Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-45887/12

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. по делу N А41-45887/12


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Воронков С.Ю., доверенность от 18.10.2013,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
от третьих лиц:
- администрации Истринского муниципального района Московской области - не явились, извещены;
- ИФНС по г. Истре Московской области - не явились, извещены,
администрации сельского поселения Онуфриевское - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 по делу N А41-45887/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Загорье" (ИНН 7724666790, ОГРН 1087746788447) к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьи лица: администрация Истринского муниципального района Московской области, ИФНС по г. Истре Московской области, администрация сельского поселения Онуфриевское, об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Загорье" (далее - заявитель, ООО "Загорье") обратилось в Арбитражный суд Московской области к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) с требованиями (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ):
- - признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:060204:58, общей площадью 92000 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, дер. Загорье, д. 18, участок находится примерно в 970 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, в размере 222 621 600, 00 руб., внесенную 30.04.2010 в государственный кадастр недвижимости;
- - определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:060204:58, общей площадью 92000 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, дер. Загорье, д. 18, участок находится примерно в 970 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, внесенную 30.04.2010 в государственный кадастр недвижимости, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 30.04.2010 в размере 48 037 101,00 руб.;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:060204:58, общей площадью 92000 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, дер. Загорье, д. 18 участок находится примерно в 970 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость по состоянию на 30.04.2010 в размере 48 037 101 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на неполное выяснения судом первой инстанции обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного и третьих лиц, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.06.2010 50 АА N 038164 обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:060204:58, общей площадью 92000 кв. м, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская обл., Истринский район, дер. Загорье, д. 18, участок находится примерно в 970 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка.
Земельный участок изначально был поставлен на кадастровый учет 26.05.2008 со следующим характеристиками: категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства". Кадастровая стоимость спорного земельного участка на момент (26.05.2008) была рассчитана с применением значения среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Истринского района Московской области в размере 2, 9585 руб./кв. м и составляла 272 182 рублей.
30.04.2010 вид разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 50:08:060204:58 с "для сельскохозяйственного производства" изменен на вид разрешенного использования "для дачного строительства".
05.07.2012 ООО "Загорье" в целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:060204:58 обратилось в Управление Росреестра по Московской области.
Уведомлениями Управление Росреестра по Московской области сообщило заявителю, что кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 222 621 600 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 2419,80 руб./кв. м.
Заявитель 12.09.2012 обратился к ООО "Бизнес Вектор" о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:060204:58, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, дер. Загорье, д. 18 участок находится примерно в 970 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка,.
Согласно представленному ООО "Бизнес Вектор" отчету N 0736 от 12.09.2012 рыночная стоимость земельного участка кадастровым номером 50:08:060204:58 составляет 48 037 101 руб.
Отчет N 0736 от 12.09.2012 по экспертному заключению эксперта Карцева П.В. от 28.09.2012 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по установлению кадастровой стоимости в размере 222 621 600 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 419,80 руб. /кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:08:060204:58 незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что ответчиком не представлено достаточных доказательств, которые бы позволяли усомниться в достоверности и объективности представленных заявителем доказательств и сделать вывод об отсутствия оснований для расчета государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:060204:58 в размере 48037101 руб.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав
В пункте 2.1.2. Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим ведение кадастровой оценки.
Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 был утвержден Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)".
В соответствии с пунктом 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночного роста, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с ранее действующим законодательством, кадастровая стоимость не может превышать рыночную стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При оспаривании кадастровой стоимости земельных участков истец должен доказать действительную рыночную стоимость таких участков.
Доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области о том, что представленный заявителем в качестве обоснования своих требований Отчет N 0736 от 12.09.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка, а также положительное Экспертное заключение N 816/2012-1 на указанный отчет не могут являться допустимыми доказательствами по делу не могут быть приняты апелляционным судом во внимание в связи со следующим.
Обществом в обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, установленной 30.04.2010, его рыночной стоимости, определенной на ту же дату, представлен Отчет N 0736 от 12.09.2012 об определении рыночной стоимости Земельного участка, подготовленный ООО "Бизнес Вектор".
Кадастровая стоимость определяется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В Отчете N 0736 от 12.09.2012 установлено, что по состоянию на 30.04.2010 рыночная стоимость земельного участка составляла 48 037 101 (сорок восемь миллионов тридцать семь тысяч сто одни) рублей.
Правильность выводов оценщика, содержащихся в Отчете N 0736, также установлена экспертным заключением N 816/2012-1 от 28.09.2012 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Экспертное заключение N 816/2012-1 от 28.09.2012 составлено в соответствии с "Положением о порядке проведения экспертизы отчетов об оценке объектов оценки ООО РОО", утвержденной Советом РОО 13.01.2012.
Согласно выводам эксперта Отчет N 0736 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылка заинтересованного лица на статью 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в соответствии с которой в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости: исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости не может быть принята во внимание, поскольку в данной статье речь идет о требованиях к отчету об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, согласно статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том. числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В соответствии с ФСО "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328, существует два вида экспертизы отчетов оценщиков: нормативно-методическая и экспертиза на подтверждение стоимости.
В статье 24.16 Закона N 135-ФЗ не содержится указаний на то, что отчет об определении кадастровой стоимости должен пройти две экспертизы: на предмет соответствия действующему законодательству и на предмет подтверждения стоимости.
В случае установления рыночной стоимости земельного участка должен представить отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, т.е. в данном случае речь идет только о нормативно-методической экспертизе.
Довод заинтересованного лица о недостоверности отчета оценщика и необоснованном не назначении судом экспертизы отчета оценщика подлежит отклонению.
Судом первой инстанции дана оценка представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд счел, что обществом доказана достоверность такого отчета, а доказательств недостоверности отчета оценщика представлено не было.
Назначение судом экспертизы регламентировано статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанной нормой ограничены ситуации, в которых суд назначает экспертизу по собственной инициативе. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не приводится доводов о том, что назначение экспертизы в настоящем деле предписано законом, предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства. Поскольку сторонами ходатайства о назначении экспертизы не заявлялось, у суда не было оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе.
Утверждение заинтересованного лица о том, что право общества на определение кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости возникло 26.07.2010 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ") противоречит действующему законодательству.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Ранее действующая редакция пункта 3 статьи 66 ЗК РФ (редакция N 42 от 27.12.2009) устанавливала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
Превышение кадастровой стоимости над рыночной стоимостью объекта недвижимости приводит к необоснованному и неправомерному увеличению налоговой базы и как следствие налоговых обязательств общества как плательщика земельного налога.
Принимая во внимание то, что нарушение прав и интересов ООО "Загорье" при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости, имело место на момент совершения таких действий, требование общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на ту же дату (на 30.04.2010) является обоснованным.
Поскольку внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков являются недействительными с момента их внесения (в связи с отсутствием утвержденной кадастровой стоимости земельных участков согласно Распоряжению Минэкологии Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ), установление кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков в размере их рыночной стоимости должно производиться с момента осуществления оценки земельных участков, то есть с 30.04.2010.
Сформулированная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего Постановления не вынесено решение судом первой инстанции.
Доводы, приведенные ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 по делу N А41-45887/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)