с заявлением о продлении срока строительства истек срок договора действия договора аренды земельного участка, так как договором устанавливается срок его действия до 03.06.2012 (пункт 2.1 договора N 1454 от 17.08.2009), не имеет правового значения.
Договор аренды земельного участка заключен между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО "ОЛВИ" 17.09.2009 на основании распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка".
Общество обратилось с заявлением о продлении срока действия распоряжения (а не договора аренды), срок действия которого на момент обращения с соответствующим заявлением не истек.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основанием для отказа в продлении распоряжения первого заместителя Главы города Красноярска от 04.06.2009 N 652-ж "О предоставлении ООО "ОЛВИ" земельного участка" от 04.06.2009 N 652-ж не может являться истечение срока действия договора аренды земельного участка от 17.09.2009, заключенного после и на основании указанного распоряжения.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 10 и 25 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 04.12.2012 N 249-р, предусматривающим, что органом, предоставляющим указанную муниципальную услугу, является департамент градостроительства администрации города Красноярска; заместителем руководителя департамента градостроительства осуществляется согласование проекта распоряжения о продлении срока предоставления земельного участка для строительства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по восстановлению нарушенного права заявителя на ответчика - департамент градостроительства администрации города Красноярска.
С учетом изложенного, доводы департамента, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Довод департамента о том, что суд первой инстанции неправомерно обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОЛВИ" путем принятия решения о продлении срока строительства административного здания на три года, так как указанный трехлетний срок не предусмотрен порядком совершения департаментом административных процедур при поступлении заявления о продлении срока распоряжения о предоставлении земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Действительно, срок продления строительства действующим законодательством не установлен.
Вместе с тем, принимая во внимание, что:
- в силу изложенных выше норм земельный участок для строительства предоставляется на срок до трех лет,
- указанный срок строительства предусмотрен проектной документацией,
- общество, обращаясь с соответствующим заявлением, просило продлить срок строительства на три года,
- общество не приступило к строительству спорного объекта, в связи с отсутствием разрешения на строительство, - судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о необоснованном возложении на департамент обязанности продлить срок строительства административного здания именно на три года.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" февраля 2013 года по делу N А33-16968/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)